Откуда вы русские панки? Или метаморфозы северной обрядовой игрушки

Feb 23, 2011 10:10


Откуда вы русские панки? Или метаморфозы северной обрядовой игрушки



Наверное, увидев  заголовок,  читатель подумает о музыкальной субкультуре, предполагающей экстравагантный внешний вид современной молодёжи. Это направление названо английским словом "punk", что в переводе значит "гнильё, чепуха" или даже "паршивец". Но нет, в нашей статье речь  пойдет о традиционной культуре Русского Севера, её истории и загадках.

В старину в нынешних пределах Карелии, Поморья, Новгорода, на Ояти и Ладоге,  словом "панки" назывались  деревянные куклы,  вырезанные из цельного куска дерева.  Разнообразные человеческие фигурки ― вот что собой представляли панки.

Изначально северные куклы -панки, вероятнее всего,  были языческими идолами и предназначались  для ритуалов  языческой  магии, но даже с приходом на северные  земли православия они сохранили свою архаичную форму и значение. Для их изготовления брался небольшой чурбанчик (березовый или сосновый) и выдерживался в тепле 10 дней, затем с него убирали сучки, обтесывали, добиваясь гладкой поверхности...
 
Чаще всего панки имели  столбоватые фигуры, круглую или конусообразную голову с плоско стесанной лицевой частью, допускалась скупая отделка орнаментом (в технике резьбы, выжигания раскаленным железом). Впрочем, в некоторых местах,  например на Кольском полуострове,  встречалась и плоская форма, если из предназначенного для куклы чурбанчика топором вытесывали дощечку. В этом случае на доске чертили силуэт панка, а затем выпиливали его.


Черты лица у нее в старину либо отсутствовали, либо едва намечались впадинами и врезами. Так мастера поступали вполне сознательно:  тем самым обеспечивалась защита от вселения в куклу чужих злых духов , которые, по языческим поверьям, могут проникнуть через глаза, рот, нос  и уши. И ног у такой куклы не было: чтобы не ожила и не сбежала, а верно служила своему хозяину, который одновременно считался ее подопечным..

Когда надо было избавиться от какой-то напасти, обережную панку брали в руки, трижды поворачивали против часовой стрелки, приговаривая при  этом: "Отвернись злом, повернись добром". Особенно широкое распространение имел женский образ (баба), олицетворявший Богиню Мать,  основу жизни, кладезь ее силы и здоровья. Выбросить или проявить небрежность по отношению к кукле считалось не допустимым. И даже после смерти личная обережная панка отправлялась вместе со своим хозяином или хозяйкой в загробный мир.

Любопытно, что в  северорусской традиции символическое участие предков в общей семейной трапезе в определенные календарные даты обеспечивалось установлением на столе так же кукол-панков. В  остальное время они хранились  за иконами на божнице.
В далёком прошлом  пришла в дома жителей Русского Севера кукла-панок,  так давно, что никто уже и не помнит, когда и откуда она взялась.  Откуда же её корни и что означает странное название, напоминающее русскому человеку о Литовском нашествии 1612 года и шляхте Речи Посполитой?

На эти вопросы может ответить история и сравнительная этнография, которая неплохо дополняет историческую науку, в особенности там, где ощущается недостаток в прямых исторических данных.

На нашем Севере от Верхнего Поволжья до Белого моря и Урала широко распространены географические названия - Панщина, Паны, Панки, Пановы могилы, Пановы горы, обозначающие древние курганные группы и городища. Но Паны, Панки в приведенных названиях не связаны с нашествием в Московию литовцев  в ХVII веке, как это иногда объясняют местные жители. Курганы и городища существовали задолго до Смутного времени литовской интервенции и принадлежали финно-угорским народам ― чуди,  мери, муроме и другим исконным жителям Севера и Северо-востока  европейской части  России. Ивановские историки-краеведы А.В. Яблоков и К.Е. Балдин объясняют происхождение географических названий  Паны и Панки взаимодействием пришлого славянского и коренного финно-угорского этносов в ХI-ХIV веках .

Далее читайте здесь - http://merjamaa.ucoz.ru/news/otkuda_vy_russkie_panki_ili_metamorfozy_severnoj_obrjadovoj_igrushki/2011-02-11-174
 

финноугрика, мнения, культура повседневности, славяне, культовые практики

Previous post Next post
Up