Эти следы древнего инструмента на скалах - не просто следы трудовой деятельности. Это - элементы древнего искусства, символы.
шотландский памятник Kilmichael Glassary
Kilmartin Glen, Scotland
«Лабиринты Могора»: знаки кубка и кольца из Марина,
провинция Понтеведра, Галисия
Пера-Кревола (Италия, Пьемонт, долина Суза)
В англоязычной терминологии эти чашеобразные выимки так и называются: cup marks = "знаки кубка". Наскальное искусство всего европейского побережья - и Средиземноморское, и Атлантическое, и Балтийское -
представлено подобными изображениями неолита-бронзы.
.
Cup-marked stone in Hartola, Finland - Prehistoric sacrifice place
В частности, исследователи петроглифов Швеции утверждают, что именно cup marks наряду с изображениями лодок являют собой древнейшие наскальные изображения Скандинавии эпохи палеометалла
[см.: Coles J. Images of the past : a guide to the rock carvings and other ancient monuments of Northern Bohuslän / J. Coles, L. Bengtsson. - Uddevalla : Scrifter utgivna av Bohusläns museum och Bohusläns hembygdsförbund, 1994. - № 32. - P. 64]
Более того, упомянутые
наскальные рисунки шведского Бохуслана имеют позднюю этнографическую привязку: в XIX веке крестьяне по особым дням лили на них молоко и напевали, что оно идёт альвам.
(см. Ellis H. R. The Road to Hel : a Study of the Conception of the Dead in Old Norse Literature / H. R. Ellis. - N.-Y. : Greenwood Publishers, 1968. - P. 114-115;
Ellis-Davidson H. R. Gods and Myths of Nortern Europe / H. R. Ellis-Davidson. - 2nd ed. - London : Penguin Books, 1990. - P. 156).
Шведский камень со "знаками кубка"
(Slagstaristningen i Botkyrka, södra Stockholm)
Не случайно в скандинавии эти петроглифы именуются народным обозначением "älvkvarn".
В свою очередь, фольклористы и мифологи уже давно осознали по накопившимся культовым и мифологическим данным, что древнегерманский культ альвов имел непосредственное отношение к плодородию и к
культу предков, а стало быть, и к сфере смерти и посмертия.
Для подтверждения этой связи посмотрим на контекст:
где чаще всего изображаются на тех же изображениях Южной Швеции оные "знаки кубка"?
у символов "ладьи смерти"
возле человеческого лона
вокруг неких мифологических сущностей
возле скота - символа плодородия и блага
(см.:
http://www.liveinternet.ru/users/2492363/post135572671/и вот:
http://www.bellabs.ru/Scandinavia/Stockholm-Oslo_Tanum.html)
Это - цикл, связывающий нас с упомянутыми культами плодородия и почитания умерших. Про северные "ладьи смерти" библиография накопилась немалая, так что особо на этом пока останавливаться не будем
(см.: Король Д. О. Корабель у культовій традиції стародавнього населення Північної Європи / Денис Олександрович Король // Наукові записки Національного університету «Києво-Могилянська академія». Історичні науки. - К.: Видавничий дім “КМ Academia”, 2003. - Т.21. - С. 38-45.
Лаушкин К. Д. Онежское святилище : опыт новой расшифровки некоторых петроглифов Карелии. Ч. I / К. Д. Лаушкин // Скандинавский сборник / Под общей редакцией В. В. Похлебкина и Л. К. Роотс ; Тартуский гос. ун-т. - Таллин : Эст. гос. изд., 1959. - № 4. - С. 83-111.
Равдоникас В. И. Элементы космических представлений в образах наскальных изображений / В. И. Равдоникас // Советская археология. - 1937. - № 4. - C. 11-31.
Шейкин Е. В. Корабль в наскальном искусстве Скандинавии: на грани миров / Е. В. Шейкин // XV конференция по изучению истории, экономики, языка и литературы скандинавских стран и Финляндии : тез. докл. / РАН, Ин-т всеобщей истории, Истор. фак. МГУ. - М., 2004. - Ч. 1. - С. 205-207.)
Но упоминания заслуживает ещё одна закономерность.
Дело в том, что изрядная доля cup marks изображены в концентрических кольцах или желобках!
Concentric circles with a cross
(Carschenna, Switzerland)
'Laxe das Rodas' ('Stone of the Wheels')
Louro, Galicia
С чем мы имеем здесь дело - с ещё одним подвидом "знака кубка"? или же с наложением двух разных, но связанных единым контекстом символов?
То есть, встречаются ли подобные символы порознь?
(А в идеале - порознь, но рядом друг с другом)
вот, к примеру:
Flyhov, Sweden
над "ладьёй смерти" имеем концентрические круги, из которых сыпятся cup marks...
Но возможно, они в них влетают? Собственно из ладьи.
Думается, эти концентрические окружности близки по своему значению к распространённому древнему символу "лабиринта"...
знаки "кубков", "круги" и лабиринт
(Northumberland)
Древней символике лабиринта следует посвятить отдельный очерк. Ныне же стоит упомянуть
классический труд У. Мэтьюза "Mazes and Labyrinths" (1922)Также, израильский систематизатор неолитического мировоззрения Ариель Голан детально разобрал подобные моменты в широкой географии древних изображений лабиринтов... [*]
(см.: Голан А. Миф и символ / Ариель Голан. - М. : Русслит, [1994]. - С. 126-130)
Его тезисы формулируют чёткую идею древних:
символ лабиринта появился в образном творчестве человечества для обозначения мира Иного. Страны, куда уходят души умерших, и откуда они входят в новорождённого.
Подобная мифологема распространена по всей ойкумене человечества - равно как и символ лабиринта.
Labirinto do Outeiro do Cribo,
(Armenteira, Meis, Pontevedra, Galiza)
лабиринт из Rocky Valley
(Tintagel, Cornwall, England)
(интересная подборка лабиринтов здесь:
http://mmmgroup.altervista.org/e-labiri.html)
Одна из самых архаичных форм этих символов: диск с двумя усиками.
петроглифы Карелии
В равной степени распространён вариант концентрических кругов с усиками.
Примерно таким образом изображали схематично женское лоно. Именно такой вид имеют в плане многие древнейшие жилища (в той же Киррокитии)... Именно такой разрез у многих типов древних могил - начиная от коридорных гробниц и курганов III тыс. до н.э. и до мавзолеев античности.
(Клиндт-Йенсен О. Дания до викингов : [пер. с англ.] / Оле Клиндт-Йенсен. - СПб. : Евразия, 2003. - С. 70-78)
Этот вид имеют и многие рукотворные артефакты, находимые археологами.
Многие из них именуются просто "зеркалами с ручками" - потому что помимо внешнего вида несут в себе ещё и эту-таки функцию (особенно распространены такие "зеркала" в погребениях степных кочевых народов).
Иные не могут отражать никак, и заслужили обозначение "сковорода" (как, например, глиняное изделие из Кипра)
«Сковорода». Ритуальный сосуд. Камень, гравировка.
Киклады. 2-я половина 3-го тысячелетия до н.э
обратим внимание! на этой "сковороде" изображён корабль
сарматские "зеркала" из погребений
Итак, эти артефакты схожи с нашими "окружностями с усиками", которых особенно много в наскальном творчестве неолитической Карелии, и которые некоторые советские специалисты (напр., Линевский), предпочитали считать древними капканами - кляпцами. На самом же деле они гораздо ближе к некому символу пространства. Помещения с проходом, если угодно.
Как мы уже говорили, планировка собственно древних погребений имеет весьма похожую структуру:
коридорные гробницы Бретани
план "гробницы гигантов"
Попадаются в том числе и наскальные изображения, совмещающие упомянутые миниатюрные лабиринты - "окружности с проходом" - и наши "знаки кубков".
http://www.native-science.net/Rockart.Cupmarks.Groups.htm Какие же выводы следуют?
ПЕРВОЕ:
Наскальные кубкообразные изображения несут в себе чёткую семантику. Если более точно - круг представлений.
ВТОРОЕ:
В наскальном творчестве той эпохи имелась сеть привязок этих изображений к определённым символам. Эти привязки отнюдь не случайны.
В числе символов-привязок можно упомянуть -
ладью смерти, лоно людей и животных, сцены столкновений с оружием...
наконец, некие мифологические "хозяева", которые в композиции как бы ими "распоряжаются"
ТРЕТЬЕ:
Не менее чёткую семантику несёт в себе издревне символ "окружности с проходом", который напрямую связан с более поздними изображениями лабиринтов, и с их пространственными воспроизведениями в частности.
Вслед за А.Голаном осмеливаемся настаивать, что перед нами - символ мира Иного, царства предков - душ умерших и нерождённых...
ЧЕТВЁРТОЕ:
Собственно обозначение такой души - умершей либо рождающейся - и кажется самым явным полем значений cup marks. В этой связи вспоминается австралийское верование касательно чуринг. В этих магических предметах и хранятся до поры души. А вернее - их зародыши.
то есть чуринга здесь - примитивная предтеча мира Иного, царства Предков.
Это - этап когда воозрений на такую локацию ещё не возникло.
И не могло возникнуть ни cup marks в наскальном творчестве, ни мегалитических сооружений.
Поскольку:
ПЯТОЕ:
Мы считаем петроглифы Южной Швеции и наскальное искусство островов Атлантики (увы, так и не оформившееся в подобную блестящую систему) эпохи энеолита и всей эпохи бронзы самым непосредственным образом связанным с традицией мегалитов. Которая, в свою очередь непосредственным образом воплощает собой комплекс воззрений вокруг культа предков и страны мёртвых.
Таким образом, мегалитические постройки как с изображениями, так и без оных, а также собственно каменные полотна петроглифов передают единый пласт сложной культово-мифологической традиции.
Эта традиция противопоставляется мировоззрению реликтовых морских охотников - которые также оставляли наскальные мифологические полотна (жители северной Норвегии, Беломорья и Онежского озера).
Обе традиции отличны от мифологии и эстетики земледельцев лесостепной полосы - носителей традиции расписной керамики (их образы можно увидеть на посуде). Но все вместе взятые они так или иначе имеют больше точек взаимного соприкосновения в сравнении с носителями индоевропейской идеологии - лесостепными же народами курганов, шнуровой керамики и боевых топоров... (образы уместно сравнивать по каменным курганным стелам)
В свою очередь, эта самая культово-мифологическая система творцов мегалитов, лабиринтов и "знаков кубков" являет собою особый
комплекс воззрений на культ предков, который впредь уместно изучать именно как комплекс - во всех проявлениях древнего искусства и культовых практик.
UPD.: перенесено на год для удобства продолжения