Сакральные объекты Звенигородчины. Часть первая - "Улыбка Тёмного Владыки"

Nov 03, 2010 12:08


Сакральные объекты Звенигородчины. Часть первая - "Улыбка Тёмного Владыки"



В знаменательные осенние дни поминовения предков - Деды, мы, краеведы из общества «Metsa Kunnta» устроили вылазку в западное Подмосковье, в некогда пограничные места балтско-финского мира . Целью поездки была деревня Луцино в окрестностях подмосковного Звенигорода.





Этот древний край до сих пор таит ряд загадок, на которые придется искать ответы. В раннем железном веке верховья Москвы-реки были густо заселены людьми Дьяковской культуры. Позднее, в начале XIII века, здесь находилась северо-западная граница так называемой «Вятичской анархии» - участок холмов и непроходимых лесов на правом берегу Москвы-реки на стыке между Ростово-Суздальским, Смоленским, Черниговским и Рязанским княжествами (А. А. Юшко. О междукняжеских границах в бассейне р. Москвы в середине ХII-начале XIII в.). Кстати находящийся в полусотне километров Можайск крестился, возможно, только в середине XIII столетия (Г. Мокеев. Град святого Николы Можайского).

В 15 км от Луцино, выше по течению Москва-реки, стоит знаменитая деревня Хотяжи, уже тенденциозно названная жадными до сенсаций журналистами древней столицей Подмосковья (Макухо А. Найдена древняя столица Подмосковья). 
И, конечно, наш интерес к Луцино усиливало имя вятичей, которых далеко не все исследователи считают славянами. Например по мнению Т. Н. Алексеевой Вятичи в антропологическом отношении могут рассматриваться как ославяненное узколицее восточно-финское и балтское население: "Судя по археологическим данным, к юго-западной же волне славянской колонизации Восточной Европы относятся и вятичи. Однако они не имеют того комплекса признаков, который характерен для потомков пражско-корчакской и пеньковской культур. Для них характерна долихокрания в сочетании с узким лицом и средневыступающим носом. Нет в облике вятичей и сходства с польскими (ляшскими) славянами, которые отличаются более крупными размерами черепа. Мы не можем также на основе антропологических  данных оценить и контакты с донскими славянами о физическом облике которых мы не имеем представления из-за отсутствия антропологических материалов. Зато вполне  отчетливо обнаруживается в облике вятичей присутствие черт, типичных для финно-угорского населения Восточно-Европейской равнины"

К слову, например Татищев то же считал вятичей не славянами, а сарматами. «Имя их есть сарматское и знаменует на сем языке людей грубых, беспокойных, каковы они и в самом деле были. Чуваши доныне именуются на мордовском языке - ветке».

Любопытно, что по переписи 1678 г. среди перечисленных жителей Луцино есть крестьянин с финским именем Локало, что можно перевести как «грязнуля».



Схема расположения посещённых нами объектов

Далее читайте здесь - http://merjanin.livejournal.com/26575.html

фотоэкскурс, культура повседневности, история, славяне, фольклор, культовые практики

Previous post Next post
Up