...Репост из «Истории шашек» авторства
skyruk (
оригинал поста здесь)
История шашек ч.8: Замма, Харбага, Дабло
Первое, что приходит на ум, когда пытаешься усовершенствовать алькуерк - нельзя ли увеличить поле. В далёком прошлом египтяне объединили четыре поля для Мельницы в одно, так почему бы не повторить подобную процедуру?
Во всяком случае, стоит посмотреть, что из этого получится. Можно также добавить диагоналей (а соответственно, и перекрёстков). В любом случае, «проклятие первого хода» после этого наверняка не будет довлеть над игроками так сильно.
ЗАММА
Североафриканская «Замма» (Zamma, Damma, Dhamet), также - «Шранд» (Srand, Strand) построена именно по такому принципу. Недаром она также известна как «Четверной алькуерк» (Quad alquerque). Это самая простая модификация испанской игры. Замма повсеместно распространена в Мавритании, где является национальной игрой.
Чёрные фишки в Замме называются «мужчинами» белые - «женщинами».
В Сахаре в Замму играют палочками и камешками.
В республике Гана подобная игра носит название Damii и отличается занятной особенностью: фишки в ней одноцветные, но «мужчины» квадратные, а «женщины» - круглые.
С доской местные игроки при этом не заморачиваются и играют на обычных чёрно-белых клетках, фишки ходят по всем восьми направлениям.
Дамка в Замме зовётся «мулла» или «султан».
В Замме вообще много поздних заимствований из других шашечных игр - запрет хода назад, появление дамки и т.д. Все вышеприведённые названия вероятнее всего представляют собой искажённые берберами испанское «дамес» (шашки) и арабское «шатрандж».
Занятно, что люди за столько веков так и не разобрались, что перед ними: простые шахматы или навороченные шашки.
Доска квадратная, 9х9 со всеми диагоналями (81 поле) и представляет собой увеличенную сетку алькуерка с «мельничной» разметкой, в которой, однако, в середине каждой стороны квадрата есть дополнительное поле.
У каждого игрока по 40 фишек. Доска в начале партии заставлена полностью, кроме центрального поля. Расстановка асимметричная, тоже по типу алькуерка: серединная горизонталь делится поровну, каждому игроку принадлежит её правая часть.
* Первый ход делают чёрные.
* Фишки ходят только вперёд и вбок, ортогонально и диагонально. Рубка назад разрешена.
* Взятие шашечного типа - прыжком на свободное поле за фишкой противника.
Фишки рубят и ортогонально, и диагонально, согласно линиям разметки. Захват обязателен.
* При серийном взятии игрок должен срубить максимально возможное количество фишек.
* Фишка, достигшая последней горизонтали, превращается в дамку - «муллу». «Мулла» ходит по любой открытой линии на любое количество полей и бьёт фишку в пределах досягаемости, если за нею есть хотя бы одно свободное поле (игрок волен выбирать, если таких полей несколько).
* Цель игры - срубить и/или запереть все фишки противника.
* Если фишек осталось мало и они свободны, но уже не могут поймать друг друга, объявляется ничья.
Существует две разновидности игры, различающиеся правилами серийного взятия:
1). Dhamet (также Srand): каждая срубленная в ходе серийного взятия фишка немедленно снимается с доски, прежде чем атакующая совершит следующий прыжок.
2). Zamma (также Damma): фишки снимаются только после завершения серийного взятия, т.е. в Замме действует «турецкий удар», когда шашка прекращает взятие, ступив на поле, на котором при этой атаке уже побывала.
ХАРБАГА
Марокканская «Харбага» (Kharbaga, а точнее Khreïbga или Khraig-ba) - другая модификация алькуерка. Размеры поля в целом остались прежними, но диагонали тоже прочерчены везде. Все возникшие пересечения - «рабочие», на них можно ставить фишку (соответственно, количество оных увеличилось до 20 на каждой стороне).
В остальном Харбага представляет собой уменьшенный вариант Заммы, имеет сходные правила, отличается размерами доски, разметкой и некоторыми деталями игрового процесса.
Доска 5х5 (41 перекрёсток), диагонали прочерчены все и везде. Дополнительных полей на сторонах квадратов нет.
Расстановка: по 20 фишек в 4 ряда с каждой стороны (2 своих фишки ставятся справа по типу алькуерка). Центральное поле свободно.
* Фишка становится «муллой», только задержавшись на последней горизонтали.
Если фишка в ходе серийного взятия лишь проходит через неё, превращения не происходит.
Как и в Замме, в Харбаге существуют два аналогичных варианта правил, касающихся снятия при серийном взятии - эти тонкости оговариваются заранее. На самом деле, это далеко не мелочь: запрет или разрешение «турецкого удара» в шашечных играх - мощный инструмент в умелых руках. История шашек знает случаи, когда классный игрок, свободный от оков «турецкого удара», устраивал противнику форменный геноцид. Мало что способно остановить распоясавшуюся дальнобойную дамку в середине партии: «турецкий удар», «треугольник Петрова»… да, пожалуй, и всё.
Замма и Харбага действительно освободились от главной проблемы алькуерка (первый ход в них не так фатален), но взамен приобрели полдюжины других. Это тяжёлые, медлительные игры на перегруженной доске.
Если Харбага для весёлой дружеской партейки ещё туда-сюда, то Замма требует слишком много внимания: игрок вынужден контролировать не только ортогонали и диагонали, но ещё дополнительные поля на катетах.
Алькуерк предоставляет фишкам выбор между восемью и четырьмя направлениями, это его главная «изюминка».
В Харбаге перекрёстков больше, но в целом всё по-прежнему (8 и 4), а вот в Замме это соотношение изменилось на 8, 4 и… 2. То есть, изюма в этом кексе много, но он, увы, с косточками. Недаром там запрещены обратные ходы: безобидное тактическое отступление в такой «коридор» может обернуться запиранием. Головоломные прыжки остались, даже усложнились, но такая вседозволенность не расслабляет, а напрягает, при этом дебютные построения по-прежнему упираются рогом в центр доски.
И если алькуерк это «драка в узком переулке», то Замма - черепашьи бои в лабиринте.
Марокканцы высказываются о ней поэтичнее: «Сыграть в дамет - что пресечь пустыню».
Если же говорить о Замме как о спортивной дисциплине, то это удел профессионалов, людей не от мира сего. Турниры проводятся в каждом регионе, и везде есть свои чемпионы. Полагаю, тонкостей в ней немало, но все они вызваны не структурными новациями, а особенностями разметки, а это мы уже проходили: алькуерк сказал по этому поводу всё, что можно было сказать.
Вместо того, чтобы искать новое, третье решение, создатели этих систем предпочли «слоёный пирог» из нескольких старых и проверенных. Система получилась тяжеловесная, хотя при этом весьма надёжная, практически такая же вечная, как пустыня.
Впрочем, африканские игроки не ищут лёгких путей - достаточно вспомнить Бао и Омвесо.
ДАБЛО
...Любопытный вариант модифицированного алькуерка под названием «Дабло» (Dablo, Dablot) бытовал (и с некоторых пор опять бытует) у лапландцев.
Какое-то время он был известен, в основном по описаниям (правда, довольно подробным), хотя находились любители в него сыграть. Широким массам игра стала известна с 1892 года, когда появилась в каталоге музея в Стокгольме.
Это смесь испанского алькуерка, римских латрункулей, шахмат и, возможно, хнефатафла (а если таинственные шашки халатафл существовали, то и наверное, и без их участия не обошлось). В игру добавлены не только дополнительные перекрёстки и диагонали, но также фишки-предводители.
Игра символизирует борьбу кочевых лапландцев с финскими поселенцами за землю: одна сторона в игре представляет «лапландцев», другая - «пейзан».
Чёрные фишки «лапландцев» традиционно зовутся «Король» («gånneka»), «Королевич» или «Принц» («gånnekan alke»), а также солдаты («dårake»). Белые фишки финских «фермеров» зовутся: «Хозяин», «Хозяйский сын» и «батраки».
Несмотря на различные названия, стороны совершенно равны по количеству и силе фигур.
Взятие осуществляется прыжком, согласно линиям разметки, по типу алькуерка.
Правила Дабло таковы:
* «Солдаты» ходят только вперёд и вбок (в т.ч. по диагонали), рубка назад запрещена (? - не уточнено). Король и Принц - во всех направлениях.
* Для «солдат» взятие обязательно, Король и Принц рубят по желанию.
* Серия взятий не только возможна, но и должна быть доведена до конца.
* Фишку может рубить или равная ей по «званию», или рангом выше. Соответственно, Короля рубит только другой Король, Принца - Король и Принц, и только бедную пехоту рубят все, кому не лень.
* Цель игры - или срубить все фишки противника, оставив Короля «голым», или запереть и/или срубить Короля (это тоже приносит немедленную победу).
* Взятие или запирание фишки-Принца победы не приносит.
Существует несколько разновидностей этой игры на разных полях. Первые два варианта - из северной Лапландии, в них по две фишки-предводителя. Вторые два - из южной (шведской) Лапландии, доски и расстановка в них другие, а фишки-Королевичи отсутствуют. Названия приведены с отсылкой на деревни и селения, где бытовали соответствующие версии.
1). ДАБЛО ИЗ ПРЕЙЕСНЕ (Dablo Prejjesne).
Доска прямоугольная, 6х7 (72 перекрёстка), ориентированная вертикально. Расстановка: 28+2 фишки в 5 рядов, Король и Принц ставятся справа, НАД основной группой (Король - выше, Принц - под ним).
2). ДАБЛО ИЗ ФРОСТВИКЕНА (Dablo Frostviken).
Доска квадратная, 5х5 (41 перекрёсток). Расстановка: 17+2 фишки в 4 ряда, Король и Принц ставятся справа, В СОСТАВЕ основной группы (Король - выше, Принц - под ним).
Существует детский вариант этой игры с полем 4х5. Расстановка: 11+2 фишки в 3 ряда, Король и Принц располагаются аналогично.
3). ДАБЛО ИЗ ДАЭРЕСА (Dablo Dåres).
Доска квадратная, 7х7 (144 перекрёстка). Расстановка: 26+1 фишка в 4 ряда или 33+1 фишка в 5 рядов. Король ставится справа, НАД основной группой. Принц отсутствует.
4). ДАБЛО ИЗ АЭСЕЛЕ (Dablo Åsele).
Доска квадратная, 5х5 (41 перекрёсток). Расстановка: 18+1 фишка в 4 ряда. Король ставится справа, тоже НАД основной группой. Принц отсутствует.
Игры из Фроствикена и Аэселе, видимо, являются базовыми: игровая сетка в них копирует алькуерк с дополнительными диагоналями (см. аналогичную сетку Харбаги), и количество периферийных полей у них тоже совпадает (5х5).
Обе игры любопытны, но не слишком оригинальны.
Например, легко заметить, что игра из Фроствикена двумя ходами Принцев сводится к начальной позиции алькуерка с одним свободным перекрёстком, где и начинается мясорубка, причём, в шаурму идёт только пехота: фишки Короля и Принца с их иммунитетом практически всесильны, и «встреча в верхах» откладывается до конца партии.
Нужно очень грамотно играть, чтоб обезвредить эту августейшую семейку, и то не факт, что поможет - оставшихся сил может и не хватить для победы.
Впрочем, за лидерами тоже нужен глаз да глаз: обе фигуры ловятся в простейшую тактическую ловушку с жертвой, и тогда при ответной атаке, допустим, Короля, в хвосте его цепочки взятий по недосмотру может оказаться чужой Король или Принц.
Дабло из Прейесне (6х7) сегодня считается общепринятой, канонической версией.
Это «золотая середина», восемь ног для осьминога. Пожалуй, это действительно удачный компромисс между тактическими кружевами и банальным шапкозакидательством. Все официальные турниры и соревнования проводятся по этим правилам и на такой доске.
Что касается самого большого варианта, 7х7, то знатоки отмечают, что при всех его достоинствах Дабло из Даэреса - игра громоздкая, неповоротливая, а в дебюте и откровенно скучноватая: в четырёхрядном её варианте сближение сторон затрудняет обширная пустыня в середине доски, а в пятирядном просто чересчур много фишек.
Вообще, лично у меня при взгляде на Дабло всплывает в памяти старый анекдот про китайскую армию: «Границу будем переходить малыми группами - по миллиону человек. А с флангов пойдут танки, танки! Справа - один, слева - другой!».
При всём при этом Дабло в Лапландии в течение многих лет была запрещена шведскими властями, ибо вызывала серьёзную зависимость. С другой стороны, попробуй проконтролируй кочевников-лопарей в бескрайней тундре - там и не такие динозавры выживали, вспомните Таблут.
Да, на родине Санта Клауса умеют удивлять. Один бог знает, как мог возникнуть такой поразительный гибрид, как Дабло. Хотя, при взгляде на подобную схему можно только посочувствовать бедным лопарям - кто только их не завоёвывал…
Напоследок хочу привести для примера ещё одну игру того же типа.
Для этого нам придётся перенестись за океан.
ТУКНАНАВУХПИ
У индейцев племени Хопи, проживающих в Мексике и в штате Аризона в США, бытовала игра, почти тождественная Харбаге. Называлась она Тукнанавухпи (Tuknanavuhpi). Неизвестно, насколько она стара - впервые её описал шотландский исследователь игр Стюарт Кулин во втором томе своей книги «Игры индейцев Северной Америки».
В свете вышеописанного она ничем не примечательна. Ну то есть, это всё мы уже видели.
Доска Тукнанавухпи аналогична доске для Харбаги: поле 5х5, 41 перекрёсток, прочерчены все диагонали. Играют камешками или зёрнами.
Правила тоже почти тождественны африканскому варианту.
У каждого игрока по 20 фишек, которые называются «pokmoita» (животные, звери).
Фишки могут ходить в любом направлении. Захват производится прыжком через фишку противника.
Рубка обязательна, однако серия взятий может быть прервана в любой момент.
Цель - срубить или запереть все фишки противника. Дамок в игре нет.
По-видимому, и Харбага, и Тукнанавухпи произошли от алькуерка, который завезли в Африку арабы, а в Америку - испанские конкистадоры.
А вот другой вариант этой игры, который Хопи называли Tukvnanawopi (а индейцы племени Керес из Нью-Мексико - Aiyawatstani), претерпел чрезвычайно интересную метаморфозу: на доске у неё исчезли… ортогонали! Как давно это произошло, сегодня выяснить уже не представляется возможным - книга Кулина вышла в 1907 году, и он был первым и последним европейцем, который наблюдал эту игру вживую и рассказал о том. Однако для нас этот случай очень важен и интересен.
На примере этих двух игр чётко и ясно можно представить, какими путями шла эволюция шашек.
Но об этом в следующий раз.
...И напоследок - пассаж об играх индейцев Америки
из другой главы исследования этого автора...
КОЛОВИС
Коловис (полное название Kolowis awithlaknannai) - шашечная игра индейцев племени Зуни, проживающих в штате Нью-Мексико. Эту игру описал Стюарт Кулин, позднее Роберт Белл придумал для неё название «Битва змей», но не дал объяснение, откуда оно взялось.
Вероятно, коловис тоже представляет собой уникальный сплав идей американских индейцев и правил алькуерка, который завезли в Америку испанские конкистадоры, индейцы просто взяли игру и преобразовали её по своему вкусу, но убедительных доказательств этому нет.
Известно только, что именем «Kolowisi» у индейцев Зуни называют мифического морского змея. Места в Нью-Мексико засушливые, вода там - ценнейший ресурс, потому образ водяного змея очень почитали. Часто встречаются терракотовые статуэтки, изображения змей на керамике. Возможно, игра представляла собой часть шаманского ритуала при общении с божеством, например, для вызова дождя.
Собственно, когда Стюарт Кулин нашёл рисунок поля на плоской каменной крыше в деревне племени Зуни, индейцы в неё уже не играли. Правила были восстановлены им позднее.
Доска коловиса весьма специфической формы - она линейная, а не квадратная: узкая и сильно вытянутая в длину. Ориентирована горизонтально. Сетка сильно отличается от алькуерка, напоминая узор на спине змеи; её основа - не квадраты, а ромбы, «нанизанные» на средний ряд. Игровое поле состоит практически из одних диагоналей, на доске почти отсутствует ортогональное движение (в малом варианте оно возможно только по средней линии), в игре нет никаких задних рядов, и фишка достигает другого края доски первым же взятием.
* Серия захватов разрешена, однако игрок может прервать её в любой момент.
* «Турецкий удар» в коловисе действует - во время серии взятий каждая фишка снимается с доски сразу после взятия.
Существует два варианта поля.
В книге Мюррея приводится рисунок малого поля без внешних горизонталей (этот вариант известен также как Mosona). На поле 25 перекрёстков в три ряда (8-9-8). У каждого игрока по 12 фишек. Расстановка: 8 фишек в нижнем ряду, остальные четыре - в среднем, с левой стороны. Центральное поле свободно.
Структура разметки поля Большого коловиса из книги Белла сходная («нанизанные» на среднюю линию ромбы). Главное отличие: есть верхняя и нижняя горизонтали, а две кривые линии связывают их концы. На поле 47 перекрёстков в три ряда (16-17-16).
У каждого игрока по 23 фишки. Расстановка: 16 фишек в нижнем ряду, остальные семь - в среднем, с левой стороны. Центральное поле и центральные фланговые перекрёстки свободны.
«Битва змеев» представляет больший интерес, чем можно подумать, читая правила и разглядывая доску. Большая протяжённость поля и малая ширина переносят игру в другое измерение, пути взятии превращаются в молниеносные зигзаги, длинные диагональные «броски», действительно напоминающие змеиные выпады. Фишка в ходе взятия может обскакать почти всю доску по периметру.
Ну, а далее начнём рассматривать серьёзные доработки и улучшения и посмотрим, куда они в итоге привели.
[Продолжение следует]
© Дмитрий Скирюк
другие материалы «Истории шашек»:
* Введение:
«История шашек» от Дмитрия Скирюка*
Петтейя и Латрункули - шашки античности*
Настольные игры древности : «Мельница»*
«шашки» Средиземноморской Африки: Сиджа и Алькуерк Также рекомендуем:
http://print-n-play.blogspot.com/2015/10/awithlaknannai.html