Петтейя и Латрункули - шашки античности

Dec 05, 2015 12:05


Продолжаем шашечные репосты наблюдений от skyruk.

Итак, переходим к первой и второй части очерка «История Шашек»:

Античное наследие: Петтейя и Латрункули

...Можно сказать уверенно: в шашки как таковые не играли ни в древнем Египте, ни в античной Греции ни даже в древнем Риме - этой игры тогда попросту не было. Фрески на стенах египетских гробниц, которые исследователи середины XX века ошибочно принимали за сцены шашечных и шахматных баталий, на самом деле изображают игроков в сенет, а рисунки на древнегреческой керамике, изображающие поединок Ахилла и Аякса, тоже относятся совсем к другой игре.
С неё, пожалуй, и начнём.

ПЕТТЕЙЯ (ПОЛИС)

Приведённую Платоном легенду о боге Гермесе, который якобы изобрёл шашки, чтобы обыграть богиню Луны, можно сразу отбросить: это греческая перелицовка более раннего египетского мифа, повествующего, как бог мудрости Тот летал в гости к божеству Луны Хонсу играть в сенет на дни лунного года. Более достойна внимания версия, по которой первую игру шашечного типа придумал греческий герой Паламед - родственник легендарного Одиссея. Произошло это во время Троянской войны.


Такое вполне могло случиться: осада Трои длилась десять лет, а Паламед, судя по дошедшим до нас свидетельствам современников, был очень неглуп. Атлет и воин, астроном, навигатор, математик, поэт и врач - возможно, первый в истории диетолог (это он научил греков пить вино разбавленным, то есть фактически обеззараживать воду вином, и ввёл в войсках трёхразовый приём пищи), это был образованный мыслитель, фактически Ломоносов своего времени. Паламед даже усовершенствовал алфавит (по Плинию и Плутарху - добавил 4 буквы к 16 уже имеющимся). Один лишь тот факт, что Гомер не стал упоминать его из зависти, поскольку Паламед первым сочинил поэму о Троянской войне, о многом говорит.
Легенда гласит: «Много разумных советов давал грекам Паламед, не раз оказывал он им неоценимые услуги. Целебными травами излечивал он раны и болезни; он устроил маяк для греков, чтобы знали отплывшие из стана, куда пристать тёмной ночью. Чтили героя Паламеда греки и охотно слушались его советов. За это возненавидел его Одиссей».




Именно Паламед разоблачил мнимое безумие молодожёна Одиссея, не желавшего идти на войну - его владения находились дальше всех в Греции от Трои. Когда воины прибыли за ним на Итаку, Одиссей запряг вола с ослом и затеял пахать прибрежный песок и сеять соль. Паламед не поверил в безумие Одиссея: «Оно произошло слишком вовремя», - заявил он, подложил у царя на пути младенца Телемаха, и Одиссей не решился погубить своего единственного сына. Собственно, из-за этой истории Одиссей и возненавидел Паламеда так, что впоследствии оклеветал его и подстроил убийство.
Да, человек такого ума, храбрости и смекалки мог изобрести игру на века.

И шашки вполне можно считать лучшим памятником этому великому человеку, чья трагическая гибель стала большой потерей для науки, искусства и военного дела. Недаром именем Паламеда назывался первый шахматный журнал, издававшийся с 1836 года в Париже.
Однако дальше начинаются сложности.
Даже если принять за достоверный факт, что Паламед изобрёл некую игру, сама игра до нас не дошла: не сохранилось ни поля, ни фишек, ни даже правил. По мнению большинства исследователей, в петтейю играли на одноцветном клетчатом поле чёрными и белыми фишками (камнями), в ней была начальная расстановка, и игроки ходили по очереди. К сожалению, это всё, что мы о ней знаем наверняка, остальное - догадки и домыслы.

Нет никаких сведений о размерах и пропорциях доски, количестве и расстановке шашек, о характере ходов и приёмах рубки. Вопрос об игральных костях тоже остаётся открытым.
Более-менее можно быть уверенными только в том, что целью игры было снять с доски и/или запереть все фишки противника.



   До нас во множестве дошли образцы афинской вазописи с изображением сцены, где Ахилл и Аякс Большой (Теламонид) играют в петтейю (иногда в присутствии богини Афины). Немецкий ученый К.Роберт высказал мнение, что сюжет восходит к потерянной поэме «Паламедия»: Ахилл и Аякс, находясь в карауле (о чём свидетельствует их полное вооружение), решили сразиться в петтейю и так увлеклись, что не заметили, как подошедшие троянцы напали на ахейцев, поэтому появившаяся Афина призывает героев к сражению.
(К слову сказать, Ахилл и Аякс были единственными, кто не поверил в предательство Паламеда.)

Игра игрой, но древние художники при нанесении изображения на вазу больше внимания уделяли героям, нежели игре.







Эллинская манера рисовать сильно отличается от египетской,
и вазописные изображения не позволяют определить, в какую именно игру Ахилл и Аякс играют:
в одних случаях герои представлены бросающими кости, в других - двигающими фишки.




Египтяне, которые не ведали аксонометрии, спокойно могли изобразить двоих играющих в профиль, а игровую доску - в ракурсе «вид сверху», в то время как на эллинских вазах виден только столик, чуть намеченные точечки камней - и фигуры героев.




   Безошибочно определить персонажей и результат игры позволяют подписи с именами героев, сопровождающие некоторые сцены, типа: «У Ахилла 4, у Аякса 3». Чего «4», чего «3» (шашек? очков? бросков? выигранных партий?) - мы не знаем.
Непонятно, какие ходы игроки собираются сделать, выставляют они фишки по одной на доску или двигают их по доске. Тонкие, прилежно выписанные пальцы рук древних героев тянутся, скорее, двинуть фишку, нежели её поставить, но иногда держат камешек, а иногда - игральную кость.





В некоторых источниках встречается другое название игры: «пессои» («гальки») - в древней Греции так назывались игры нардового типа (например, Аристофан цитирует строку из потерянной трагедии Еврипида: «Ахилл кинул кости - дважды по три очка)». Поэтому большинство учёных придерживается мнения, что это всё-таки была кюбейя или же другие античные «нарды», искусствовед С.Вудфорд считает, что художники вообще не имели в виду какую-то одну определенную игру, Саргин полагает, что это безусловно шашки, а Байрактаров - что это было Го.




   Всё это очень, очень странно.
Ладно, пусть античные художники не стремились изобразить какую-то одну игру и всякий раз рисовали разные. Но должны же они были всякий раз изображать какую-то конкретную игру! Петтейя, если так можно выразиться, в те времена жила и процветала, возможно даже, скульпторы играли в неё каждый вечер, так почему же вместо этого они изображали на вазах что-то непонятное?


Честное слово, даже древние египтяне в этом смысле были аккуратнее.
[...]
...Самая популярная версия гласит, что петтейя игралась на доске 8х8.
Количество фишек варьируется, но обычно указывается, что играли 8+8 фишек при начальной расстановке в линию на первой и последней горизонталях, либо же 30+30 при начальной расстановке с заполнением обеих половин доски (откуда взялось это безумное число - не знаю).
Ходили фишки только по вертикалям и горизонталям, на одну клетку, по типу современных шахматных ладей, а рубка осуществлялась взятием фишки противника «в клещи».




   В двух последних допущениях, пожалуй, есть смысл.
Во всяком случае, учёный-лексикограф, софист и ритор второй половины II века Юлий Поллукс в своей энциклопедии «Ономастикон» описывает правила зажима совершенно недвусмысленно:
«А игра во много шашек есть Плинтион с клетками, расположенными на линиях. А Плинтион же зовется Полисом, каждая из шашек - Собакой. Разделены шашки по мастям на двое, а искусство сей игры в том, чтобы окружить двумя одномастными шашками таковую иной масти и снять».

   Также практиковался такой приём, как запирание.
Платон в своем труде «Политика» сравнивал людей, попавших в нёлегкое положение во время спора, с неопытными игроками в петтейю, которые оказываются «запертыми» более сильным противником.

Непревзойдёнными игроками в древней Элладе считались Диадор из Мегаполиса, а также Леон и Теодор из Митилены. Леон, помимо редкого таланта игрока, запомнился согражданам своими благородными поступками. Так, увидев однажды, как богач издевается над своим рабом, Леон вызвал хозяина на поединок в петтейю, запросив в случае победы жизнь раба, выиграл партию и тут же даровал рабу свободу.

А вот первое и второе предположения насчёт доски и расстановки, вероятнее всего, являются заблуждениями, возникшими под влиянием более поздних игр. Историк Г.Блюмнер в 1885 году приводит в пример эллинскую статуэтку и пишет: «Эту игру иллюстрирует терракотовая группа из Афин, на которой изображены юноша и женщина, играющие в присутствии зрителей. Вид доски дан сверху: двенадцать плоских и круглых фигур неравномерно расположены на доске, состоящей из 42 квадратных клеток. Ни в очертаниях доски, ни в расположении фишек нельзя, однако, быть вполне уверенными».




Действительно, доска сделана крайне небрежно -
фишки стоят вперемешку, часть на клетках, часть - на перекрестьях (даже на линиях),
нет никаких следов расстановки, количество клеток расчерчено наобум.

Во времена же Троянской войны петтейя и вовсе находилась в стадии зарождения, правила её ещё не устоялись, а все знают, как военная, казарменная среда воздействует на гражданские артефакты - достаточно вспомнить, как сильно изменились, например, нарды у американских морпехов. Наверняка солдаты всячески экспериментировали, пробовали те или иные варианты, меняли расстановку, количество шашек и клеток на доске. Так что, в принципе, могли существовать и доски 8х8, тождественные современным, хотя это отнюдь не значит, что подобный формат был стандартом.





...Люди (в том числе ваш покорный слуга), которые пытались играть в петтейю по описанным выше правилам, сразу столкнулись с кучей игровых проблем (например, неизбежными патовыми ситуациями, когда участники по очереди просто выдвигают фишки на середину доски, по вертикали, в итоге фишки встречаются «нос к носу», на чём партия и заканчивается).



   Такая игра не то что сбалансирована, она «забалансирована». Не так уж сложно создать положение, при котором любой захват станет невозможен (например, оградить угол 3х3 - и ходить внутри него). Никакие ограничения и фолы от этого не спасают.

Этот вариант петтейи охотно воссоздают на всяких ролёвках, исторических фестивалях и базарах, но попробуйте найти среди реконструкторов и ролевиков фаната этакой «петтейи»: гарантирую, что не найдёте, ни у нас, ни за рубежом. Вы сами можете сыграть в Сети с программой и, думаю, не будете от этого процесса в восторге.

В такой игре напрочь отсутствует стратегия, нет азарта, она медлительна, неуклюжа и предсказуема, поскольку что-то важное исследователями было упущено, а что-то лишнее, наоборот, привнесено.
Вряд ли она может хоть кого-нибудь увлечь настолько же, как увлекла Ахилла и Аякса.




А вот с ходами и системой взятия всё и сложней, и интереснее.
Паламед придумал те шашки, или не Паламед - в любом случае он должен был от чего-то отталкиваться. С ходу выдумать такую сложную игровую систему мог только бог или полубог.
Ещё одна теория гласит, что петтейя попала к эллинам с острова Крит: Паламед, сын царя Навплия с острова Эвбей, сам был мореплавателем (строил маяки, учил ахейцев ориентироваться по звёздам и т.д.), поэтому он всяко должен был с ней познакомиться.

Другое дело, что на Крите в то время бытовали, в основном, разнообразные версии египетских и шумерских игр (ну и некоторые собственные уникальные изобретения критян, вроде затрикии).

В следующем посте будет сделана попытка взглянуть на возможные предтечи античной игры в древнем Египте. Сейчас же будет нелишне ознакомиться с поздней античностью.

Итак, петтейя исчезла.
Но она успела разбросать по свету семена, и первым побегом этого буйного леса стали древнеримские «латрункули».

ЛАТРУНКУЛИ



Полное название этой игры, Ludus latrunculorum, происходит от латинского latro («воин») и переводится как «Игра в солдатики». Latrunculi - такое же латинское уменьшительно-ласкательное слово от latro, как, например, caliga («сапог») и caligula (сапожок).
Принято считать, что латрункули - дальнейшая стадия развития петтейи.
О правилах римской игры мы знаем несравнимо больше, чем о греческой, но всё равно не так много, как хотелось бы. До наших дней не сохранилось ни одного полноценного комплекта для игры в латрункули, лишь дюжина разномастных досок, а все труды, в которых упоминаются правила, написаны тяжёлым языком и изобилуют специфическими терминами, о значении которых историки спорят до сих пор.




Впервые название этой игры упоминает римский ученый-энциклопедист Варрон (116-27 до н.э.) в книге «De Lingua Latina», где он сравнивает с шашечной доской таблицу падежей латинского склонения: «Здесь два порядка клеток, одни поперечные, другие прямые, как это обыкновенно на доске, на которой играют в латрункули».
Епископ Исидор Севильский (560-636 н.э.) в своей «Этимологии» сообщает, что в латрункулях "шашки двигаются частью в порядке («ordinari»), частью туда и сюда («vagis»), почему одни называются обыкновенными, а другие блуждающими. Те, которые не могут быть вовсе сдвигаемы, называются «пришедшими в отчаяние»".

Красиво сказано. Но, как видите, снова - полное отсутствие любых упоминаний о количестве фишек и их начальной расстановке, зато к нашим услугам большое разнообразие римских полей - как фрагментов, так и цельных, высеченных в мраморе игральных досок: 8х12, 10х11, 9х10, 7х8, 8х8 …




Порою создаётся впечатление, что для римлян совершенно не были важны размеры и пропорции доски, словно им было "по барабану", где играть, лишь бы у доски были края, а на ней - клетки. Чаще всего поля для латрункулей расчерчивали на обороте досок для игры в Табулу - этот факт позволил исследователям сделать предположение, что стандартной всё-таки была доска 8х12, по числу линий в Табуле.




Французский ученый Бек де Фукьер (1869 г.) считал, что слово «латрункули» должно относиться к шашкам, двигавшимся лишь вперёд, а «латро» - к шашке с расширенными правами, предполагая, что у римлян были шашки с разными движениями в самом начале игры: «латро» стояли в заднем ряду, как фигуры в шахматах.

Известный русский знаток и теоретик шашечной игры Д.И. Саргин (а вслед за ним Куличихин и отчасти даже Голосуев) с восторгом поддержали эту версию, считая возможной игру на поле 7х7, где фишки ставились на перекрестья, а не в клетки - уж очень она походит на шашечную, хотя гипотеза курьёзная и вряд ли заслуживает рассмотрения (см. аргументы далее).



Современная теория придерживается полностью противоположных взглядов.
Дамок, судя по всему, в игре всё-таки не было, но помимо простых солдатиков-латрункулей в игре действительно участвовала ещё одна фигура - «Орёл», иначе «Dux» (имеется в виду, конечно же, не птица, а штандарт с орлом - символом легиона). Это была объёмная фигурка, а не плоская фишка.
Подобные выводы позволили сделать опять-таки археологические находки за пределами Рима, а именно - в Британии, в Эссексе, где римляне играли в то, что археологи называют «Стенвейской» или «Колчестерской» играми.




   При расстановке обычные шашки размещались в ряд на первой и последней горизонталях, а «Орёл» располагался впереди шеренги, со смещением на одну клетку вправо или влево (если количество их было чётное) или по центру (если нечётное).
Для победы требовалось уничтожить всех латрункулей противника и/или захватить «Орла», но если простую фишку достаточно было взять в клещи, то для захвата «Орла» требовалось окружить его со всех четырёх сторон.

Такая фигура действительно сильно меняет ситуацию на доске - "срубить" её непросто, а в тактическом плане она даёт больше возможностей для построении сложных, комбинированных ловушек, но в целом игру это не спасает.
Там было что-то ещё, что-то другое. Попробуйте сыграть - сами поймёте.




    Вдобавок, есть все основания предполагать, что опытные игроки по взаимной договорённости могли добавлять к первому ряду фишек второй и даже третий (согласно стандартному количеству рядов в римских легионах), доводя таким образом их число до 16 и 32 на одной стороне.




   Нет, это просто кошмар какой-то!
Латрункули были очень популярны в древнем Риме (хотя, конечно, не так, как Табула и Дуодецим - всё-таки в битве этих игрушечных солдатиков слишком многое зависит от интеллекта играющих), по ним проводились настоящие турниры, быть может, первые в истории. Но какой, скажите, может быть турнир, когда у игры настолько размытые правила и нет стандартов для доски и расстановки? Как игроки с разных концов Рима вообще договаривались, во что они будут играть?
А если ещё фишки ставили то в клетки, то на перекрестья… Да они подрались бы раньше, чем выяснили, сколько будет клеток на доске! А в том, что играли много, повсюду и даже на улицах, нет сомнений: игра была так общеизвестна и любима, что прохожие останавливались, интересуясь трудными положениями.



   Известно много исторических примеров и упоминаний этой игры у классиков.
Причём, из них становится ясно, что играли как в самом Риме, так и провинциях, и испанский, скажем так, «латрункулист» чувствовал себя в компании римских игроков как рыба в воде.
Так, Марк Валерий Марциал (ок. 40 - ок. 104), чьи остроумные «Эпиграммы» остаются одним из важнейших источников информации по истории римского быта, очень любил играть в латрункули: «Брадобрея и камешки с доскою, да немного моих любимых книжек... и бери ты себе термы Нерона», - говаривал он.
Марциал долго проживал в Риме, а с воцарением Траяна (98 г.) вернулся на родину - в Испанию. Его труды содержат в том числе и наставления игрокам в латрункули, позволяющие установить и количество шашек (12+12), и основной принцип рубки (взятие неприятельской шашки в клещи), и устройство доски (с одной стороны - табула, с другой - латрункули), и материал, из которого делались фишки (стекло или поделочные камни):

Если играешь в коварные войны латронов,
пусть из драгоценного камня будет у тебя воин и твой неприятель.
---
Если играешь в войну, из шашек строя засады,
в этих стекляшках найдёшь ты и солдат, и врагов.
---
В кости с одной стороны играют на дюжине точек,
Шашка погибнет с другой меж иноцветных врагов.
---
Как разноцветным бойцам удерживать линию фронта,
ибо, попав между двух вражеских, воин погиб, -
как в наступленье идти и как отступать осторожно […].
---
Новий с Публием пусть тебе сдадутся,
между шашек стеснённые стеклянных.





Философ Сенека (кстати, тоже испанец) повествует в трактате «О спокойствии духа», как при Калигуле (37-41 гг.) был приговорён к смертной казни Юлий Кан. Он играл в латрункули, когда сотник, ведя отряд осуждённых, приказал ему поспешить. Позванный пересчитал шашки и обратился к своему противнику: «Смотри, после моей смерти не соври, что ты выиграл». Затем обратился к сотнику: «Будешь свидетелем, что у меня одной больше. Полагаешь ли ты, что Кан выиграл в этой партии?».
В другой работе, «О краткости жизни», Сенека наоборот, иронизирует:
«Только тот может быть признан абсолютно свободным, кто уверен, что он избавлен от всякого дела, но было бы очень условным причислять к людям свободным только тех, кто проводит свою жизнь в игре в латрункули, или в мяч, или в том, что греется на солнце […] Никто, когда бежит на пожар собственного дома, не станет смотреть на игральную доску, чтобы узнать, как освободится взятый в плен камешек.»

[NB! Стихотворний панигирик Пизону вырезан. См. в комментарии]

Непонятно, как ходили фишки - на одну клетку, или же могли двигаться за один ход на любое их количество, как шахматные ладьи. Скорее всего, фишки могли ходить назад («...вот один, отступая...»).
Без этого латрункули (да и петтейя) очень быстро сгниют в ничейной гавани.
Надо сказать, что почти все крупные умы того времени рано или поздно неизбежно оказывались втянутыми в политические интриги и погибали от рук убийцы или палача. Пизон имел несчастье возглавить заговор против императора Нерона и был казнён. Некоторые даже полагают, что вышеупомянутый фрагмент о Пизоне и латрункулях - замаскированный план покушения и вооружённого восстания.

Умение играть в латрункули считалось ценным воинским навыком.
Прокул, командующий римским легионом в Галлии, на пиру в Лионе выиграл десять раз подряд, за что в шутку был провозглашён императором. Историк Флавий Вописк (III в. до н.э.) пишет об этом так: «Когда на одном пиру, играя в латрункули, Прокул десять раз подряд вышел в императоры, один из зрителей принёс зимнюю красную мантию, накинул ему на плечи и приветствовал: "Да здравствует Август!"» (в то время императором был Луций Домиций Аврелиан Август (270-275).
Саргин считает, что «императором» в то время называли шашку, прошедшую в дамки, но при этом выдаёт желаемое за действительное. Скорее всего, таким высоким званием просто награждали победителя так же, как сейчас очередного чемпиона мира чествуют «шахматным королём».
   Наконец, Овидий в своей «Науке любви» тоже не избежал упоминания об игре в «солдатики» (в переводе М.Л.Гаспарова - «разбойники»):

Если играешь в «разбойников», будь осмотрительна тоже:
Пешка, встретясь с двумя, сразу уходит с доски,
Воин без пары своей и стеснённый борьбу продолжает,
Вновь повторяя и вновь соревновательный ход.

Многие считают петтейю и латрункули одной и той же игрой с оговоркой, что римляне добавили на доски фигуры «Орлов» (Белл и Мюррей вообще не делали меж ними разницы).
Но так ли это?



Насколько были схожи петтейя и латрункули,
и сводились ли отличия меж ними только к добавлению на доску римского «Орла»?
И главное - КАК он был добавлен:
plusque (то есть, тринадцатым по счёту), или же включительно (двенадцатым)?

Любая из этих версий сразу тянет за собой новые тактические варианты и способы расстановки. И что самое отвратительное - ни одну нет возможности как следует проверить!





   Ох уж эти римляне (а также греки)!
Они любили эту игру до самозабвения, возили за собой везде и всюду камушки и доски, посвящали ей стихи, поэмы, афоризмы, эпиграммы, но ни разу - НИ РАЗУ не удосужились записать или зарисовать начальную расстановку!!
Просто удивительно, что такая популярная и повсеместно распространённая игра исчезла без следа, не оставив после себя ни игровых комплектов, ни сколь-нибудь более-менее подробного свода правил.
Просто удивительно.
Некоторые исследователи склонны разделять эту игру на две отдельных разновидности: римские латрункули на квадратной доске, расстановкой напоминающие современные японские Хасами Сёги, и «европейские» латрункули с «Орлом», на вытянутой доске, но указать ещё какую-либо разницу меж ними затрудняются. Как 12+12 шашек располагались на доске 8х8 в начале игры - тоже абсолютная загадка.
   Другие вовсе полагают, что современные японские Хасами Сёги (точнее, Дай Хасами Сёги, ибо для иллюстрации все почему-то используют этот вариант игры, с двухрядной расстановкой) чуть ли не напрямую происходят от римских латрункулей («хасами» по-японски как раз и означает «клещи») а Турецкие шашки, осетинские «Кены», малайский Sodok (он же - тайландский Mak-Yek) и прочие шашечные игры с ортогональным движением фишки - и вовсе поздние модификации, возникшие при слиянии римских латрункулей, европейских шашек и каких-то местных разновидностей, в которых чёрт ногу сломит.





   А теперь приготовьтесь. Сейчас я вас немного огорошу.
Мы живём во времена Интернета, и потому сегодня документы, которые веками лежали в закрытых хранилищах библиотек, нередко оказываются в общественном доступе. Иногда это приносит свои плоды. Так, в ходе моих изысканий мне посчастливилось наткнуться на любопытный рисунок. В книге 1902 года издания «A Short History of the English People» («Краткая история английского народа») приводится копия гравюры «Юноша и леди, играющие в шашки» из манускрипта начала XIV века, так называемого «Псалтыря королевы Марии» (в XVI веке он принадлежал Марии Тюдор).



   Беглого взгляда на картинку достаточно, чтобы понять: игра, в которую играют эти двое - что угодно, только не шашки (и не шахматы).
Доска одноцветная, с несимметричной разметкой 5х6, и две фишки из девяти разительно отличаются от прочих: это крупные объёмные фигурки, формой напоминающие царские короны, тогда как остальные семь - плоские фишки.


   Лиам Куин, человек, который отсканировал этот документ, пишет:
«Кажется, две фишки отличаются от прочих, заставляя подозревать, что это не те шашки, какими мы их знаем. […] Доска пять на шесть клеток - возможно, она просто небрежно нарисована, но всё же наводит на мысль, что возможно, это совсем не та игра, как нынешние "draughts" или "checkers"».

Можно было бы списать всё на небрежность художника, не будь рисунок так подробен в деталях. Художник кропотливо выписал черты лиц играющих, их позы, пальцы, складки одежд и канву на платье, ожерелье, подушечку для ног и т.п.
Даже фасон остроносых женских башмачков можно различить без труда. И фигурки на доске прорисованы хоть скупо, но аккуратно, в линиях разметки нет перекоса или следов уплотнения, как это бывает, когда художник напортачит.
Доска прорисована чётко, в хорошем ракурсе, клетки пропорциональны, имеется даже окантовка. Нарисовать при таком подходе шахматную чёрно-белую разметку доски не составило бы труда. Нет, гравёр прекрасно знал, кого и что изображает! И хотя фишки нарисованы одноцветными, игра слишком узнаваема, чтобы можно было проигнорировать этот факт.

Если нужны ещё доказательства, вот вам другой рисунок, практически той же эпохи: игра в шашки. Всё на месте, никаких сомнений насчёт игрового набора не возникает. Даже сориентирована доска правильно - угловое белое поле справа, хотя играют по-итальянски: на белых полях. При этом (заметьте!) все фишки тоже одного цвета.




    Всё это позволяет сделать поразительный вывод: римские латрункули БЫЛИ ЖИВЫ ещё в начале XIV столетия, в них (или похожую игру) вовсю играли в Англии того времени.

Доска развёрнута к играющим нечётной стороной, поэтому можно предположить, что фигура «Орла» при расстановке встанет посередине, перед строем. Вопрос о количестве фишек остаётся открытым.
Если их было по 5 с каждой стороны (или по 5 + «Орёл»), и они размещались в один ряд, придётся признать, что на рисунке изображены мастера - игра в разгаре, а срублено всего три шашки. Если же их было по 10, 12, или даже по 13 - доска становится чересчур тесна, хотя такие варианты тоже исключать нельзя.






Так как же выглядели латрункули?
Истина, как всегда, где-то рядом. Думаю, всё-таки правы исследователи, которые считают, что игра существовала в двух версиях: ранние римские с доской 8х8, поздние римские с доской 8х12 (чем бы они ни были, в их существовании, по крайней мере, точно не приходится сомневаться), и ещё более поздние европейские на малой доске (возможно, 5х6).
Фигурка «Орла» существовала в последних двух версиях, насчёт первой у меня такой уверенности нет.





Когда я рассматривал эту гравюру, то не мог отделаться от ощущения, что подобную сцену я уже где-то видел, пока наконец не вспомнил о терракотовой статуэтке из Афин.
Ну конечно! Снова юноша и взрослая женщина, и снова шашечная доска! Разве что зрителя нет. Куличихин предлагает свою прорисовку доски (внизу), искусственно доведя число клеток до 8х8. Но и в прежнем варианте доска вполне играбельна, и даже позиция выглядит логично:

Возможно ли, что античный скульптор и средневековый художник взяли за основу какой-то известный сюжет, который до нас не дошёл? Мы этого не знаем, но такое вопиющее сходство двух картин, разделённых четырнадцатью веками, поневоле настораживает и даже немного пугает.
Эта игра не сдавалась 15 столетий (!) - и всё-таки исчезла.
Поучительный пример всем, кто мнит о себе слишком много.





Пожалуй, самое время вернуться к петтейе и взять другой «след» - попытаться извлечь информацию из самого названия древней игры.
Напомню, греки называли игру Паламеда «петтейя» («petteia») или «полис» («polis»), а также «плинтион» («plinthion»).
Этимология слова «петтейя» не очень ясна.
Возможно, это искажённое «Паламедия», или, что верней - «петрейя» от древнегреческого petrus или petra - «камень». А вот полисом эллины совершенно чётко и определённо именовали город, а точнее - город-государство типа той же Трои.
Есть несколько заслуживающих внимания свидетельств хронистов, что оригинальная петтейя-полис представляла собой именно символическое «взятие» города, штурм.
Но если мы посмотрим на описанные выше игровые схемы, мы увидим что угодно - битву двух отрядов, легионов, стычку с варварами, бои гладиаторов, но уж никак не штурм укреплённого города, «полиса».
Слово же «plinthion», помимо основного значения (плоский кирпич, плинфа), означало то, что сегодня именуется «каре»: боевое построение в виде квадрата с пустым пространством в середине - оно предусматривалось для отражения нападения вражеской конницы.
И чтоб разобраться в этих странностях, нам придётся совершить скачок на три столетия вперёд...

[продолжение следует]

Начало см.: http://enigmatic-past.livejournal.com/104971.html

ракурс событий, межкультурная компаративистика, игры древности

Previous post Next post
Up