греческая интермедия о рабах и позах

Apr 06, 2015 16:06


...Итак, всё началось вот с этого поста-викторины от sergeytsvetkov.




Это - сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе.
Один из взрослых мужчин - раб. Древние греки узнавали его по характерной детали.

Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по мнению людей античности?

Далее возник такой ответ:

Как узнать раба? (Правильный ответ на вчерашний пост)

Спасибо всем, кто вчера состязался в эрудиции, дедукции и остроумии.
Народ наш пытлив и любознателен, и это вселяет оптимизм во всякого, кто с ним общается :).

Разберем наиболее популярные или аргументированные версии.

1. Красная лента. Что тут сказать? Иногда красная лента - это просто красная лента.

2. Рабу положено трудиться, и значит, тот, кто работает (обучает). Т.е. фигура справа или в центре. Снова нет. В школах преподавали, в основном, свободные граждане, хотя их социальный статус был крайне низок. Раб-учитель - признак, скорее, домашнего воспитания.

3. Обратная версия - господину читать не пристало. Остроумно, но не более.

3. Антропологическое отличие (форма носа). Т.е. не грек, иноземец и, следовательно, раб. Сократ был курнос, Перикл имел прямой нос. Мимо.

4. Ошейник (на мужчине справа). Те, кто поправил, что это - ключицы, были правы. Вот гимнаст (заведомо, не раб) того же вазописца, следовательно, один стиль изображения.



5. Борода (или её отсутствие). Такого отличительного признака не существовало. Вот воин без бороды



Платона с бородой каждый способен найти сам.

6. Покрой одежды. Отличия трудноразличимы, а раба видно с первого взгляда.

7. Посох раба-педагога. По формуле "помощь зала" этот ответ на первом месте. Раб указан правильно, однако по неправильному признаку. С одной стороны, Платон в «Законах» действительно говорит, что «палка служила для порядка и увещания детей педагогом». Однако вот свидетельство Аристофана ("Облака"), что учитель музыки тоже запросто прибегал к палке:

Если б баловать кто-нибудь вздумал, дурить, выводить переливы и свисты,
Как теперь это любят, Фринида лады, безобразные трели, коленца,
Запищал бы под палкою шут. Поделом. Не бесчести святого искусства.

Педотриб (учитель гимнастики) на рисунках также неизменно вооружен тростью.



Ну, и наконец не забудем, что Греция - страна гористая, и посох там всегда кстати и рабу, и свободному, молодому и старому, в самых разнообразных ситуациях.












Таким образом, Дурис позволяет зрителям сразу узнать раба по одному-единственому безоговорочному признаку - отсутствию хорошего воспитания и светских манер, присущих свободному гражданину Афин: в "храме воспитания" он сидит, скрестив ноги.

Несколько примеров в доказательство сему.

Обратимся снова к Аристофану, который в "Облаках" дает картину «трудов и дней» типичной афинской мусической школы:

Расскажу вам о том, что когда-то у нас воспитаньем звалось молодежи,
В те года, когда и, справедливости страж, процветал, когда скромность царила,
Вот вам первое: плача и визга детей было в городе вовсе не слышно.
Нет. Учтивою кучкой по улице шли ребятишки села к кифаристу
В самых легких одеждах, хотя бы мукой с неба падали снежные хлопья.
Приходили, садились, колен не скрестив, а почтенный наставник учил их
Стародедовским песням: «Паллада в бою воевода» или «Меди бряцанье»,
Запевая размеренно, строго и в лад, как отцы и как деды певали.

Сократ сетовал:
«Молодежь теперь любит роскошь. У нее плохие манеры. Она презирает авторитет, у нее нет уважения к старшим. Она занимается болтовней, в то время как должна работать. Молодые люди уже не встают, когда входят старшие... Они противоречат своим родителям, пустословят в обществе, заглатывают за столом еду, кладут ногу на ногу и тиранизируют отца и мать»

"Дома педагог учит мальчика манерам - нельзя заговаривать со старшими или громко смеяться, нельзя сидеть, скрестив ноги, класть ногу на ногу, опираться подбородком на руки".
К.М. Колобова, Е.Л. Озерецкая. Как жили древние греки
http://www.sno.pro1.ru/lib/kolobova_ozereckaya_kak_zhili_drevnie_greki/5.htm

Этот запрет на скрещивание ног из Византии перешел в Русскую Православную церковь, где, как известно, такая поза в храме крайне не одобряется. Хотя, вроде, все рабы Божии ;). Впрочем, у католиков все аналогично.
Поздравляю тех, кто написал правильный ответ, с прекрасной эрудицией!

Меж тем, меня такая постановка ответа несколько озадачила.
Мой комментарий на это таков:

Подозреваю, придётся здесь не согласиться с "правильным ответом".

Уж кто-кто а раб, сопровождающий хозяйского сына на учёбу, был обязан знать манеры.
В то же время, на частных уроках наставник может позволить себе вальяжность.

И если первая сцена повреждена, и нам не видно ног мужчины, то центральный персонаж - хоть и повёрнут к зрителю в профиль - совершенно очевидно сидит со скрещенными лодыжками! т.е. его поза аналогична правому мужчине анфас! Таким образом, смею предположить, что все три мужчины на изображении сидят отнюдь не "целомудренно". Возможно, все трое и есть рабы. Но только ли рабы могли это себе позволить?

...



женщины




мужчины




Кстати, краснофигурные кратеры - это как раз дни Сократа, когда старые манеры правда уже мало кем блюлись.



А Эдип, как видно, был не самым воспитанным царевичем :)

иконография, мнения, нравы, сюжетные композиции, visual, Др.Средиземноморье

Previous post Next post
Up