Закон об ограничении иностранного усыновления, так называемый "закон Димы Яковлева" породил очень много споров среди людей, которые про слово «усыновление» слышали только краем уха, но СМИ все сказали за них, и поэтому было создано общественное мнение, что только «заграница» поможет счастливому будущему наших детей. Однако это далеко не так.
Закон об усыновлении российскими гражданами в новой редакции вступил в силу в сентябре 2012 года. Всех будущих приемных родителей, помимо перечня документов обязали пройти «Школы приемных родителей», которые были сертифицированы только в конце 2012 года, таким образом, реальное усыновление, когда с людьми начали работать психологи и органы опеки началось только в этом году. Тогда же, стартовала и государственная программа, которая стимулировала людей становиться усыновителями. Первые «выпуски» потенциальных усыновителей с полным пакетом документов появились только в октябре-ноябре 2012 года. Это примерно 10-12 будущих усыновленных детей из каждой школы приемных родителей. В Центральном округе Москвы таких школ было 5. Прошло слишком мало времени, хотя результаты уже очень значительны, на мой взгляд.
С другой стороны, действовало множество фирм по иностранному усыновлению, которые за огромные деньги подыскивали детей, которых было бы возможно усыновить иностранцам. Однако, каких именно детей они могли законно предлагать? Только тех, которых не захотели усыновить российские граждане и с тяжелыми заболеваниями, которые невозможно лечить в России или оказывать таким детям необходимую помощь для жизненного существования. Что такое отказ усыновителя: приехали посмотрели на ребенка, послушали врачей об ужасах, записанных в медицинской карте и подписали отказ. Замечу, что простые люди сами не врачи, в повседневной жизни и так запуганы всякими слухами «сарафанного радио», что все пороки родителей всегда проявляются в детях (ребенок алкоголиков станет алкоголиком, наркоманов - наркоманом, воров - вором и т.д.), поэтому верят на слово «компетентным людям». А если сюда еще прибавить деньги?
С чем сталкивался обычный российский усыновитель еще - нет детей. Точнее дети в Москве и Московской области были, но это были дети с синдромом Дауна, с другими тяжелейшими патологиями, этнически - не славяне. И такие дети не были нужны ни россиянам, потому что нуждаются в специализированной помощи, ни почему-то иностранным усыновителям. Фирмы для иностранного усыновления подыскивали детей не в столице, а по дальним уголкам нашей страны - почему? Потому что там легче нарисовать все что угодно в медицинской карте и обойти законодательство.
Понимаете, я не против иностранного усыновления, но я за то, чтобы оно осуществлялось в рамках законодательства и не порождало коррупцию. Усыновителям из той же Москвы приходится лично ездить по регионам и сдавать документы, если усыновители - семейная пара, то лично вдвоем. А это значит, что усыновители должны взять на работе отпуск, оплатить проезд, проживание, и не факт, что в другом регионе они найдут ребенка, на которого подпишут согласие. И так нужно объездить несколько регионов.
Что случилось после принятия «закона Димы Яковлева»? Была остановлена торговля детьми за деньги. Мне очень жалко иностранных усыновителей, которых эти фирмы еще полгода «разводили» обещаниями, что документы собираются, вот-вот дело будет передано в суд. Их просто «кинули» на деньги. А когда они сами начали метания и борьбу за тех детей, к которым приезжали, и которые уже их называли своими родителями, то начинали выяснятся подробности: например, что у ребенка есть братья и сестры (законом запрещено разделять детей, если усыновляешь или берешь под опеку, то всех), что статус не полный (есть родственники, которые тоже имеют право на усыновление или опеку) и т.д. Для них время было упущено, потому что еще через полгода стали приниматься законные акты, что должно быть подписано соглашение об усыновлении между странами, и уже последний акт осенью прошлого года, о запрещении усыновлять в те страны, где легализованы однополые браки. Кто пострадал в этом случае? Все - и дети, и иностранные усыновители. Может быть, что-то еще будет позитивное, не знаю.
У нас в стране много людей, которые хотят стать опекунами и усыновителями. Есть многие государственные программы. Например, в одном регионе есть несколько экспериментальных семей уже со своими детьми: им строят дом и дают участок земли, с условием, что они берут под опеку пятерых детей-инвалидов, один из которых инвалид-колясочник.
Теперь поговорим о здоровье. К написанию этого поста меня подтолкнул еще один пост в ЖЖ, где рассказывались ужасы детского дома устами русской мамы в Италии, которая наслушалась рассказов итальянской усыновительницы о том, в каком запущенном состоянии они взяли ребенка из Кемерово. И лист комментов про то, какие скоты работают в детских домах. Давайте отделим мух от котлет: работники детского дома - не ангелы, работают как могут, и я не могу говорить за всех, но те, что я видела - совершенно нормально и искренне, по мере сил, заботятся о детях. Тут невозможно вывести некий идеал или указать «как надо» и «как не надо». Дети умытые, накормленные, с ними играют и их развивают - на горшок ходят, пирамидку складывают, что еще нужно? Это не семья. А вот какими дети бывают, когда оказываются в детском доме, когда социальные работники, устав увещевать непутевых родителей, принимают решение о помещении ребенка в детский дом? Вот где ужасы маленьких и больших городов нашей страны. Дети попадают в детские дома не за непослушание, а потому что (в своей большей массе) родители оказываются не в состоянии исполнять свой родительский долг - кормить, одевать, лечить и любить. А «отказники», которых уже с первых часов жизни обрекают на то, чтобы лежат в пеленках и смотреть в потолок? Только медсестры по своей инициативе, подходят и берут их на руки, потому что самое важное, чтобы ребенок с первых дней жизни ощущал себя кому-то нужным, иначе задержка психического развития обеспечена ему на всю жизнь.
Однако, ни слова об этом у авторов комментов. Все только ругают работников детских домов. Поэтому еще раз хочу сказать, если вы чайл-фри или сами не в состоянии дать этим детям семью и свою любовь, нечего рассуждать о том, чего не знаете и развешивать ярлыки.