- Неужели вообще не светлеет?
Почти никто из нашей десятки, отправившийся в самый пик полярной ночи в самый большой заполярный горд Мурманск по приглашению компании «РосАтом», посмотреть на атомные ледоколы, не был там ранее.
- Ну почему, - отвечали местные. - Светлеет. Вообще становится как днем. Просто ненадолго.
Поверить в это было сложно. Казалось, темнота, окутавшая нас на выходе из самолета, отпустит на не раньше, чем на обратном пути… Такая она была всепоглощающая…
Темнота сопровождала нас всю дорогу до отеля, и потом еще всю ночь, и утром на завтраке и потом в дороге, когда мы ехали на точку, во время прохождения процедуры досмотра и оформления всех бумаг, и на официальной части мероприятия… Ближе к полудню мы начали отмечать, что темнота за окном кажется стала слегка рассеиваться… И в сумерках появились они - атомные гиганты.
- Мы специально так подгадали время, чтобы вы смогли поснимать, пока светло…
Формальный день полярной ночи очень недолог. Надо торопиться, говорили нам то и дело. Конечно, день полярной ночи, это не совсем и день… всего лишь небольшая полоска сумеречной зоны, между темнотой и темнотой… Но этого времени нам хватило, чтобы рассмотреть эти величавые корабли.
Атомному ледокольному флоту России в этом году исполняется 55 лет. И это, безусловно, одна из тех истории, которыми наша страна по праву может гордиться!
2.
С появлением атомных ледоколов стало возможно настоящее освоение Крайнего Севера, была открыта круглогодичная навигация по северному морскому пути, благодаря новому маршруту почти в два раза сократилось расстояние и время перевозки для транзитных грузов, а наша страна на десятилетия вперед гарантировала себя право присутствие в Арктике.
Сегодня одним из приоритетных направлений деятельности «Атомфлота» становится участие в арктических нефтегазовых проектах и проведение научно-исследовательских работ в Российской Арктике.
- А эффективность? - снова и снова спрашивали мы. - Количество тонн грузов, цифры…
- Ледоколы - это всего лишь дорога, - отвечали нам. - Не совсем верно оценивать эффективность дороги в тоннах.
3.
Каждый из этих кораблей - уникален. У каждого есть своя история, свои достижения и победы.
Атомный ледокол «Арктика» впервые в активном надводном плавании во льдах достиг географической точки северного полюса. Для моряков это все равно, что высадка на Луну.
Автор фото
martin Атомный контейнеровоз «Севморпуть» на сегодня является единственным в мире действующим атомным транспортом. И что-от особенное можно сказать практически по каждому кораблю, увиденному нами на ледокольной базе…
Автор фото
martin А «Ямал» легендарен как минимум тем, что на его носу однажды креативный дизайнер нарисовал зубы в хищном оскале, после чего он без сомнения стал иконой всего ледокольного флота.
фото найдено в сети, автор неизвестен
К сожалению, когда мы гуляли по базе, он был поставлен на обслуживание в плавучий док и легендарного носа мы так и не увидели.
4.
5.
Зато увидели винты, которые поражают одним своим размером.
6.
После «Ямала» такие зубы стали рисовать на ледоколах и в других странах. Но это, конечно, не более чем подражание.
Атомный флот России - уникален. Такого нет больше нигде в мире. Именно благодаря мирному атому, стало возможна подобная продуктивность работы. Другие виды топлива просто не тянут по производительности и поэтому не могут соперничать с атомом. В Арктике не редки случаи, когда этим гигантам приходилось делать отдельные рейсы по спасению застрявших во льдах ледоколов Канады и Норвегии.
Еще один уникальный ледокол - «50 лет победы». Его мы так же застали в сухом плавучем доке и как раз на его борт нам предстоялео подняться.
7.
8.
Это первый и единственный ледокол, который осуществляет не только промышленные, спасательные или исследовательские рейсы, но и возит туристов на северный полюс... Стоимость такой поездки - не малая… ее можно посмотреть на сайте «официального дилера» по таким круизам, компании
«Poseidon expeditions».
Настоящий гигант.
9.
Только чтобы подняться на среднюю палубу, через которую осуществляется вход на ледокол, нужно преодолеть несколько этажей.
10.
11.
12.
13.
Все окружающие корабли с этой высоты кажутся где-то далеко внизу.
14.
15.
Этот ледокол - рабочая лошадка. Здесь нет места декорам и дизайну интерьера. Все максимально просто, функционально, эргономично…
16.
Вдоль главной корабельной лестницы конечно расположилась небольшая галерея с фотографиями ледоколов. Это не просто украшение. Это история, помогающая понять, ту гордость, которую испытывают работающие здесь люди, уникальностью этого проекта и его важную роль в освоении Арктики, но и в истории страны, да и всей планеты в целом.
17.
Длинными коридорами мы сначала прошли в рабочий кабинет капитана…
18.
Потом в зал для переговоров.
19.
А вот собственно и сам капитан. (Забыла имя, подскажите пожалуйста.)
20.
Мы познакомились с ним незадолго до этого, во время обеда в ледокольной столовой. Там нас любезно встретили и вкусно накормили простой, но сытной едой. Такой, какую подают во время долгих рейсов. Увы, замерзшим и уставшим от прогулок и съемок на базе нам было не до съемок еды… За окном медленно но верно темнело.
Капитан, сдержанный и хладнокровный мужчина, очень вежливо и деликатно отвечал на все наши глупые и наивные вопросы.
- А на севере совсем ночь сейчас? - спросил кто-то из нас… Тема полярной ночи толстой нитью проходила через всю поездку и не давала покоя южанам.
- Чем севернее, тем меньше света. Там где мы работаем, иногда не светлеет днем совсем.
21.
Команда заступает на дежурство сразу на 4 месяца. Наверное, это тяжелый жизненный путь, но люди не жалуются. Более того, как мне показалось, большинство гордится своей принадлежностью к такому уникальному флоту и таким серьезным задачам. Все-таки туристические рейсы ледокола «50 лет победы» - это скорее имиджевая экспортная история и просто прогулка для экипажа. Рабочие же задачи перед командой ставятся совсем иные.
- А из какой страны больше всего туристов? - спрашивали мы.
- Японцев очень много. Ну и русских в последнее время становится все больше и больше.
Туристические рейсы расписаны и выкуплены на несколько лет веред.
После недолгой беседы мы отправились посмотреть как устроен атомоход.
Разумеется прежде всего нас провели на капитанский мостик.
22.
- А почему здесь так темно? - спросил кто-то.
- Так же это рабочее место. Надо смотреть вперед, оценивать ледовую обстановку, - рассказывал наш экскурсовод, старший помощник капитана. - Лед везде имеет разную толщину, поэтому ледоходы ровными курсами не ходят. Они все время петляют, выискивая наиболее тонкие участки льда.
- А как вы определяете тонкие участки льда?
- Иногда на глаз. Опытный капитан видит ледовые наросты и может прогнозировать где лед будет толще. Ну и опять-таки, видна толщина льда, который ломается в процессе движения. Оценивая эту толщину и ее изменение тоже можно давать довольно точные прогнозы по маршруту.
Слушая эти разговоры, мир менеджеров, креаклов, дизайнеров, копирайтеров и т.п. подобных личностей (к которым я в том числе и сама отношусь), кажется мне особенно убогим…
23.
24.
Меж тем мы двинулись дальше. Нам показали всё и даже немножко больше.
25.
26.
Но не все разрешили сфотографировать… Верхняя часть реактора и пульт управления остались за кадром. А вот бытовые помещения, туристические и т.п. зоны можно было спокойно фотографировать.
Сразу под капитанским мостиком расположилась барная зона. В рабочих рейсах он закрыт. Алкоголь на судне строго запрещен. Но для туристических «прогулок» сюда завозят все что нужно.
Но это далеко не все, чем развлекаются пассажиры во время почти полуторанедельной поездки.
27.
Есть лекторий, где читают лекции, учат языки, рассказывают обо всем, что предстоит увидеть и делятся увиденным. Можно посидеть и поработать (так как в каютах это не всегда удобно).
28.
Вечерами можно проводить время в «клубе». Не только туристы, но и команда отмечают здесь праздники, дни рождения, устраивают дискотеки. Работать 24 часа в сутки невозможно, иногда нужно и отдыхать, тем более в долгих рейсах.
29.
Есть здесь и спортзал!
30.
31.
И конечно сауна. В северных широтах это далеко не прихоть, а естественная потребность человека - прогреться. Несмотря на все технические достижения, человеческий организм далеко не всегда в состоянии выносить столь низкие температуры. И тепло, в этом смысле, лучшее лекарство.
32.
Сауна работает постоянно, сюда могут приходить все, кто захочет, в свободное, разумеется, время. Даже во время нашей экскурсии сауна работала.
А вот бассейн был не наполнен. Его наполняют морской водой уже после выхода в рейс.
33.
Лестницы здесь уже не такие парадные...
34.
Разумеется, нас завели и на кухню. Совсем небольшое помещения для такого большого корабля и немаленькой команды. Видимо все устроено настолько эргономично, что хватает и такой площади.
35.
36.
Процесс идет непрерывно.
37.
Запасы хранятся здесь же, в разных чуланах - разные.
38.
39.
Ну и разумеется, нельзя не отметить антураж... Технические моменты здесь не прячут... Корабль рабочий, а не круизный.
40.
41.
Время шло, пока мы бродили по кораблю, на улице окончательно стемнело. Не без удивления смотрели мы на часы, стрелки которых едва перевалили за 15 часов дня… Непривычно короткий день, дополненный поздним прилетом накануне, ранним подъемом и насыщенное программой, совершенно сбили с толку биологическое ощущение времени. Казалось, что часы, показывающие три часа, просто не работают. Казалось на тот момент было не меньше 8-ми часов вечера… Хотелось домой, ужинать и спать…
42.
Но наша программа на тот день была еще не закончена. Впрочем, это уже тема для нового поста.