реостат - это расточительно! Но тогда генераторов переменного тока было раз, два, и обчёлся. А на переменном токе реостат заменяется дросселем. А после дросселя - диодный мост и ещё дроссель. Сразу конденсатор нельзя, диодам поплохеет. Так был устроен блок питания кинотеатрального проектора КПТ-7. Сначала трансформатор понижающий в 4 раза, затем балластные дроссели, затем выпрямитель, затем фильтр из нескольких дросселей и нескольких конденсаторов не очень большой ёмкости (с учётом того, что ток дуги был ампер 40-80, в зависимости от размеров зала и типа фильма (на широкоэкранных требовалось больше). Диодные мосты, кажется, были селеновые.
Выпрямитель с конденсаторным входом - вещь вообще дурная, ток проводится только в ту часть полупериода, когда мгновенное напряжение сети - превосходит напряжение на конденсаторе, т.е. при хорошей степени фильтрации - пиковый ток через диоды будет значительно превосходить средневыпрямленный. Для больших токов - индуктивный вход нагрузки выпрямителя представляется универсальным решением, а конденсаторы необходимы лишь для компенсации возможных перенапряжений и снижения пульсаций при меньших токах.
к дуговой лампе предъявляются довольно жёсткие требования по фильтрации пульсаций - иначе они хорошо видны на экране из-за биений с вращением обтюратора. Частота кадров 24 в секунду, но на обтюраторе 2 лопасти, рабочая и холостая, чтобы частота мельканий была 48 Гц (иначе заметно). 50-48=2 Гц. Такие низкочастотные биения хорошо видны на экране, а дуга, по сравнению с лампой накаливания, штука практически безынерционная. В широкоформатном кинопроекторе КП-30 использовался однолопастный обтюратор с удвоенной частотой вращения (и балансиром :) ) Так удавалось увеличить светопропускание без заметного смаза на экране. В общем, совсем без конденсаторов не выходило, но конденсаторы, по необходимости, были очень умеренной ёмкости, зато там был пятизвенный, что ли, LC фильтр.
Я наблюдал это в семидесятые. Кинопроектор был выпущен в начале 60-х, разрабатывался ещё раньше. Мой отец работал в этом кинотеатре инженером до моего рождения, где-то в 1961-1964.
По данным из интернета, в 1973 начался выпуск кинопроектора 23КПК, где уже использовалась ксеноновая лампа ДКсШ-3000, а выпрямительные диоды были кремниевые. Даже не германиевые. Но дроссели были те же. Не просто те же медь и сталь, а те же заводские индексы. Схема отличалась, но несильно. А в кинотеатре "Искра", про который я рассказываю, угольную дугу переделали на ксенон с минимальными вмешательствами в конструкцию проекторов. Селен остался до своей физической смерти, которая произошла, когда я уже закончил институт.
1. Выпрямитель противопоказан дуговой лампе, так как это приведет к неравномерному износу электродов. В первую очередь будет положительный электрод испаряться. Это свойство в электросварке используется. В кинопроекторе лампа рассчитанная на постоянный ток использовалась похоже.
2. В те времена уже были даже импульсные источники питания для дуговых ламп, так как свечи Яблочкова питались от повышающего ИИП, они обладают свойством ограничения силы тока. Все уже было придумано до Лачинкова, только сложно это все.
http://www.electrolibrary.info/history/yablochkov5.htm? Кроме того, он предложил включать в основную электрическую цепь машины последовательно первичные обмотки нескольких индукторных катушек, а цепи с последовательно включёнными свечами питать токами, наведёнными во вторичных обмотках тех же катушек, как это показано на рис. 4.
При пользовании машинами постоянного тока необходимо было включать в первичную цепь прерыватель.
1. Конечно, в кинотеатральных проекторах осветитель рассчитан на постоянный ток. Там даже конструкция электродов разная и они подаются с разной скоростью. В кинопроекторе КП-30 (широкоформатном) анод горит со скоростью больше метра в час. В КПТ-7 поменьше, но и там механизм сдвигает электроды с разной скоростью. 2. Высокое напряжение, да ещё с последовательным соединением, увеличивает опасность домовой электропроводки. Поэтому параллельное соединение - это не только про удобство включения и выключения отдельных ламп, но и про безопасность.
Но тогда генераторов переменного тока было раз, два, и обчёлся.
А на переменном токе реостат заменяется дросселем.
А после дросселя - диодный мост и ещё дроссель. Сразу конденсатор нельзя, диодам поплохеет.
Так был устроен блок питания кинотеатрального проектора КПТ-7. Сначала трансформатор понижающий в 4 раза, затем балластные дроссели, затем выпрямитель, затем фильтр из нескольких дросселей и нескольких конденсаторов не очень большой ёмкости (с учётом того, что ток дуги был ампер 40-80, в зависимости от размеров зала и типа фильма (на широкоэкранных требовалось больше).
Диодные мосты, кажется, были селеновые.
Reply
Об этом и речь в брошюре. Однако, как компромиссное решение, автор приемлет.. Но замечу, на рисунке ток постоянный.
Reply
Reply
Reply
Reply
когда мгновенное напряжение сети - превосходит напряжение на конденсаторе, т.е. при хорошей степени фильтрации
- пиковый ток через диоды будет значительно превосходить средневыпрямленный.
Для больших токов - индуктивный вход нагрузки выпрямителя представляется универсальным решением,
а конденсаторы необходимы лишь для компенсации возможных перенапряжений и снижения пульсаций при меньших токах.
Reply
В широкоформатном кинопроекторе КП-30 использовался однолопастный обтюратор с удвоенной частотой вращения (и балансиром :) ) Так удавалось увеличить светопропускание без заметного смаза на экране.
В общем, совсем без конденсаторов не выходило, но конденсаторы, по необходимости, были очень умеренной ёмкости, зато там был пятизвенный, что ли, LC фильтр.
Reply
Reply
Reply
Reply
А в кинотеатре "Искра", про который я рассказываю, угольную дугу переделали на ксенон с минимальными вмешательствами в конструкцию проекторов. Селен остался до своей физической смерти, которая произошла, когда я уже закончил институт.
Reply
2. В те времена уже были даже импульсные источники питания для дуговых ламп, так как свечи Яблочкова питались от повышающего ИИП, они обладают свойством ограничения силы тока. Все уже было придумано до Лачинкова, только сложно это все.
http://www.electrolibrary.info/history/yablochkov5.htm?
Кроме того, он предложил включать в основную электрическую цепь машины последовательно первичные обмотки нескольких индукторных катушек, а цепи с последовательно включёнными свечами питать токами, наведёнными во вторичных обмотках тех же катушек, как это показано на рис. 4.
При пользовании машинами постоянного тока необходимо было включать в первичную цепь прерыватель.
Reply
2. Высокое напряжение, да ещё с последовательным соединением, увеличивает опасность домовой электропроводки. Поэтому параллельное соединение - это не только про удобство включения и выключения отдельных ламп, но и про безопасность.
Reply
Leave a comment