Дай мне твою температуру, тормоз!

Sep 22, 2021 21:23





Хорошо бродить по свету
С карамелькой за щекою,
Но ещё пейзатей работать лёжа.



Вот как этот со-трудник.


А почему всё не так хорошо, как кажется, я вам сей час и .

Как вы уже знаете, у пилотов настолько много свободного времени, что они всё его смотрят в телевизоры.
И иногда этим странным людям желается узнать температуру тормозов. Потому что, например, при прерванном взлёте тормоза очень сильно нагреваются.

image Click to view



И для уверенности в безопасной остановке самолёта на полосе в таком случае тормоза должны быть достаточно холодными - чтобы поглотить нужную энергию при торможении. Кроме того, полезно знать температуру тормозов после посадки - чтобы знать, не перегреты ли они и не надо ли их охлаждать дополнительно.

Именно для этого на Airbus-320 есть система показа температуры тормозов на кабинном дисплее.


Как видно, тут штатно показывается температура тормозов 2 и 4. Для тормозов 1 и 3 показаны кресты - это означает недостоверные или отсутствующие данные.
Температура показывается от 0 градусов до 1000 Цельсия с шагом в пять градусов.
При температуре любого тормоза более 100 градусов над его пиктограммой появится зелёная горизонтальная полукруглая скобочка. Она будет показывать температуру самого горячего тормоза.
При температуре более 300 градусов скобочка будет оранжевой. И одновременно на кнопке включения вентиляторов тормозов загорится надпись HOT (горячо).



Бывают самолёты и без вентиляторов тормозов. Там этой кнопки нет. Но в любом случае надпись о горячих тормозах появится ещё и на системном дисплее.

Температура берётся непосредственно изнутри тормоза.
В нижней его части, в корпусе, есть датчик температуры типа термопара.



Термопары тормозов каждой стойки шасси отслеживаются блоком BTMU, находящимся на этой стойке.


Там происходит преобразование аналогового сигнала каждой термопары в пропорциональное напряжение от 1 до 9 В.

Эти напряжения из обоих блоков BTMU (по одному на левой и правой стойке шасси) передаются в BSCU.


Там они преобразуются в цифровые значения от 0 до 1000 градусов Цельсия.
И транслируются по шине ARINC429 на дисплеи кабины.



BTMU находится в нижней части амортстойки, сзади оси колёс.



Вот примерно ниже этой мешанины.



Если глянуть снизу, то выглядит это вот так:


Внизу посредине - полушарие для установки домкрата подъёма стойки (обычно для замены колеса или тормоза).
Выше, с жёлтым колпачком - зарядный штуцер азота в нижнюю камеру амортстойки.
Ещё выше - собственно BTMU на кронштейне.
От него отходят вбок к каждому тормозу по кабелю с разъёмом для подсоединения к датчику температуры.



На кабеле обустроена резиновая манжета для защиты разъёма от агрессивных жидкостей, проистекающих с взлётной полосы и рулёжек на скорости.



Надетая, она в целом неплохо справляется с этим.



Каждый разъём Trehkontakten.



Сам блок BTMU невелик.



Выходной разъём.



Замена BTMU мыслилась вредителями-конструкторами быстрой, лёгкой и непринуждённой.


Всего два крепёжных болта, да. И даже вырез кронштейна сделан в сторону снятия!
Ну что ещё может пойти не так?

Однако не так пошло практически всё.
Я менял как-то этот блочок часа два или три.
Потому что вплотную к нему не очень-то и подлезешь.


Как видно, всё покрыто карбоновой (углеродной) пылью от тормозных дисков. А работать приходится в обнимку вот как раз с этими шлангами.

И самое главное - выводы кабелей из коробочки сделаны жёсткими.


И совершенно внезапно они оказались ровно напротив отверстий крепления BTMU к стойке! Ну надо же!
А с других сторон, как вы помните, организован кронштейн :))

Но умный конструктор всё предусмотрел! Ровно напротив болтов крепления он сделал прорези в кронштейне!


Ура, ура!
Теперь можно просто засунуть туда ключик, и держать головку болта при затягивании. Или нет?..
Постойте-постойте... а почему в эту прорезь не лезет ни один ключик?..
А это такой СюрпризЪ !!!

Вот потому и ложится второй юноша на холодный бетон пока ещё здоровой спиной.


И пока первый мажется смазкой с чёрной пылью, второй пытается дотянуться до гаек или болтов снизу. Чтобы хоть как-то справиться с этим шедевром европейской мюсли.

Победили, конечно. Но как всегда - какой ценой?

Вы ведь уже купили билеты на поезд?

эргономика, развлечения, авиация и воздухоплавание

Previous post Next post
Up