Пятая из важнейших тем для обсуждения в любой мужской компании (первые четыре, ессно "Машины, женщины, власть и война":)
О топливе спорят много и столь любимые мной персонажи с браслетиками из паракорда здесь даже не самые непримиримые спорщики. Они уверены, что их убер-тактические игрушки будут работать на всем, что горит - и не будем разубеждать их в этом. Нас же интересует только бензин и тонкие отличия его сортов. Здесь я немного расширю тему и также упомяну популярные сейчас горелки с парогенераторной трубкой. Это, в первую очередь MSR Whisperlite и Coleman 533, а также их клоны и аналоги - просто для понимания мультитопливности теоретической и практической. Ну и заодно современные прямоточные горелки типа примусовского Omnifuel и оптимусовского Hiker... и, наверное, паяльные лампы (у них есть трубчатый парогенератор, но его размеры имеют значение:)
[Мультитопливность]Собственно говоря, теоретическая мультитопливность - это конструкция горелки, позволяющая регулировать обогащение смеси и температуру парогенератора достаточно для работы на различных видах топлива. И да, конструкция позволяет, но есть нюанс: тонкая трубка парогенератора крайне чувствительна к чистоте и составу топлива и быстро забивается смолистыми отложениями. То есть, горелка будет работать на чистом бензине, керосине и газе, но только чистом. Что резко снижает практическую возможность жечь подножное топливо.
Ну так вот, безнасосные примусы работают исключительно на бензине. Конечно, у родоначальников были попытки приспособить мультитопливные решения, но по результатам испытаний от них отмахнулись, как от ночного кошмара. Причины тут очевидны: Очень короткий и холодный парогенератор (конструктивно - просто часть бензопровода) не позволяет эффективно испарять топливо тяжелее бензина, а шумная горелка имеет к тому же весьма убогие способности к смесеобразованию. В то же самое время, 8мм условного прохода - это очень дохрена и отложения, намертво забивающие трубку MSR, здесь пройдут еще как "органическое покрытие-антикор".
Так вот, официальные рекомендации от производителей короткие, как этот самый парогенератор:
Рекомендуемое топливо - автомобильный бензин А-72, А-76 (инструкция к "Огоньку")
Never use automotive gasoline. Use white gasolinе or simular (инструкция к Svea 123r)
Здесь следует заметить, что родоначальники серии разрабатывались во времена, когда "чистый бензин" означало "без примесей керосина и профильтрованный через шелковый платочек или замшу". Напомню, отличия современной Свеи от 6 Оптимуса скорее косметические, чем принципиальные, так что вопрос будет очень интересным и занимательным. Ладно, Oh, gimme gasoline!
РЕКОМЕНДУЕМОЕ ТОПЛИВО.
На этом топливе горелка будет надежно работать совершенно неограниченное время. Необходимости в рекомендуемых инструкциями регулярных чистках при использовании этого топлива НЕТ. Не мучайте жиклер и не мешайте технике работать! Если пламя начнет перекашиваться или ослабеет и обеднится до срыва - вот и будет повод тыкнуть иголкой. Но это будет раз в несколько месяцев регулярной работы.
Для Хайкера - аналогично. И пока речь будет идти о бензине - будет аналогично. Все-таки, дитя 111 Оптимуса 30-х годов, а родословная так просто не теряется.
Для Омнифуела - аналогично.. пока. Для владельцев MSR и других мультитопливных горелок с трубкой генератора над конфоркой - а у вас есть инструкция с регламентами чисток - вот ей и пользуйтесь. Ваши горелки изначально спроектированы под это топливо. Для паяльных ламп - в целом да - но не треснет ли харя? Впрочем, если у вас лампа - это семейная реликвия, которой дедушка под Сталинградом отогревал мотор своего "Панциря-4" - то да, можно и таким топливом.
Coleman fuel, zippo fuel white gas, naphta и т п.
Топливо, изготовленное специально для жидкотопливных горелок, рекомендуемое производителями и европейскими пользователями.
Что содержит: Низкооктановый дезодорированный бензин, отдушки, стабилизаторы....
Где водится: специальные магазины.
+ Не коптит, не засоряет, почти безвредное. + Слабый запах - Дефицитное в постсоветских краях. - Судя по цене, изготавливается из девственных динозавров, погибших в полнолуние в горном болоте в противостояние Венеры.
[О нафте и белом бензине]О "Нафте" и "белом бензине". Первая встреча с обиходными названиями и первая проблема. Собственно говоря, "naphta" и "white gas" в Англии и Америке - это названия бензин-растворителей, полностью аналогичных топливу от Колмана и MSR. Но есть нюанс(с) Слово "нафта" я люблю. Очень приятное слово, способное описать весь нефтехимический процесс. В разных странах оно может означать: сырую нефть, газолин, прямогонный бензин, лигроин, керосин, дизельное топливо... В общем, при покупке канистры нафты в условной Черногории можно случайно заправить примус соляркой:), а в России - легким керосином. Кроме того, "нафта" может быть "легкой" и "тяжелой". Для безнасосных горелок годится только "тяжелая". Heavy naphtha, если точнее, потому, что тяжелая нафта в России - это снова таки легкий керосин. И естественно, это должна быть та нафта, которая бензин. Фффууууххх. С "white gas" проще, но опять же, во многих странах это выражение может быть понято, как "бензин общего назначения" (в отличие от окрашенного специального). С окрашенными бензинами лучше не пересекаться хотя бы для безопасности - ну или очень хорошо понимать, что эта окраска означает в отдельно взятой стране.
НЕФРАС С2-80-120(БР-2), С3-80-120 (БР-1)
Бензин-растворитель. Кто-то скажет "Калоша" - но НЕТ. О "калоше" я скажу отдельно, а пока именно НЕФРАС 80-120.
Что содержит: низкооктановый бензин с температурами кипения от 80 до 120 градусов. С2 - бензин каталитического риформинга, С3 - прямогонный. Лично мне больше нравится прямогонный - у него более приятный запах; у с2 он более резкий. Горят же они одинаково. По сути, этот бензин является эталонным топливом для всех горелок постсоветского пространства.
Где водится: Хозмаги.
+ Не коптит, не засоряет горелку + Дешев. + Доступен - Много откровенного фальсификата.
[О Калоше]О "Калоше". Еще одно чудесное название, о происхождении которого спорят диванные филологические мужи. Мое мнение - просто он использовался, как растворитель в обувном клее марки "А" (каучук-бензин).
Так вот, чисто теоретически, "калоша" - должно быть названием для С3-80-120. Но после того, как "бензин-калоша" стало условным названием для всех бензинов-растворителей, под ним может оказаться почти что угодно. В лучшем случае - риформинговый бензин или Б-70 (да, так и говорят "Б70-Калоша", хоть это и разные бензины). В худшем - бензин-экстрактор - крайне легкокипящая фракция бензина, по сути газолин, о котором я еще скажу. Или вообще непонятная мулька, по запаху и едкости напоминающая отходы коксохимического производства. Беда в том, что часто вполне приличный бензин действительно продается под маркой "калоша" - и без всяких циферек. В этом случае обычно речь идет о примерном соответствии 80/120; легкие бензины "калошей", по крайней мере, на этикетке, не называются. Но все равно нужно смотреть состав. В нем не должно быть ничего, кроме легкокипящих фракций бензина/углеводородов. Ну, может быть, еще стабилизатора. Но никак не спиртов, ароматических углеводородов (это не отдушка, это бензол, толуол и прочее счастье, о котором я тоже напишу) и прочих органических соединений. Выражение "аналог бензина Калоша" - в особенности подозрительно. Такой "аналог" у меня растворял любую краску, включая эпоксидную, повредил пластик бутылки и чудовищно вонял бензолом. По-моему, это была как раз коксохимовская "мулька" (компонент Моторного Топлива Ароматический). Также не стоит набирать "калошу" без документов у торговцев в разлив. Вот у них как раз может попасться тот самый опасный бензин-экстрактор. В общем, вдумчиво читаем этикетки и не гоняемся за топливом в разлив!
Бензин Б-70.
Когда-то авиационный, а сейчас - бензин-растворитель. С современным авиационным вы его не перепутаете, а вот с другими бензинами - запросто. Редко продается в бутылках, часто - в канистрах и бочках, а в разлив нужно внимательно смотреть на документы - торговцы готовы обозвать "авиационным" любой бензин-растворитель. Немного тяжелее "калоши" (имеет бОльшую температуру кипения), но не критично.
Что содержит: Низкооктановый высококачественный бензин.
Где водится: Торговцы промышленными химикатами.
+ Не коптит, не засоряет горелку + Дешев. - Требует поиска и контроля.
Чистый гептан.
Удивительно, но довольно популярное в прошлом топливо в сложных походах. Перекосы социалистической системы порождали одновременно и дефицит, и доступность к спи[выносу с места работы]ингу экзотических веществ.
Что содержит: Гептан.
+ Возможно, наиболее чистое топливо для горелки. - Малая доступность.
ДОПУСТИМОЕ ТОПЛИВО.
На этом топливе горелка будет надежно работать месяцами, не требуя чистки и обслуживания. В то же время, использования этого топлива связано с некоторыми неудобствами. Для владельцев MSR: Работать будет. Но скорее всего, чистить горелку придется чаще.
Для паяльных ламп: ну ващета ЭТО - рекомендованное для них самим производителем топливо.
Качественный автомобильный бензин,mogas, petrol.
Здесь мнения масс разделяются. Примерно половина считает, что автомобильный бензин - это йад для горелки и пользоваться нужно фирменным топливом или "калошей" - и они правы. Половина утверждает, что жгли автомобильный бензин без каких-либо последствий - и они правы. Утверждение и его отрицание не могут быть истинными одновременно - И это тоже верно. И только диалектический материализм позволяет нам решить этот псевдопарадокс. Все правы именно потому, что использовали РАЗНОЕ топливо!
Ну так вот, под общим названием "автомобильный бензин" может попасться уйма весьма интересных смесей, о качестве которых эпохами спорят автомобилисты. Так что можно воспользоваться чужим опытом и сказать: Если бензином не стыдно заправить бэху или ауди, то и в горелку лить его можно без страха. Если "жигуль схавает" - это следующая категория. А если "а это только на Майдане в бутылки лить" - вот туда ему и дорога. На всякий случай, это не об октановом числе, а о репутации самого бензина и сети бензоколонок.
А как же Присадки? Жуткая Химия, так и норовящая Засрать невинную горелку?
В большинстве своем речь идет об октан-корректирующих присадках. Так вот, в качественном автомобильном бензине используется МТБЭ. Метил-третбутиловый эфир. Классика жанра, очень популярная, хотя и не самая дешевая присадка. Сгорает чисто и без следа. Впрочем за октановым числом гнаться нет смысла - сжатие в примусе все равно не то и 92 хватит с перекрытием. Естественно, в бензине могут встречаться и ароматические соединения, и сера, и воняет он гораздо сильнее - но на процесс сгорания это заметного влияния не оказывает.
Вот что оказывает - так это то, что автомобильный бензин заметно тяжелее "калоши"; температура кипения тяжелых его фракций уже не 120, а 150-180 градусов. Это приводит к необходимости сильнее нагревать горелку при растопке (у меня меньше, чем с четверти таблетки сухаря не выходило даже в безветренную погоду; жидкий спирт вообще просто не прогревает). Так же при работе горелка нагревается сильнее, до бодрого красного цвета - но примус при этом не перегревается! Давление в нем также растет медленнее из-за тяжелого топлива. Что хуже - сильный ветер может переохладить горелку и она начнет пыхать огнем. Неприятно.
+ Очень дешев и повсеместно доступен - Менее удобен в применении - Сильный запах - На заправке в бутылку-торпеду не заправляют.
АВАРИЙНО-ДОПУСТИМОЕ ТОПЛИВО.
На этом топливе горелка будет работать и даже несколько выжженных баков не нанесут ей существенного вреда. Опять же, скорее всего, горелка будет требовать регулярной прочистки форсунки встроенной или внешней иглой и полной очистки с разборкой в конце сезона. В общем, все по официальной инструкции к "Огоньку" и "Смерти туриста" - "перед розжигом прочистить, после сезона промыть". Это, кстати, намек на то, какое топливо было во времена родоначальников:)
Для мультитопливных прямотоков - в целом то же самое, но найдите внешнюю иглу для примуса СРАЗУ. То, что стоит у вас в горелке - это порнография. Для владельцев MSR: все плохо. Первый же бак может стать последним. Для паяльных ламп - потащит, куда ей деваться...
Эко-бензин со спиртом .
Лично не проверял (мне этот бензин никуда не упал), но причин для каких-либо катастроф не вижу. Горелка проверенно работала на смеси бензина со спиртом в концентрации заведомо большей самых смелых фантазий экотеррористов (дозаправлял не из той бутылки аж до погасания). Беда в другом: вода в спирте медленно окисляет и разрушает металл примуса(да, да, зеленое пламя), а сам спирт - маслобензостойкие прокладки в крышке. Поэтому выжечь бак-другой такого топлива можно, а вот хранить примус заправленным алкобензином я бы не стал. Да, Родоначальники в лице 71 Примуса и 33 Ювеля официально работали на алкобензине и бензолине (дойдем и до него:) Вот только прокладки у них были корковыми и асбестовыми, которым ни одий йад нипочем:) В MSR спирт может повредить резиновые детали и официально считается недопустимым. В современных мультитопливнх прямотоках - тоже. К этому следует прислушаться хотя бы потому, что в отличие от безнасосных примусов ЗДЕСЬ прокладки и уплотнения современные и о-ринг из камеры не вырежешь.
+ Дешевле нормального бензина + Меньше копоти - Рано или поздно повредит горелку - в пэт-бутылки не наливают.
Изопропиловый спирт.
Среди спиртов - это "почти бензин" по соотношению топливо-воздух и горелка может его жечь без переделок. Кстати поэтому же спиртовки его жечь будут неохотно и с копотью.
Что содержит: Изопропанол, вода.
Где водится: В хозмагах, у торговцев промышленными реактивами.
+ Очень чистое топливо. + Отсутствие копоти + В целом доступен. + может очищать горелку от предыдущих загрязнений - Горелка теряет мощность - Медленно разрушает горелку и маслобензостойкую резину прокладок. - Изопропанол токсичен. - Пламя бесцветное тускло-сине-зеленое, регулировать приходится на слух. Причем, регулировать как обогащение, так и мощность.
Для надежной работы на изопропаноле тарелочку рассекателя следует вдавить "на обогащение". На паяльной лампе регулировок обогащения обычно нет. да и причин для запуска лампы на таком топливе - тоже. Но если бы меня поймали злые ИГИЛовцы, негры с особо ценными жизнями или еще какие леваки-коммунисты - я бы или слегка рассверлил жиклер, или замотал бы хомутами отверстия для воздуха возле этого самого жиклера. Это немного обогатило бы смесь.
Автомобильный бензин низкого качества.
Встречается на дешевых сетевых и локальных заправках. Здесь используются металлические присадки, дающие мощный нагар и налет приятного красного цвета. Например, ферроцен и еще несколько соединений железа и марганца, которые и выговорить тяжело, и смотреть страшно. Что хуже, сам бензин тоже может быть гораздо хуже высококачественного, особенно по содержанию всяческих смолообразователей. Впрочем, результат один - забитая нагаром горелка.
+ Экстремально дешев и доступен. - Засоряет горелку - Сильный запах - Продукты горения токсичны.
Я бы добавил в этот список еще несколько интересных сортов, которые в принципе, вполне прилично горят и даже не очень засоряют, но они настолько непредсказуемы по составу, что лучше оставить их в разделе "Недопустимое".
НЕДОПУСТИМОЕ ТОПЛИВО.
На этом топливе запустить горелку невозможно или же результаты такого запуска будут неприятны, опасны и просто плачевны.
Для владельцев MSR: А вот шланговая горелка может использовать некоторые виды топлива из этого раздела без каких-либо проблем.
Керосин (гас, kerosene, paraffin, JP8, Jet A...)
Популярное ранее топливо для жидкотопливных бытовых приборов. Сейчас - растворитель, топливо для реактивных двигателей.
Что содержит: Смесь углеводородов с температурами кипения 150-250 градусов, ароматические углеводороды. Реактивное топливо может содержать бензин и другие добавки.
+ Достаточно доступен + Дешев + менее пожароопасен - Горелка на нем не работает. - Сильный запах.
Нет, нет и нет. Мне неизвестен ни один пример возможности запуска бензиновой горелки на керосине. Даже для условно-мультитопливных раритетов запуск на керосине - это боль и страдание. Просто не надо этого делать.
Для владельцев MSR: Вот честно, оно вам надо? Тем более, что хоть горелка и работает на керосине, но по чистоте и сорту он должен быть не хуже спецтоплива.
Для мультитопливных прямотоков: В теории можно. Но керосин, даже чистый - топливо довольно жирное и грязное. В эпоху керосиновых примусов "пистоны" чистить и вставлять заместо раздолбанных чисткой приходилось регулярно. настолько, что иглы для прочистки были просто расходником! Вы же не думаете, что за сто лет все радикально изменилось? А реактивное топливо еще более жирное - оно еще и смазывать чтототам должно. В общем - я смысла не вижу.
Для паяльных ламп. Если лампа не керосиновая (а керосиновую вы легко определите по ОГРОМНОМУ змеевику) - то на керосине она не заработает.
Уайт-спирит, НЕФРАС 155/200
Растворитель для красок, по сути представляющий собой сорт легкого керосина.
Что содержит: Смесь углеводородов с температурами кипения от 155 до 200С, ароматические углеводороды.
+ Доступен + Дешев + очень чистое топливо + Слабый запах - Горелка на нем не работает
Для владельцев MSR: Очень хороший керосин, просто называется по-другому. Для моноготопливных прямотоков. Да, это керосин. Для паяльных лапм. Это все еще керосин.
Авиационный бензин, avgas.
Высокооктановый бензин для поршневых авиамоторов. Да, он обычно окрашен. Забавно, правда? Самый лучший бензин - недопустимое топливо! Вот так!
Что содержит: Высокосортный этилированный бензин.
+ Если доступен, то цистернами. - Крайне токсичен - Сильно загрязняет горелку.
Для непонятливых еще раз большими буквами: ВСЕ АВИАБЕНЗИНЫ СОДЕРЖАТ ТЕТРАЭТИЛСВИНЕЦ. ТОКСИЧЕН БЕНЗИН, ЕГО ПАРЫ И ПРОДУКТЫ СГОРАНИЯ. И количество этого тетраэтилсвинца в авиабензине больше, чем в самом этилированном автомобильном.
Для владельцев MSR и всех остальных: Вы поняли, да?
Гоночный бензин.
Топливо для высокофорсированных моторов гоночных автомобилей.
Что содержит: Высокооктановый этилированный бензин.
Где встречается: Специальные магазины, баки автогонщиков.
В общем-то похож на авиабензин, но качество может быть ниже - даже самые быстрые гонщики высоко над поверхностью Земли не взлетают.
+ Ну, он горит... - Крайне токсичен - Сильно загрязняет горелку. - Очень дорогой и редкий.
Спирты (метанол, этанол), денатурат.
Думаю, объяснять, что такое спирт не нужно.
Где встречаются: Аптеки, хозмаги, торговцы промышленными реактивами, самогонщики...
+ Топливо очень чистое + Не коптит + Не засоряет горелку - В России - довольно дефицитен. - Низкая теплотворная способность. - может повредить горелку при постоянном использовании. - Горелка на нем не запускается:):):):):):):)
Да, я уже говорил, спирт медленно разрушает горелку, но это было бы половиной беды. Беда в том, что горелка на нем не запустится. Дело в том, что бензину нужно на одну часть топлива примерно 15 частей воздуха. А вот метанолу нужно всего 6, а этанолу - 9 частей воздуха. На стоковой горелке это не исправляется никакими регулировками - смесь слишком бедная для какого-либо горения. А о модернизациях я буду писать через пару постов.
Для владельцев MSR и всех остальных. Вам в инструкции сказано - не нада!
Бензин для двухтактных двигателей.
Топливо, используемое в старых мотоциклах, мопедах, лодочных моторах, современном бензоинструменте.
Где водится: В баке этих самых мотоциклов и далее по списку.
Что содержит: Бензин неизвестного качества, двухтактное масло.
+ Он горит. - Экстремально загрязняет горелку жирным нагаром.
Просто не надо его использовать. Точка.
Для владельцев MSR этц. ... я промолчу.
НЕФРАС 50/170, НЕФРАС-70/85, НЕФРАС 70/95, стабильный газовый бензин, газолин в русском смысле, петролейные эфиры.
Используются для экстракции масел из семян и в некоторых техпроцессах.
Что содержит: Смесь углеводородов с температурами кипения от 50 до 100 градусов.
Где встречается: Хозмаги, торговцы химреактивами.
Очень коварное топливо. Низкая температура кипения в горячем безнасосном примусе может привести к внезапному и скачкообразному росту давления с ... даже не "сработкой", а прямо "отстрелом" предохранительного клапана. И с огнеметной струей пламени в подарок.
+ Очень чистое топливо + Не коптит - Рано или поздно приведет к пожару.
Для владельцев MSR и омнифуел. Забавно, но у шланговых горелок этой проблемы нет. Горелка не перегревает бак и давление там определяется только накачкой насосом. А вот монолитный Колеман и Хайкер могут и не выдержать.
Для паяльных ламп. В ПРИНЦИПЕ, лампа - устройство довольно холодное, так что может и не рвануть - но вы действительно хотите это проверять?
Газовый конденсат.
По сути, легкий бензин.
Что содержит: Смесь углеводородов с температурами кипения от 50 до 100 градусов, ароматические углеводороды.
Где водится: В краях газоконденсатных месторождений, у торговцев химреактивами, можно слить из пропанового баллона.
Это такой вонючий газолин неопределенной стабильности и очистки. Нестабильный может выглядет "газированным". Тем не менее, в горелке он работает, как грязная версия газолина и точно так же может сработать предохранительный клапан.
+ Он горит - Рано или поздно приведет к пожару. - Может загрязнять горелку - Неприятный запах.
Для владельцев MSR. Пожалейте аппарат. Не отмоете же!
Чистый гексан.
Еще одно топливо советских туристов-разрядников. Если Гептан был самым чистым аналогом "калоши", то это - самый чистый аналог легкокипящего газолина/экстракционного бензина.
Что содержит: Гексан.
+ Очень чистое топливо + Не коптит - Рано или поздно приведет к пожару.
Для владельцев MSR. Просто очень хороший легкий бензин. А колман опять стоит и боится пожара..
Суррогатный бензин.
Альтернативное топливо для наглухо отмороженных водителей.
Что содержит: прямогонный или риформинговый бензин, стабильный газовый бензин, газовый конденсат, бензол, толуол, ксилол, спирт, нафталин, ацетон, ферроцен, марганец, свинец и еще легион лысых чертей на сдачу.
Конкретная рецептура ограничивается только фантазией автора и доступными ему химикатами. Иронично, но отдельные рецептуры могут быть вполне приличными или хотя бы аварийно-допустимыми, но вот угадать, что же там намешали в большинстве случаев невозможно.
+ В некоторых местах дешевле говна. - Непредсказуемый результат использования. - Загрязнение горелки - Токсичность - Возможность пожара - Возможность повреждения прокладок и металла горелки
Для владельцев MSR. Вы с ума сошли?
Здесь придется снова отвлечься для исторически-культурной справки. Постсоветские водители довольно четко отличают "гитлеровский" угольный суррогатный бензин и современную "бодягу" - по крайней мере, на культурном уровне. Но при этом в большинстве своем уверены, что лично встречались с обоими вариантами:) Хохма здесь в том, что среди постсоветского эрзац-бензина есть такая штука, как "коксохимический бензин" из угля. Это прямогонная или газоконденсатная основа, смешанная с отходами коксохима в виде бензола-толуола-ксилола - для поднятия октанового числа. У нас эти отходы называют КМТА или просто "мулькой"; в Европе - Benzoline.
[Тонкости эрзац-топлива.] Нужно ли объяснять, что эрзац-бензин из угля по реакции фишера-тропша и коксохимическая "мулька" - это даже не родственники. И простой Уасилий мог увидеть "угольный" бензин только если вдруг у него открылся портал в погреб, где прадед сныкал пару "джеррикенов" слитого с застрявшего на местном шоссе "тигера". Или же его отец ихтамнетился в южных и жарких местах, притащил оттуда пару джерриков в виде сувенира - и спился, не успев залить их содержимое в свою ласточку. Зато на коксохимическом он вполне мог покататься.
[Определение качества по запаху] Несмотря на то, что бензоторговцы наперебой уверяют, что отличить некачественный бензин по запаху невозможно - опытные водители вполне могут понюхать бензин, особенно на сомнительной колонке. Почти половина перечисленных добавок имеют запах, нехарактерный для бензина. А опытный продавец - сразу расскажет, чем бодяжил потому, что монтажка - штука ультимативная.
Бензол, толуол, ацетон и прочие растворители, Benzoline.
Где водится: Хозмаги.
+ широко доступны, особенно смешанные. - Повреждает горелку - Токсичны как сами по себе, так и продукты сгорания. - Горелка на них не работает.
Да, снова вопросы обогащения и обеднения. Переобеднения, точнее. И снова примус на них не пойдет. Оно и к лучшему. Вещества едкие и злобные. Да, Родоначальники в виде 33 Ювеля и 71 примуса могли и на таком работать, но у них резинок не было:)
Для владельцев MSR. У вас горелка лишняя?
Нитрометан.
Топливо для рекордных моторов.
Где встречается: Спецмагазины.
+ Очень мощное топливо. - Нитрометан в бак льют только педики.
Все безнасосные примусы создавались в до-политкорректную эпоху и такого топлива не приемлют из этических соображений.
Вроде бы, все. Gas, grass or ass - and nobody eats for free.