Обручевский канал глубокого заложения

Oct 24, 2014 01:41



Я как-то уже писала здесь о коллекторах водоотведения. А сегодня хотела бы вам показать и рассказать об еще одном месте, оставляемым за невзрачным и часто пренебрежительно звучащем словом "канализация". О, наверно, самом грандиозном и уникальном сооружении системы водоотведения Москвы, если не брать в расчет сами станции очистки. О месте, без которого наземная бытовая жизнь всей западной и юго-западной части Москвы, какой мы её знаем, была бы невозможной.

Знакомьтесь - Обручевский канал глубокого заложения.





Юго-западная система. Немного истории...

С интенсивным развитием жилищного комплекса в западных и юго-западных районов Москвы появилась необходимость в создании более мощной системы канализования, чем уже существующая (в 1962-1964 годах состоящая только из себя Раменской, Кунцевской и Солнцевской насосных станции с отводящими напорными трубопроводами, Левобережного Чертановского и Юго-западного каналов. В 1970-1974 годах также были построены и введены в эксплуатацию Правобережный Чертановский канал и Самородинская насосная станция с прилежащими напорными трубопроводами).

Западная канализационная система Москвы на начало 1980 года:



В генеральной схеме развития канализации Москвы были рассмотрены два основных варианта решения этой проблемы:
- по традиционной напорно-самотечной схеме;
- со строительством глубоких каналов-тоннелей.

В итоге после технических и экономических расчетов был принят второй, новый для Москвы, но перспективный вариант.

«Московская канализация имеет 4560 км коллекторов и уличных сетей и 240 км напорных трубопроводов, отводящих 4 млн. м3/сутки сточных вод; 73 насосные станции общей мощностью 6,2 млн. м3/сутки и 6 станций аэрации общей мощностью 4,13 млн. м3/сутки. Расход загрязненных сточных вод к 1990-1995 гг. достигнет 11 млн., а на перспективу 13 млн. м3/сутки, в том числе 2,5 млн. м3/сутки составят поверхностные стоки от дождей частой повторяемости, промышленных условно чистых вод, а также от поливки улиц, которые в настоящее время сбрасываются в дождевую канализацию и р. Москву в пределах города. Дальнейшее увеличение мощности московской канализации, повторяющей традиционное ее самотечно-напорное построение, крайне нерационально из-за отсутствия свободного подземного пространства, недостаточной надежности такой схемы, большого числа канализационных насосных станций и относительной недолговечности стальных напорных трубопроводов.

Реконструкция канализации Москвы будет развиваться в первую очередь по раздельной системе (с устройством насосных станций) с постепенным переходом к комбинированной системе (раздельной и полураздельной). Преобладающей будет полураздельная система, по которой загрязненные поверхностные стоки транспортируются и очищаются совместно с бытовыми и производственными водами, а малозагрязненные при дождях менее 20-кратной повторяемости перепускаются в реку. Такая полураздельная система наиболее рациональна и эффективна в отношении охраны водоемов о г загрязнения. Предусматривается прокладка самотечных магистральных каналов-туннелей глубокого заложения, трассируемых через центры наибольшего скопления сточных вод, что ограничит дальнейшее строительство насосных станций и напорных трубопроводов в пределах города. (...) После пуска в эксплуатацию каналов глубокого заложения большинство насосных станций будет ликвидировано.»
(С.В. Яковлев  - «Канализация» - 1975г)

Проектирование Юго-Западной системы канализации велось отдельными участками институтом Мосинжпроект с 1977 по 1986 год.

Основными сооружениями Юго-Западной системы канализования являются:
- Обручевский канал глубокого заложения;
- канализационный канал по улице Волгина от района Теплого Стана;
- Новокунцевская насосная станция с напорными трубопроводами;
- Новосолнцевская насосная станция с напорными трубопроводами;
- Самородинская насосная станция.

Обручевский канал глубокого заложения

/Из подземных знакомых наверняка кто-то о нем слышал, но мало кому доводилось увидеть :) Многие годы вокруг него ходили даже слухи о неком Колодце Трех Рек... Но обо всем по порядку./

Обручевский канал глубокого заложения - основное сооружение Юго-Западной системы. Его продолжение - Южный канал, входящий в Южную ветвь. Строительство Обручевского велось на глубине до нескольких десятков метров. Исходя из результатов гидрогеологических изысканий, выполненных институтом Мосинжпроект, глубина заложения канала была запроектирована с таким условием, чтобы тоннель на большей своей части сооружался без специальных методов работ и обеспечивал прием сточных вод от насосных станций без дополнительной перекачки. Тем не менее, на отдельных участках было необходимо применение замораживания и химического закрепления грунта.

«Первичная сборная обделка тоннеля диаметром 5,2 м запроектирована из восьми трапецеидальных железобетонных блоков шириной 1 м, специально разработанных для данного объекта, внутренняя обделка запроектирована из монолитного железобетона М-4ОО с армированием сварными каркасами. Для защиты свода тоннеля от газовой коррозии поверхность внутренней железобетонной обделки предусматривалось покрыть эпоксидно-каменноугольной мастикой с наполнителем.»
(Нижняя правая картинка)
А схемки выше - тоннель диаметром 5,6м, что ниже по течению. Конструкция отличается лишь использованием специального плоского лоткового блока, изготавливаемого специально для этого проекта.



«В период проектирования канала специалисты института Мосинжпроект‚ Главмосинжстроя и треста «Мосочиствод» детально ознакомились с опытом проектирования, строительства и эксплуатации подобных щитовых тоннелей в Ленинграде и Харькове. Совместно с эксплуатационными службами этих городов обсуждались вопросы по обслуживанию глубоких каналов, устройству камер для опускания в них, эксплуатации каналов. Все эти мероприятия были учтены при проектировании. Строительство Обручевского канала было поручено Главмосинжстрою и его трестам ГПР-1 и ГПР-2, трестам ГЦС -1. ГЛС-2 и тресту по строительству набережных и мостов. Персонал строительных трестов прошел обучение в Метрострое, который имел достаточный опыт работы с механизированными проходческими комплексами диаметром 5,2 и 5,6 м.»

Собственно, так велась проходка.

Разработка грунта экскаваторным органом ЭЩ-4 в забое щита комплекса КТ-5,6Э.



Строительство Обручевского канала велось под постоянным контролем первого секретаря МГК КПСС Б.Н.Ельцина‚ который лично посещал этот уникальный строящийся объект московской канализации.

/ Так и просится подпись в стиле «было - стало» :) /



И фото уже почти достроенного и омоноличенного.



Но все, что было - было 30 лет назад. Все это время канал продолжал безупречно работать, постепенно забываемый жителями Юго-запада, кроме своих непосредственных хозяев-водоканальщиков. И даже московские диггеры, с которыми я в свое время тесно общалась, стали всерьез считать, что наша столица обделена глубинными системами водоотведения (в отличае от, например, Санкт-Петербурга). Но...

Своими глазами.

Максимальная глубина заложения - 46 метров. Длина - около 6 км. Диаметр щита - 5,2 и 5,6 м. Пропускная способность - 2000 тыс. мЗ/сут.



Некоторые жители Юго-Западного района каждый день одним и тем же маршрутом ходят на работу, ездят на различном транспорте по таким обычным, совсем неинтересным тропинкам и дорогам. Ну что они могут в себе скрывать под однообразным асфальтовым покрытием? И почти никто даже не догадывается, что прямо под их ногами, под стоящим в пробке автобусом, под метро...



На этом фото - далеко не самый глубокий шахтный ствол Обручевского канала. Но, пожалуй, мой любимый :) Может потому, что это был особенный, мой первый спуск. Стояла на балкончике, смотрела на эти подземно-водные просторы, и никак не могла уйти. "Ну давай побудем здесь еще пять минут", "ну еще хотя бы минутку..."  Час, проведенный среди этих гулких стен, над потоком воды, пролетел минут за 15.

На фото хорошо видна боковая врезка Д3,6 от Теплого Стана и Новосолнцевской насосной станции. А еще где-то здесь можно найти человека :)

Также эта шахта знаменита тем, что многие диггеры заочно считают её широко известным в узких кругах легендарным Колодецем Трех Рек. Но, как видите, никакого водопада здесь нет. А КТР, кстати, вполне себе существует, и бывавшие там люди правду рассказывали...) Но это, как говорится, уже совсем другая история...

(Та же камера, только фото 20-летней давности. Слева - та же врезка.)



В отличае от виденных мною тоннельных коллекторов других городов, в Обручевском не нашлось ни одного одинакового шахтного ствола. Где-то есть клетевой/грузовой отсек, где-то нет. Какие-то шахты продолжаются до самой поверхности земли, какие-то скрыты под значительным слоем грунта. Где-то с последнего балкончика открывается прекрасный вид на десятки метров вниз, а где-то можно запутаться в узких проходах и перегородках. Каждая из глубоких - уникальной конструкции. А некоторые, к сожалению или к счастью, уже не имеют выхода на поверхность и почти ничем не выдают своё существование.



Конечно же, щитовые затворы для регулирования потока. Старые, со времен строительства не менялись. А уже пора бы. Иначе вновь окажется, что демонтировать на месте и собрать затвор заново при необходимости проще, чем открыть штатными методами.





Последняя камера канала Д5,6. За затворами начинается уже Южная система.



...



Столь разные формы и размеры шахт (даже одинаковых по глубине) зависят от назначения, габаритов проходческого оборудования и геологических условий.

...Одна из шахт (единственная с закрытыми ходками и отгороженным колодцем для клети) оказалась словно залита бентонитом, или чем-то похожим по консистенции. Охристый балкончик с глубокими следами твоих сапог, бежевые бортики, бежевые затворы, серебристые, словно седые сталактиты... Нормально пофотографировать в ней так и не получилось, но... в памяти это останется надолго. Если получится - обязательно вернусь.







Схемка устройства наиболее глубоких стволов (на примере 45-метрового). На сравнительно длинных лестницах предусмотрено защитное заграждение - стальное, либо железобетонное. В последнем случае спускаться не так страшно :)



А в реальном месте / времени - даже без комментариев :)



И вниз:
(За полукруглой конструкцией сбоку - два трубных перепада, принимающих стоки от сетей мелкого заложения.)



И еще ниже и крупнее:



А стены там часто покрыты сверкающими, словно иней, кристаллами. Было проведено несколько анализов, изучение точного химического состава еще в процессе (где-то был древний пост про это), но предварительный результат - техногенный гипс с некоторыми весьма необычными примесями. Смотрится очень красиво, особенно зимой, - кристаллов почему-то тогда больше.



А вот еще одна обручевская достопримечательность - восьмиметровый перепад (нашего любимого, практического профиля). Его строительство было запроектировано методом «стена в грунте» толщиной 600 мм, поскольку этот ствол предназначался для монтажа проходческого комплекса.

Так он выглядит на схеме:



А так - в рабочем состоянии. Благодаря такой форме водосливной поверхности уровень шума и механического разрушения - минимальный из возможного.





Из стен и потолка от коррозии уже во все стороны топорщится арматура, намекая на скорую необходимость реконструкции... Зато дублирующая половина ожидает своего часа:



И напоследок - одна из современных распределительных камер этого тоннельного коллектора. Затворы "морская техника" из нержавеющей стали, с уплотнением - все как положено.



Не поленюсь в очередной раз предупредить: спуски в подобные места без теоретической, практической подготовки и четкого соблюдения ТБ опасны, что с каждым годом в очередной раз получает новое подтверждение.



Еще... конечно, хотелось бы рассказать о его характере... Да, именно характере. Но все равно это не передать ни словами, ни чем-либо еще.

Да и надо ли?..



Спасибо всем, так или иначе помогавшим в организации осмотра и в изучении этого потрясающего места.

В исторической части поста была испольхована информация и несколько фото, к сожалению, неизвестного авторства из книг о московской канализации и Музея Воды.

водоснабжение и канализация, строительство, гидротехнические сооружения

Previous post Next post
Up