Автомобиль был из тех изобретений, что разлетаются по планете со скоростью пандемии гриппа. Человечество по достоинству оценило высокую скорость, доставку «от ворот до ворот» и отсутствие необходимости убирать навоз. Цивилизация никогда не станет прежней - автомобиль прочно обосновался в экономике и повседневной жизни.
Вскоре выяснилось, что в наиболее активных центрах человечества - крупных городах, места и для людей и для машин становится маловато. Не везде получилось создать инфраструктуру удовлетворяющую актуальным автомобильным потребностям. Где-то пожалели огромных денег на строительство, где-то исторического облика города. Где-то ничего не пожалели, но лучше всё равно не стало.
Так или иначе, многие крупные города пришли к необходимости регулирования количества автомобилей в городском центре. В ход идут как экономические, так и административные меры, такие как запрет на использование автомобилей с соответствующими номерами по чётным/нечётным числам месяца, или по определённым дням недели по последней цифре номера. Также практикуется платный въезд в центр и специальные лицензии, реализуемые с аукциона (цена сравнима со стоимостью автомобиля).
Наиболее же популярной мерой является ограничение парковки. При её введении в выигрыше оказываются те, чья деятельность непосредственно связана с автомобилем. При посещении множества пунктов с кратковременной стоянкой у каждого, плата за место компенсируется сэкономленным на его поиске времени (10-20 минут). Также снижается трафик, повышается средняя скорость, падает уровень шума и загазованности. Использование же автомобиля для повседневных поездок на работу со стоянкой у офиса в течении рабочего дня становится дорогостоящим удовольствием дополнительного комфорта и статуса.
При этом важно понимать, что прямой целью государства является не получение прибыли (система контроля может работать и в убыток), а создание условий для развития экономики. Для этого важно грамотно распределить дефицитный ресурс, коим является парковочное пространство в условиях сложившейся застройки городского центра. Плата за парковку при этом никак не является «платой за воздух», как не является ей налог на землю, добычу полезных ископаемых или квоты на вылов рыбы.
Существует несколько способов ограничения, не всегда подразумевающих плату:
- платная парковка
- ограничение времени парковки
И комбинированные меры:
- платная парковка на определённое время без возможности продления
- бесплатная парковка в течение разрешённого срока, продление за деньги
Контролировать время и оплату легко на многоместных паркингах и огороженных плоскостных парковках, путём установки шлагбаума с автоматом или кассиром, но парковки вдоль дорог сложно оборудовать подобным образом. Вследствие этого был разработан ряд решений для контроля правил парковки в городах.
Простейший способ не предполагает использование никаких дополнительных технических средств - порядок парковки контролирует полицейский или сотрудник специальной муниципальной службы. Он патрулирует парковочные места с определённым интервалом, помечая время и номера стоящих автомобилей в блокнот или оставляя пометку мелом на колесе. Сотрудник может также собирать плату, тогда он должен постоянно находиться в пределах видимости. Такой способ наиболее прост в реализации, но требует большого количества персонала и активно создаёт почву для коррупции.
В 30х годах в США появились первые средства автоматизации платной парковки - механические паркоматы. Технически они представляли собой таймеры, отсчитывающие разрешённое время парковки и принимавшие монеты для оплаты.
В 60х для контроля была организована специальная служба, длительное время состоявшая исключительно из женского персонала - Meter Maid (паркоматные служанки). Они выписывали штрафные квитанции машинам, припаркованным у паркоматов с истёкшим сроком. Теперь система требовала намного меньше персонала.
В 80х стали изготавливать аппараты с электронной начинкой. Они могут принять плату за любой срок (интервал механического таймера ограничен) и менять тариф в зависимости от времени суток или дня недели. Часто принимают к оплате только банковские карты, т.к. монетоприёмник требует регулярной инкассации и является лакомой добычей для вандалов. Современные паркоматы выполняют в автономном варианте - с питанием от солнечной батареи и беспроводной связью.
В целях экономии паркоматы часто делались в сдвоенном исполнении - два таймера на одной стойке обслуживают два соседних лота.
В 90х идея эволюционировала в многоместные аппараты. После оплаты паркомат распечатывает квитанцию с отметкой о времени начала парковки, которую водитель должен поместить под лобовое стекло для проверки (pay and display).
В конце 50х во Франции решили внедрить ограничения парковки, но систему паркоматов сочли слишком дорогой. Вместо них в Европе широкое распространение получили парковочные диски. Бумажный или пластиковый диск расположен в конверте с прорезью, в которой, вращая диск, устанавливается время начала парковки. Диски многоразовые, продаются на заправках. Такое решение крайне дёшево в реализации, но не позволяет собирать плату.
В некоторых странах (Сингапур, Бразилия, Ирландия) решили применить дешевизну дисков и к платной парковке с помощью парковочных купонов. Купоны покупаются заранее, на них устанавливается время начала парковки путём отрыва нужных цифр по перфорации или стирания защитного слоя. Неудобство такого способа заключается в том, что парковку нельзя оплатить на месте - необходимо заранее запастись купонами.
Персональные парковочные устройства (In-Vehicle Parking Meter) объединяют преимущества купонов (не нужно идти к паркомату) и паркомата (не нужно ничего заполнять и думать где купить купоны). Водитель нажимает кнопку и вешает прибор на видное место, на экране отображается оставшееся предоплаченное время. Устройство пополняется в кассах или через интернет. Полиция контролирует оплату по экрану устройства или бесконтактным сканером.
Другой путь упрощения - оплата по номеру автомобиля. Водитель вбивает номер в паркомат и вносит оплату. Никаких документальных подтверждений при этом не требуется - номер машины и время парковки передаются по сети в базу. Контроль производится путём распознаванием номерного знака видеокамерой, установленной на специальном автомобиле (или любом муниципальном транспорте). Система полностью автоматизирована и позволяет реализовать постоплату, с выставлением счёта по почте. Однако такой метод сталкивается с проблемой некорректного распознавания номерных знаков и нарушения приватности перемещения граждан.
Лучшие черты всех методов реализуются в оплате через мобильный телефон, посредством СМС, мобильного приложения или голосового сервиса. Способ активно распространяется и вытесняет классические паркоматы, хотя и может причинять некоторые неудобства при сломанном, севшем телефоне или отсутствии роуминга.
Облегчить проблему нехватки парковочных мест могли бы капитальные паркинги, однако их строительство не всегда оправдано для экономики города. Но это уже тема для другого разговора.