Мост, ставший парком

Jan 17, 2014 05:26

Оригинал взят у dvigenie в Мост, ставший парком


Активный рост городов начался вследствие научно-технической революции и продолжается до сих пор. Большинство современных мегаполисов представляют собой некомфортную для проживания, излишне урбанизированную среду - перегруженные дороги, плотная застройка, промышленные районы, дробящие город на части, малое количество зеленых зон.

Архитекторы и дизайнеры задумались над созданием городских объектов, способных изменить облик современных городов. Наи-более благоприятным для развития городов является внесение в генплан «зеленых островов», где будет создана дружественная для человека среда, позволяющая жителю мегаполиса отдохнуть от агрессивной застройки. Но где найти место для размещения этих зон?


Нестандартное архитектурное и градостроительное решение по преобразованию заброшенных железнодорожных путей в парк с организованными зонами для отдыха, принятия пищи и даже арт-пространством в Нью-Йорке демонстрирует, как можно использовать заброшенные промышленные объекты.



История железной дороги

Железная дорога High Line, проложенная на высоте 9 м от земли, была построена в Манхеттене в конце 1930-х годов. Тогда это было передовое техническое решение, но со временем поток грузоперевозок стал возрастать, и это привело к серьезному ухудшению экологи-ческой обстановки в районе - копоть, вредные отходы и пыль серьезно сказывались на здоровье жителей. Район стал считаться неблаго-получным, а 10 авеню даже прозвали «Авеню Смерти» из-за частых аварий грузовых поездов. К 1980-м годам повышение уровня автоматизации на предприятиях, которые обслуживала надземная железная дорога, привело к сокращению перевозок, и вскоре железнодорожная эстакада перестала использоваться по назначению и к началу XXI века обветшала и заросла полевыми цветами.


Со временем заброшенные рельсы начали ржаветь, появилась угроза обвала старого моста. В середине 1980-х группа собственников земель, по которым проходит железная дорога, впервые задумалась о сносе конструкции. Но общественные активисты, проживающие в районе, выступили против и потребовали возобновить сообщение на дороге для перевозки пассажиров. В результате дорога продолжала ветшать, т.к. решение, удовлетворявшее все стороны, не было найдено.


Новая жизнь

Следующая веха в истории High Line - 1999 год. На собрании, посвященном будущему High Line, Джошуа Дэвид и Роберт Хэммонд выступали за сохранение железной дороги, все остальные участники встречи были за ее разрушение. Осенью этого же года Роберт и Джошуа создали объединение под названием Friends of the High Line, целью и миссией которого было сохранение железной дороги. В его состав вошли представители бизнеса, профессиональные дизайнеры и активные граждане окрестностей. И вскоре родилась идея - один из первых примеров урбанизации промзоны, который до сих пор остается уникальным. Парковая зона располагается прямо на мосту! И полностью повторяет маршрут железной дороги.


Активисты уже начали терять веру в свой проект, но благодаря растущему интересу к планированию и дизайну городских про-странств в марте 2002 года сообщество Friends of the High Line получило поддержку властей. Городской совет выступил за повторное использование железной дороги. Осенью этого же года активисты, проанализировав экономическую эффективность парка, убедили мэра Нью-Йорка частично финансировать проект.

В 2003 году Friends of the High Line провели конкурс на лучший проект. Идея преобразования железной дороги в парковую зону заин-тересовала архитекторов во многих странах. Жюри было предоставлено 720 работ из 36 стран. Главной целью этого конкурса было не только выявление лучшего архитектурного решения, но и поиск наиболее смелых, оригинальных и инновационных идей, которые бы способствовали изменению городской среды всего района.

В следующем году определился состав рабочей группы, которая выполнила проект реконструкции High Line. В состав группы входила фирма, специализирующаяся на ландшафтном проектировании James Corner Field Operations и архитектурное бюро Diller Scofidio + Renfro (которая впоследствии выиграла конкурс на проектирование парка Зарядье в центре Москвы). Также в создании проекта был задействован ряд специалистов и экспертов в области садоводства, создания инженерных коммуникаций, безопасности, технического обслуживания. Девять входов в парк были разработаны с учетом удобства для людей с ограниченными физическими способностями.

Сметная стоимость парка составила $153 млн из них $112,2 млн было выделено из городского бюджета, $21,4 млн из федерального бюджета, остальные средства были инвестированы частными предпринимателями.

В апреле 2006 года была проведена торжественная церемония в честь начала реконструкции железной дороги, на которой был начат демонтаж рельс. Работы по ремонту и укреплению несущих конструкций, прокладке дренажных и поливочных систем, а затем и собственно ландшафтные работы и посадка растений, длились почти три года. Первая очередь строительства нового парка была открыта для посещения публики 9 июня 2009 года. Строительные работы не прекращались, и в июне 2011 года была завершена уже вторая очередь парка High Line.





Последний отрезок эстакады High Line огибает территорию Гудзон-ярдс, где в ближайшем будущем над железнодорожными путями появится новый район смешанной застройки. Третья очередь парка будет в целом похожа на уже реализованные его части, однако там будет и особенный элемент - зеленый амфитеатр The Spur («шпора»), который позволит жителям Нью-Йоркав самом сердце мегаполиса полностью погрузиться в мир природы.

Амфитеатр с концентрическими рядами сидений будет засажен лесными травами, папоротниками и многолетними растениями. По его верхнему краю вырастут змеекорые клены и лесные ниссы, а в промежутках между ними откроются виды на реку Гудзон. Кроме рекреа-ционной функции, амфитеатр будет служить входом на High Line, также там разместится общественный туалет для посетителей парка.

Район, по которому проходит High Line, изменялся. Реконструированный квартал протяженностью в 1,6 км, в котором прежде пре-обладали промышленные комплексы, негативно влияющие на экологию района, постепенно сменялись фешенебельными отелями и галереями, стали открываться рестораны и дизайнерские бутики. Сегодня парк High Line можно с уверенностью назвать примером «живой архитектуры». Некогда самый грязный промышленный район превратился в функциональное пространство, в котором нуждается любой мегаполис. Здесь, на высоте 9м от земли, каждый может найти себе занятие по душе: кто-то использует бывшую железную дорогу в качестве идеальной беговой дорожки, кто-то отдыхает на лоне природы, а остальные наслаждаются видом обновленного Нью-Йорка.

Успешный пример реконструкции High Line вызвал большой интерес у градоправителей многих городов по всему миру. В данный момент разрабатываются проекты подобных зон в Лондоне и Амстердаме.

В январе 2012 года авторитетный журнал Travel+Leisure включил парк The High Line в десятку самых популярных достопримеча-тельностей мира. Всего три года понадобилось, чтобы парк, построенный на заброшенной железной дороге по инициативе двух людей, приобрел всемирную известность.



Устойчивая среда

Рукотворный ландшафт High Line создан по тому же принципу и с применением тех же технологий, что и зеленые крыши, и имеет те же экологические преимущества:
  • сокращение ливневых стоков на 80 %, т. к. посадки и «земляной пирог» поглощают большое количество ливневой воды, которая могла бы быть сброшена непосредственно в канализацию;
  • сокращение эффекта «теплового острова», возникающего в крупных городах;
  • появление зеленых насаждений, которые создают тень, вырабатывают кислород и являются средой обитания для насекомых и птиц .



Покрытие парка HighLine, состоит из нескольких слоев:
  • водонепроницаемые бетонные панели;
  • перфорированная пластиковая дренажная система, служащая для задержки воды, дренажа и аэрации почвы;
  • слой дробленого гравия, который действует как буфер, регулирующий скорость, с которой вода поступает в дренажную систему;
  • тканые фильтры, предохраняющие дренажную систему от засорения частицами почвы;
  • слой почвы на основе суглинков;
  • слой почвы, обогащенной питательными веществами;
  • верхний слой гравия или мульчи, используемый для задержки воды и предотвращения эрозии почвы из-за ветра.

Дренаж: уклоны рельефа High Line были разработаны одновременно для снижения стока ливневых вод и уменьшения количества воды, необходимой для полива для растений. Покрытие дорожек выполнено в виде отдельных дощечек, что позволяет дождевой воде, не задерживаясь на дорожках, сразу попадать в почву к корням растений. Стратегическое расположение стоков в нижних точках цветоч-ных клумб максимизирует поток воды через слой почвы, уменьшая количество стоков. Толщина слоя почвы отличается по всему парку в зависимости от высаженных растений - в основном она составляет 45 см, а под деревьями слой достигает 90 см.

В High Line поселилось много видов птиц, для которых была создана благоприятная среда, среди них: дрозды, воробьи, малиновки, ласточки и несколько видов певчих птиц. Есть даже несколько сапсанов, которые гнездятся недалеко от парка.





Освещение: инновационная система освещения использует энергосберегающие светодиодные лампы, которые позволяют осветить дорожки и насаждения, в то же время не вызывая засветки города, и не тратят большое количество энергии.



Зеленые насаждения: большинство растений парка являются местными видами. Такие растения лучше приспособлены к климатическим условиям Нью-Йорка, успешно развиваются и растут, не требуя сложного ухода. Экосистема High Line обеспечивает пищу и кров для различных видов диких животных, птиц и насекомых, в том числе естественных опылителей.



Полив: в дополнение к дождевой воды в парке производится полив по мере необходимости. Используются системы капельного орошения (в основном там, где недавно высажены деревья, которые в первые годы требуют постоянного полива в летний период), в основном же полив насаждений осуществляется вручную. Таким образом, садоводы имеют возможность индивидуально определять необходимое количество воды, в зависимости от потребностей отдельных видов и погодных условий, и, тем самым, экономить воду. Многие из растений засухоустойчивы и требуют дополнительного полива только в случае засухи.



Компостирование: в настоящее время создаются емкости для компостирования. Предполагается, что пищевые отходы будут предоставлять местные компании, занимающиеся ресторанным бизнесом и производством пищевых продуктов. Это позволит не применять химические удобрения и одновременно снизит нагрузку на предприятия, утилизирующие мусор в районе.

Вывоз снега: в High Line отказались от применения соли или химических веществ, вызывающих таянье снега и льда. Для их уборки применяются компактные снегоочистительные машины, а также ручной труд. Такой способ уборки является безопасным для растений и окружающей среды.

Опубликовано в журнале "Сантехника" 6/2013 издательства АВОК Шонина Н. А.

экология, организация пространств и территорий, мосты

Previous post Next post
Up