Жилая часть тяговой подстанции Василеостровского района Петербурга. 1907

Sep 21, 2022 23:50





Построенное здание, почти всё по чертежу.

Фотографии подстанции на 23 линии с начала 20-го века и по начало 21-го в сети есть, но нигде не видел планировки помещений, кому конкретно предназначались жилые квартиры изначально. А тут по случаю заглянул в тома общества Вестингауз «Санкт-Петербургский электрический трамвай 1906-1908» и был поражен подробностью материалов (и ведь без всяких там компьютеров, все вручную!). И конечно же, поэтажные планы там тоже нашлись, да и подробное описание тоже.





Проектный фасад подстанции

Об  электроснабжении. С центральной станции (на Конной пл.) в подстанцию по подземным кабелям приходил трехфазный переменный ток напряжением 6600 В, частотой 25 Гц. Посредством трансформаторов и вращающихся преобразователей (конверторов) ток преобразовывался в постоянный напряжением 600 В и далее по парным кабелям подводился к питательным пунктам для подключения к рабочему (верхнему) проводу и к рельсу.



Поэтажные планы подстанции

Машинное отделение (228,14 м2) было одноэтажным (высотой на 2 этажа), а жилая и конторская часть этой подстанции - двухэтажной.  На первом же этаже в изолированном помещении размещалась аккумуляторная, она имела отдельный вход со двора. Далее 1 комната - дворнику (19,43 м2 ) и 1 комната - конторская. Для общих нужд устроены 2 туалета. Однокомнатная квартира (28,07 м2) с кухней и туалетом на 1-м этаже предназначалась для помощника монтера (машиниста), а двухкомнатная  (39,72 м2) - для монтера (машиниста). Еще две аналогичных квартиры располагались на 2-м этаже. Кухни оборудованы плитами, в комнатах - угловые печи (камины). Почти все плиты и печи изразцовые.

Самая просторная квартира на 2-м этаже (85,22 м2) понятно для начальства - заведующего подстанцией. Правда, одна из трех комнат, соседствующая с кухней, была без печки. Но зато из одной комнаты можно было выйти на металлический балкон, расположенный над входом в подъезд. Сегодня о балконе напоминают лишь торцы срезанных балок.

Межэтажная лестница выполнена «со ступенями из ревельских плит по железным косоурам».

Перекрытия лестницы и пол конторской части 1 этажа - бетонные, отделаны метлахской плиткой.

В квартирах деревянные перекрытия по металлическим балкам. Покрытие частично паркетом, частично доски, крашенные масляной краской. Стены и потолки оштукатурены.

Освещение разумеется электрическое. О счетчиках упоминания нет. Возможно платили по установленным лампам.

Думаю, что при такой «служебной площади» общество Вестингауз могло себе позволить проведение конкурса на право занимать должность.



Современное состояние здания подстанции.



Фото 1-3 пересняты с первоисточников и расправлены самостоятельно. Не копипаст.

ps  Про машинный зал подстанции здесь.
Previous post Next post
Up