Как я оказался на кафедре

Jun 10, 2015 22:01



На кафедру я попал ещё до поездки в Германию опять же после моего внезапного успеха на олимпиаде по гидравлике. В то время среди студентов ходили слухи, что на кафедре есть человек, который знает как будучи гидравликом можно зарабатывать деньги. Это подтверждалось тем, что в 90-е он не только не умер с голода, но и умудрился с коллегами создать единственного в России гидравлического шагающего робота. И вот однажды преподаватель по объёмным гидропередачам сообщил, что этот человек мной заинтересовался.
Первое испытание заключалось в том, чтобы застать его в те редкие моменты, когда он не пребывал в неизвестных для обычного студента уголках лаборатории с паяльником или за станком. У некоторых на это мог уйти целый семестр, но мне это удалось довольно быстро. За последние 6-7 лет я много раз был свидетелем того, как студенты приходили устраиваться на кафедру, и свой случай я бы смело включил в топ самых унылых собеседований этого периода времени. Были предприняты безуспешные попытки выявить мои предпочтения по полезным для работы направлениям, но ни к программированию, ни к электронике, ни, тем более, к матану у меня тяги не было. Конечно, я умел чертить в 3Д, но к тому моменту это уже мало кого поражало. Решили пристроить меня на должность "подай/принести/не мешай" к двум студентам старшекурсникам, работавшим над созданием платформы для шестиколёсного мобильного робота.


К слову, тогда (впрочем, как и сейчас) действовало правило, что студентам разрешалось бесплатно принять участие в работе, а после первых результатов можно было даже рассчитывать на оплату своего труда пропорционально приносимой пользе. В общем, для меня это была даже не работа, а что-то вроде бесплатного кружка, где можно было научиться невероятным вещам по своей специальности.
На самом деле, мне очень повезло и первым моим заданием было не "приделать черенок к швабре" и не "отремонтировать вентиляцию" (как у некоторых моих коллег), а сконструировать крепление двигателя для "шестиколёски". Т.к. изготавливать всё нужно было из подручных средств, конструкция должна была быть очень технологичной. Я набросал от руки эскиз гениальной (на мой взгляд) по своей простоте конструкции, поймав на бегу начальника, кое-как согласовал её и начал чертить. Когда показал 3D модель, выяснилось, что "всё хорошо, только тут можно сделать проще, это вообще нужно убрать, а здесь сделать вот так-то"... В общем, всё пришлось переделать с нуля. Потом ещё раз примерно с половины. В третий раз переделать почти все детали (но уже хотя бы не менялось их количество). Ну а потом ещё несколько итераций с исправлением чертежей.
Как ни странно, спустя много лет количество требуемых итераций при конструировании чего бы то ни было, ни у меня, ни у других моих коллег радикально не уменьшилось, просто отношение к этому стало гораздо спокойнее. Все знают, что чем раньше будет выброшен первый вариант конструкции, тем быстрее будет сделан финальный. К сожалению, в гидравлике редко работает правило "лучшее - враг хорошего", зато всегда - "нужно делать хорошо, а плохо само получится".


В итоге, с креплением двигателя примерно так и вышло. Незабываемое впечатление, когда ты получаешь первую деталь, сделанную на заводе по твоим чертежам, постепенно сменилось лёгким разочарованием, когда выяснилось, что в один из кронштейнов врезается штуцер, который ну никак уже не разместить в другом месте. Постепенно в деталях стали появляться лишние дырки, а потом и всякие проставки... В общем, всё равно получился лёгкий колхоз... зато свой!
До отъезда в Германию я успел запилить на трофейном чешском фрезерном станке плиту под распределители, которую отказались делать на заводе из-за хитро наклонённых отверстий и стать свидетелем различных технологических чудес, происходящих на чуть более новом советском станке 1К62. Признаться, было даже немного обидно пропустить испытания нашего шестиколёса, которые должны были состояться уже осенью/зимой того года. Если бы я знал, что мне ещё предстоит не только гнуть трубки для гидросистемы, но и фотографироваться каждый новый год на фоне застывшего в своей второй модернизации её варианта, конечно же, был бы гораздо спокойнее.
Пока я прохлаждался в Германии, на кафедре случилось значительное событие - сменился заведующий кафедрой. Я тщетно пытался угадать кто же теперь им будет, перечисляя всех пожилых преподавателей и был очень обрадован, что им стал как раз наш начальник - Семёнов Станислав Евгеньевич. Но в полной мере я смог оценить своё везение лишь в марте месяце, когда закончился немецкий и был в самом разгаре русский семестр. Дело в том, что тогда и в деканате и на военной кафедре мне сообщили, что вместо того, чтобы продолжить обучение на своём курсе, я отправляюсь повторно на тот же курс, т.е. не за хрен собачий теряю целый год. Конечно, эта перспектива меня совершенно не радовала, т.к. знай я о таком раскладе, провёл бы это время с гораздо большей пользой в Германии, продлив свою стипендию ещё на пол года.


Но благодаря Семёнову, вопрос с восстановлением меня на своём курсе был решён в мою пользу. С военной кафедрой всё оказалось сложнее и оттуда я всё-таки вылетел, несмотря на все устные заверения, которые я получал до обучения в Германии. Это сейчас я понимаю, что благодаря этому решению я не только сэкономил себе много времени и нервов, но и получил реальный стимул досрочно сдать диплом и защитить в срок кандидатскую диссертацию. Но тогда-то я не знал, что смогу всё это осилить, поэтому мысленно готовился потратить год в армии.
Но пока я всё-таки получил на руки огромную стопку направлений и отправился сдавать прошлую сессию, одновременно навёрстывая текущий семестр. Пришлось заново сделать проект по технологии машиностроения, сдать все экзамены (перезачесть на четвёрку удалось только самый бесполезный экзамен по лопастным гидромашинам) и зачёты. Одновременно, конечно же, нужно было сдавать ДЗ и делать курсовой в текущем семестре, что мне с переменным успехом удавалось. В итоге, к концу семестра я не только закрыл предыдущую сессию, но и сдал все экзамены на отлично, за исключением одного - организация и планирование производства.
Предмет этот мне очень понравился, поэтому я решил подойти к его сдаче основательно. Последнее ДЗ я сдал как раз в день экзамена, так что, спешить всё равно было бессмысленно, и я договорился о сдаче в самый последний день сессии. Незадолго до этого я прочитал автобиографию Генри Форда "Моя жизнь, мои достижения", на которую учебник по ОПП ложился просто как захватывающий художественный роман. За 6 дней я прочитал его раза два от корки до корки и был готов как ни к какому другому экзамену до этого.
Билет мне достался довольно простой, и я решил отвечать на него без подготовки. Немного запнулся на какой-то ерунде, растерялся и вот, через пять минут допроса с пристрастием, я уже нахожу путь как скорость делённую на время и отваливаю с тройкой, прощаясь даже не с простой, а с повышенной стипендией... Такого эпичного фейла у меня не было никогда, поэтому было даже не грустно, а смешно)


Радовало то, что после всей этой беготни в семестре, можно было снова включиться в работу на кафедре. За время работы в Германии, я решил, что стал профи в математическом моделировании гидроприводов (в этом состоянии пребываю до сих пор), так что первым делом написал статью и выступил на конференции по своей немецкой теме. Тогда мне впервые пришлось столкнуться с тем, что моё "научное открытие" было совершено много лет назад Семёновым (и им тоже не в первый раз). По мере того как я стал писать для работы и для диплома математическую модель насоса для шестиколёски мой мир несколько раз переворачивался с ног на голову, когда я делал для себя какое-то открытие в части сути происходящих физических процессов. Впоследствии такой переворот в сознании случался каждый год моей работы (последний раз - пару месяцев назад, когда мы открыли для себя нестационарные процессы в длинных трубопроводах).
Нужно сказать, что с тех пор жизнь закрутилась так сильно, что защита диплома и поступление в аспирантуру уже не выглядит такой уж большой вехой. Процесс написания кандидатской диссертации и мою нынешнюю работу довольно сложно разделить, поэтому об этом этапе писать пока ещё рано...
Наверное, на этом я и завершу этот затянувшийся автобиографический цикл и начну уже писать что-то про свою работу. Надеюсь, удастся это сделать если и не увлекательно, то хотя бы читаемо)

МГТУ им. Н.Э. Баумана, студент, кафедра

Previous post Next post
Up