Не горюй! Когда-нибудь придёт другое время!..

Mar 10, 2015 21:18

Речь пойдёт о фотоработах Семёна Осиповича Фридлянда - советского фотографа, журналиста, общественного деятеля.
Почему о них?
Потому что на них выросло целое поколение советских людей, и я в том числе.

Семен Фридлянд с сыновьями.


Родился герой моего рассказа в 1905 году в Киеве в семье сапожника Осипа Моисеевича Фридлянда.
В 20 лет Семён уже работал фотокорреспондентом в журнале «Огонек», которым в то время по случаю руководил его двоюродный брат, известный в последствии советский журналист и писатель Михаил Фридлянд (Кольцов), репрессированный в конце 30-х годов.

Семёна Фридлянда репрессии не задели.
Он окончил операторский факультет Государственного института кинематографии, и с 1933 года - уже фотокорреспондент центральной партийной ежедневной газеты «Правда».
В конце 1930-х годов - председатель Ассоциации московских фоторепортеров.
В годы Великой Отечественной войны - фотокор Совинформбюро.
В 1950-х годах - заведующий отделом фотографии журнала «Огонек».

Семён приходился двоюродным братом ещё одному Фридлянду -- известному советскому художнику-карикатуристу Борису Ефимову, Герою социалистического труда, прожившему 108 лет.

Творчество Семёна Фридлянда уникально.
Причин уникальности три.
Первая: творчество по тем временам (в 50-е годы) было редкостным, потому как было цветным, и предназначалось для уникального общественно-политического "частично цветного" журнала «Огонёк» тиражом в два миллиона экземпляров.

Вторая причина уникальности его творчества: оно было предельно пафосным, а местами, мягко говоря, неправдивым.
А говоря не мягко - то была развесистая клюква.

Советской женщине всё по плечу!


Богатый урожай. Зажиточное село. Правильная, а потому счастливая колхозная жизнь.

Пожилые работники искусств на отдыхе. Невероятно счастливые судьбы.

Фридлянд своими цветными фотографиями на страницах «Огонька» формировал представление о том, какая в Советском Союзе местами замечательная жизнь.
А поскольку народ ездил не так много, а иных массовых цветных изданий в 50-60-е годы в СССР не было, то народ с пиететом листал «Огонёк», потом оклеивал им стены изб и бараков, любовался произведениями Фридлянда и вздыхал: «Живут же люди!.. Ну, ничего, и мы когда-нибудь так же заживём…»

Наконец, третья причина уникальности: большинство снимков Фридлянда выстроены и срежиссированы так, что непременно содержат «нечто», ненароком говорящее правду. Это или какие-то настораживающе нереальные позы героев, или заметные только внимательному глазу дурацкие детали, не соответствующая месту и времени одежда, напряжённое и никчёмное ковыряние героя снимка в чём-то, проявление им глубочайшего интереса к тому, что у нормального человека такого интереса вызвать никак не может…
Всмотритесь, и вы это сами увидите.

Возможно, это я просто хочу оправдать Фридлянда, который на самом деле был махровым лакировщиком советской действительности.

Фридлянд на отдыхе.


Однако смотрю на его усмешку на умном семитском лице, и мне не хочется верить, что Фридлянд попросту взращивал развесистую клюкву ради должностей, званий, квартир, регулярных путёвок в санатории и талонов в столичный продуктовый спецраспределитель.
И усмешка, и все его фотографии говорят: «Ребята, ну, а что вы хотите! Такое в стране было время! Ничего, когда-нибудь придёт другое, вот тогда мы все и заживём по-другому…»

Итак, фотоработы Семёна Фридлянда.
Некоторые с комментариями.

Твёрдо уверенные в своём будущем туркменские студенты.




Здесь Фридлянд со всею очевидностью сказал: "Да возьми ты что-нибудь в руку!".
И мужик взял случайный комплект, который первым случайно попался.




Вот что он там отвёрткой ковыряет? Там же для отвёртки ничего нет...
Но зато так старается. И какая при этом напряжённая поза! Хотя мог просто стоять, ковыряя.


Профессиональные союзы и их функционеры... Мощнейшая сила! В руках -- квартиры, детские садики, пионерлагеря, дома отдыха, санатории...




Я тоже был пионером. Но мы никогда не работали в пионерском галстуке!
А) в галстуке было неудобно и жарко, б) было жалко испачкать или порвать галстук.




















Если рассмотреть это фото в увеличенном виде, то можно прочесть на корешках книг: "Политический словарь", "Капитал" К.Маркса, книги М.Горького, сборник статей М.Калинина... А какая ироничная усмешка у женщины справа!.. Нет, Фридлянд отлично знал своё дело! :)




В заводском Доме культуры. Под аккомпанирование скрипачу негромко о чём-то о своём, о женском, например, о небогатом выборе тканей в местном универмаге...








А здесь Фридлянд буквально "вдавил" девчушек в кирпичи, которые они же укладывают в стены, укладывая за смену не одну тонну. А ведь мог бы и не вдавливать...


Ну вот же -- совсем другое дело, появилась лёгкость и даже грациозность...






С такими креплениями на лыжах он, конечно же, далеко не уйдёт, но зато настроение у мужика такое приподнятое!


Шахтёры на отдыхе. Большинство -- в парадной форменной одежде. Один вот только бежал на съёмку, и прибежав, ботинки не успел почистить...


Подпись к фото такая: "Сбор редиски в совхозе на острове Итуруп, Курильские острова". Прилетев на Курилы, попросил Фридлянд девушек приодеться в нарядные платьица, чтобы в "Огоньке" выглядеть ничуть не хуже собранной ими крупной редиски и вулканов, что уверенно стоят на дальнем рубеже советской родины...
Нет, он своё дело таки знал!


ФОТО с сайта http://humus.livejournal.com/
Жизнеописание С.Фридлянда -- из Википедии.
Previous post Next post
Up