Коучинг в обучении подростков

Feb 03, 2015 19:58




Немаловажная составляющая успешного общения в стиле коучинг - доверие. Во-первых, это доверие клиента (коучИ, игрока), а именно уверенность в том, что полученная информация не будет никому передана и не будет использована против него. Во-вторых, это доверие самому себе в том, что ты можешь быть генератором уникальных идей, ты сам являешься источником собственной силы, и ты знаешь и умеешь значительно больше, чем тебе самому кажется. Из этого следует, что практикуя элементы коучинга в беседе с ребенком или учеником-подростком, нужно быть у веренным в том, что доверительные отношения вы сможете выстроить довольно быстро, либо уже существующие достаточно крепки. В противном случае, задавая «странные» вопросы и прося его выполнить «подозрительные» задания, мы рискуем получить на выходе только видимость взаимодействия - отговорки, готовые ответы «для галочки» или стандартное «Не знаю».

На самом деле, взрослому зачастую достаточно проявить искренний интерес к личности ребенка, чтобы получить допуск на закрытую территорию. И проще всего это сделать именно взрослому со стороны или индивидуальному преподавателю. В таком случае не будет слишком большой разницы между привычным стилем общения с подростком. Я позволю себе предположить, что не все родители и учителя практикуют активное слушание, задают открытые системные вопросы и при любом случае стараются побудить молодое поколение к творческому мышлению в недирективной форме. Давайте представим, что это именно наш случай - есть педагог английского языка и ученик, перед которым стоит задача осознать, наконец-то, пройденные в рамках школьной программы времена глаголов. Обычно в таком случае педагог предлагает некую фому закрепления материала или даже систему изучения/повторения. Задача же коуча практически противоположная - организовать работу таким образом, чтобы ученик сам выработал для себя оптимальный способ запоминания системы времен. Вот один из инструментов, который может этому поспособствовать.



Преподаватель просит ученика вспомнить и назвать несколько (4,5 или 6) героев книг, фильмов, мультфильмов, пусть даже компьютерных игр, которые ему симпатичны. Здесь не обсуждается, почему выбран тот или иной персонаж, и педагог-коуч совершенно не обязан знать в лицо всех обозначенных героев. Как только они определены и имена записаны, каждому задается вопрос: «Вам нужно систематизировать и запомнить употребление времен английских глаголов. Вы не ограничены в ресурсах. Какой наиболее эффективный способ Вы для себя изобретете?»

Для наглядной иллюстрации того, как это работает, приведу пример из реальной практики. Сразу оговорюсь, ученик, с которым я проводила подобный эксперимент, как раз относится к той категории молодых людей, которые предпочитают на всякий случай прикрыться удобным «не знаю, не умею, не могу» и сказаться больным, если поленился и не подготовился. Тем показательнее тот результат, который мы получили.

В фокусе были четыре персонажа: Мустангер, Железный человек, Гарри Поттер и Диксит. Я имею некоторое представление о троих, но это ничуть не мешает, а может быть и помогает не вмешиваться в ход мыслей моего подопечного. Итак, какие же варианты осознания системы времен предложили нам названные герои?

Железный человек придумал создать микрочип, вставить его в робота, чтобы последний потом наговаривал ему варианты использования того или иного времени с пояснениями и примерами. Железный человек при этом слушал бы робота фоном, работая над своими проектами. При попытке отцифровать по времени, как долго и в течение какого периода может понадобится слушать робота, появилась цифра 5 часов в день в течение 2 месяцев.

Декстер принял решение все систематизировать по-старинке в таблицу, но с условием, что он соберет воедино все разрозненные или неудобно оформленные сведения воедино самостоятельно. При этом проговорена приблизительная схема и варианты оформления.

Гарри Поттер варил зелье. Здесь мне пришлось чуть-чуть вмешаться, чтобы прояснить возможные ингредиенты этого зелья. Пришли к следующей формуле: за вспомогательный глагол to be и соответствующие времена будет отвечать раскрывшийся цветок (вот он расцвел - он есть), to haveпредставлен ягодой, to do почками (им еще предстоит кое-что сделать - раскрыться).

Мустангер тоже отличился. Он обозначил (буквально табличками) разнообразный ландшафт в прерии в соответствии со значением времен. Попробуйте сами угадать, какому времени соответствует та или иная картина:

- прямая привычная дорога, по которой обычно скачет Мустангер;

- прерия с рекой (река все время куда-то течет);

- осушенное болото (был водоем недавно, но сейчас на его месте сухо);

- прерия с растущими деревьями (они до сегодняшнего дня росли, и сейчас продолжают);

- место, где Мустангер караулит коней (они на утро там появятся);

- место водопоя, в котором пока нет воды, но скоро будет (так обычно бывает);

- место, проезжая которое Мустангер вспоминает, что однажды там шакалы загрызли мустанга;

- пересохшая река для водопоя (вчера еще текла).


Здесь, закончив сбор идей и мнений, можно двигаться в различных направлениях. Более детально прорабатывать все предложенные решения, оставаясь в метафоре, или сразу перейти в план реальности и посмотреть, что из этого мы можем взять на вооружение для наших занятий. Например, можем ли мы себе позволить слушать некую запись по 5 часов в день, а если нет, что по сколько, и что именно и в какой форме должно быть записано.

Как дети, так и взрослые обычно быстро включаются в такую игру и готовы все больше и больше придумывать, но вот с воплощением дело обстоит иначе. Высокомотивированный взрослый будет стараться «выжать» образы до последнего и перевести их в реальные действия: пойдет и запишет на телефон примеры предложений и будет их прослушивать, или составит для себя пошаговый рецепт «зелья», на полном серьезе сварит его и будет пить, как доктор прописал (т.е. как сам он себе и придумал). Эффект Плацебо никто не отменял, особенно если предвариательно был проведен глубокий анализ грамматическиги материала. Школьник, пользуясь любимой схемой, скорее всего постарается уйти от трудностей, выбирая самый понятный и не обязательный для себя вариант. Почему так происходит -  тема отдельного разговора.

По каждому герою можно углубиться и посмотреть, что именно вызывает сопротивление, и каковы его корни. Но даже тот результат, который мы получили в этом упражнении, говорит о многом. С одной стороны, я лично получаю пример того, как может работать голова моего ученика, прощупываю его интересы, убеждаюсь, что творческая мысль ему не чужда, хотя порой кажется, что бъешься об стену. Ребенок сам удивляется тому, какие занятные идеи ему приходят, получает удовольствие от общения на «одной волне» с преподавателем, и, что немаловажно, вдруг видит, что понимание временных форм у него уже есть, причем довольно глубокое. Кроме того, мы значительно расширяем возможности отработки грамматического материала в не совсем стандартных формах. Потенциально у нас есть не только самодельная таблица (до сих пор ни под каким соусом эта идея с моей подачи не продвинулась); мы также можем проанализировать еще раз времена для составления «рецепта» зелья; развесить грамматические таблицы в определенных, смысловых местах дома; вместе составить самый работающий и полезный именно для этого ученика прототип записи, чтобы я потом этот текст начитала.

Со временем мы узнаем, что дает, и что не дает запланированных результатов, вместе посмотрим на то, что еще необычное можно придумать. А главное, есть вероятность, что при таком подходе постепенно будет меняться отношение к учебе в целом, и вместо стратегии избегания трудностей у этого мальчика появится новая привлекательная альтернатива - находить оригинальный выход из любой ситуации, превращать сложное в увлекательную игру, не опускать руки, с удовольствием принимать вызов, будь это сложная грамматика иностранного языка или принятие значимого решения на жизненном пути.

Оригинал записи на english4.me

статьи, лингво-коучинг, мнение

Previous post Next post
Up