http://www.security-informatics.de/blog/?p=372http://www.security-informatics.de/blog/?p=425 Профессор германистики
Йоахим Шарлот, ныне обретающийся в Японии,
проводит занимательное статистическое исследование лингвистических
особенностей заметок и новостных сообщений, опубликованных на сайте
Шпигеля за последние 11 лет.
Выясняется интересное. Хотя за «желтизну» и прочую скандальность во все
времена было принято ругать Бильд, «респектабельный» Шпигель, в общем-то,
мало чем от него отличается.
1) На графике ниже, к примеру, показано, как раздел «Панорама», посвящённый
слухам из населённого селебрити-кадаврами мира унавоженного спектакля,
последовательно увеличивался в размерах и превзошёл по объёму даже
профильные для издания новости о политике:
Доля статей, опубликованных в разделах «Панорама» (бордовый цвет),
«Мировая политика» (жёлтый) и «Политика в Германии» (зелёный),
от общего числа материалов, опубликованных в Spiegel-Online
Для вящей справедливости Шарлот добавляет, что, хотя статей в «Панораме»
и больше, они в два раза короче политических и в три - околонаучных.
Это, впрочем, более чем логично:
а) они содержат минимум новой информации;
б) отличаются инвариантностью оценок события;
в) учитывается клиповое сознание аудитории.
2) Во второй части исследования представлены «Индекс страха» (частотность
употребления слов и фраз, описывающих «вселяющие страх» ситуации и
явления: терроризм, экономический кризис, исламисты, эпидемии),
«Индекс манипулятивности в разделе „Политика”» (сомнительная информация,
мета-языковые клише, эмоционально-окрашенная лексика), «Индекс скандальности».
Вырисовывается вполне очевидна картина: после 9/11 стабильно прослеживается
тенденция к более скандальному освещению событий (что, я думаю, не в последнюю
очередь связано с разрастанием пресловутой «Панорамы»), «уровень нагнетания
страха» примерно в два раза повысился за десять лет (благодаря тому же 9/11,
когда он достиг пика, и затем до предтерактовых значений не снижался).
Наибольший же интерес здесь представляет вот эта ломаная голубая линия, которая
отражает уровень сложности используемой в статьях лексики, отслеживаемый
по специальной
методе:
Es halt so, что ещё можно добавить.
3) В довесок кое-что свежее, не из исследования Шарлота, но идеально подходящее к теме:
Выводы? А выводы всегда делайте сами, это и есть основной Вывод.
(
Comments |
Comment on this)