Stridsvagn 74
В начале Второй Мировой войны шведская армия практически не имела танков. На ее вооружении состояло всего 15 легких танков Strv m/38 (военное обозначение знаменитого Landsver L-60) разработки 1934-35 годов плюс 48 закупленных в Чехословакии и произведенных по лицензии в Швеции на Volvo Strv m/37 (по ТТХ - аналог немецкого Pz.I), ну и дослуживали свой срок три Strv m/31 (Landsverk L-10), собранные еще в 1932 году.
Понятно, что ни о какой боевой ценности в случае вторжения тех же немцев (а эта угроза была крайне реальной весной-летом 1943 года, когда Швеция прекратила трансфер немецких войск через свою территорию) эти 60+ танчиков не представляли. Поэтому в 1939-40 годах начались лихорадочные работы по созданию реально конкурентоспособных танков и развитию производства тех же L-60. В конце концов, в качестве разведчиков на бескрайних шведских территориях они были вполне в тему.
L-60 в модификациях Strv m/39, Strv m/40L и Strv m/40К было до 1944 построено 200 штук.
Первым шведским средним (условно) танком должен был стать знаменитый 38/t (немецкое обозначение) производства пражского завода ЧКД. Заказ на 90 штук был оформлен в марте 1940 года, но пока его выполняли был готов план "Барбаросса" и немцы тупо реквизировали "шведские" танки (Чехия была под протекторатом Германии), взамен передав Швеции бесплатную лицензию на их производство. Танк получивший название Strv m/41 выпускался в 1941-44 годах на Scania-Vabis. За это время шведская армия получила 222 танка и 16 построенных на его базе штурмовых САУ, вооруженных 75 мм и 105 мм полевыми пушками. Сам танк вооружался 37 мм орудием. По сути, strv m/41 также был легким танком, но его преимуществом было значительно улучшенное бронирование - лобовая бронеплита имела толщину 50 мм и очень приличный наклон. Грубо говоря, если бы в нее выстрелил Т-34, то, возможно, его снаряд броню не пробил бы. С другой стороны и сам m/41 ни малейшего урона Т-34, а то и КВ не нанес бы.
Начало Великой Отечественной войны принесло новости о доминировании на поле боя танков с противоснарядным бронированием и понимание того, что в танковом бою все эти легкие танчики не имеют ни малейшего смысла. Поэтому возникла необходимость в полноценном среднем танке, работы начались в ноябре 1941 года и в апреле 1943 в части начали поступать Strv m/42. На самом деле, работы над ним начались еще в 1939 году, когда Венгрия, эксплуатант легких танков L-60, заказала у шведов 16-тонный средний танк. Один из L-60 был построен как опытный танк Lago, имевший 57-мм орудие и лучшую бронезащиту. Но тут венгры решили делать танк сами и создали Toldi II, а конструкторы Landsverk, когда приспичило, по быстрому создали нечто еще более вменяемое весом уже 24+ тонны, вооруженное 75 мм орудием и имевшее скорость более 40 км/ч. С Т-34-85 и "Пантерой" strv m/42 скорее всего не справился бы, но вот с "шерманом" вполне. Танки производились с апреля 1943 по январь 1945 года. Всего было собрано 280 танков трех модификаций (Lago II, Lago III, Lago IV), различавшихся двигателями и трансмиссиями. В 1948 было собрано еще два экземпляра с элекромагнитной трансмиссией.
Очень показательный кадр: кран на базе Strv m/42 поднимает Strv m/41.
По началу оба танка числились средними, затем m/42 считался тяжелым.
Война в Европе закончилась, но "покой нам только снился". В 1948 началась полноценная Холодная война. Блока НАТО еще не было, но Швеция четко заняла прозападную ориентацию и над Балтикой стало опасно летать. Советские ВВС сбили шведский (возможно) разведчик, в ответ командующий шведскими ВВС прыгнул в "именно" "Вампир" и улетел в балтийское небо мстить. Больше его никто не видел. В Швеции вели разработку атомной бомбы и среднего бомбардировщика ее носителя. В общем, было жестко. Шведы чудом не вступили в НАТО. Но тут социал-демократы не смогли в одну калитку выиграть выборы в Риксдаг 1951 года и были вынуждены пойти на союз с "Фермерской Партией" (шведскими "эсерами"), которым, как нормальным деревенским куркулям была побоку вся эта геополитика, когда дома полно проблем и весь этот военный угар начал развеиваться.
Тем не менее, проблема отсутствия конкурентоспособных с советскими Т-44, Т-54, ИС-3, ИС-4 танками стояла остро, поэтому было принято три важнейших решения.
а.) Купить конкурентоспособные танки и лицензию на их производство у тех, кто их продаст, то есть, у Великобритании;
б.) Начать разработку совсем нового конкурентоспособного танка
в.) Постараться модернизировать имеющиеся.
В первом случае был закуплен британский "Центурион" - в 1953-60 годах были приобретены 350 танков модификаций Mk.3 и Mk.5 (Str 81), Mk.10 (Str 101). Эти танки благополучно прослужили до конца Холодной Войны. Разработки собственного танка велись в начале 1950 (проект E.M.I.L), а затем с 1956 года начались работы над революционным Str 103, 290 единиц которого было произведено в 1967-71 годах.
Но, по моему, самым интересным пунктом была модернизация Strv m/42, была разработана новая башня с более длинноствольным орудием калибра 75 мм, улучшена эргономика и оптика. Под замену пошли 225 танков, а остальные были переделаны в САУ. Модернизация была произведена в 1957-60 годов. Прослужили танки до середины 90х голов, когда вместе со шведскими "центурионами" и, несколько позже, Str 103 были заменены на "Леопарды 2" как германского, так и шведского производства. Но башни в утиль не пошли - их установили на батареях береговой обороны !
Таким образом - в 1970-80 х годах танковый парк 8-миллионной Швеции состоял из 350 "Центурионов", 290 Str 103 и 225 Str 74. Плюс несколько десятков самоходок. То есть, по числу танков на душу населения Швеция вполне себе конкурировала с Советским Союзом.
Источник:
мой канал на Дзене