ХТК на органе

Jan 22, 2011 00:30

Меня тут заинтересовало, для какого же инструмента был написан Бахом ХТК ("Хорошо темперированный клавир").
Пошарился по инету - везде написано, что Бах ничего на эту тему не сказал, т.е. играть можно на чем угодно - на пианино, на клавесине, на органе - лишь бы клавиши были и строй темперированный.
У меня эта мысль подспудно давно жила, потому что играешь ХТК и видишь явные нелогичности типа длящейся тактов пять ноты, которая, ясное дело, если темп медленный, перестает звучать очень быстро. А тут - прям черным по белому, что можно на органе.
Ну я тут же и сел за инструмент, нашел звук органа, похожий на тот, каким, как мне кажется, играют классику (у меня это называется "Massive Pipe"), открыл ноты и умер...
В смысле, проиграл три часа кряду, играя особенно понравившиеся прелюдии и фуги по нескольку раз, наслаждаясь звучанием...
У меня просто не находится слов, чтобы передать свой восторг. Это, как в известном анекдоте, просто пир духа.

Из-за того, что ноты длятся, пока ты их не отпустишь, у тебя в каждый момент времени звучит полнозвучный аккорд. Т.е. можно просто прекратить играть, оставив пальцы стоять на клавишах, и наслаждаться аккордом. Потом сыграть следующую ноту (всего одну!), получить новый аккорд и помедитировать над ним.
Практически все прелюдии и фуги получили новое измерение. Проявились ходы, которых не было слышно раньше, из-за излишней перкуссивности и недостаточного сустейна фортепиано. Я понял, почему Бах так часто задерживает некоторые ноты совсем на чуть-чуть, позволяя ей прозвучать всего лишь до конца следующей ноты. На пианино это теряется, а на органе это звучит! Нет, не так... ЗВУЧИТ! Все эти мелкие задержки, если их честно отыграть, образуют встроенную мелодию со своим характером, которой не слышно на фортепиано, если не знать о ней и специально не прислушиваться. Ты явственно слышишь и чувствуешь движение гармонии и голосов сквозь нее, как река течет сквозь меняющийся пейзаж. Раньше я этого пейзажа не видел, видел только течение реки, а пейзаж, скажем так, вычислялся из общих соображений. А на органе он вот он, дан непосредственно в ощущениях!
Я понял, почему Бах в конце почти всех прелюдий и фуг поставил ферматы - ведь последний аккорд, в который собираются все голоса после их долгого и прихотливого пути по разным ладам и тональностям, настолько обалденно звучит, что не хочется его отпускать.

Начал я, конечно же, с фа-минорной прелюдии, потому что в ней сплошь звучат шестнадцатые на фоне удерживаемых четвертных нот. И не прогадал - звучит убийственно красиво. Пришлось к ней вернуться еще два раза :)
Какие еще особенно понравились и особенно изменились по сравнению с исполнением на фортепиано: фуга до-мажор, фуга до-минор, прелюдия и фуга до-диез-минор, фуга ре-мажор, прелюдия ми-бемоль-мажор (естественно), (при этом прелюдия ми-бемоль-минор неожиданно не изменилась, так что Рихтер рулит), прелюдия ми-мажор (не ожидал, она ведь быстрая, на пианино все успевает более-менее прозвучать, а вот поди ж ты), фуга фа-мажор, прелюдия и фуга фа-минор (о них я уже говорил), фуга фа-диез-минор, прелюдия соль-минор, прелюдия ля-минор, прелюдия си-мажор (похожа на фа-минор в этом смысле - все три голоса идут в очень разном темпе: в одном ноты держатся по такту-по два (конечно же, на фортепиано они реально столько не звучат), в другом шагают четверти, в третьем - вязь шестнадцатых), прелюдия си-минор (шагающий нижний голос на органе звучит настолько контрастно с движущейся гармонией в правой руке...)
Вот.
Теперь пойду искать записи нормальных музыкантов, а не криворуких программистов :)
Уверен, что хоть кто-то да записал ХТК на органе. Может даже мой однофамилец Олег Янченко, чем черт не шутит...
А себя я поздравляю с еще одним источником кайфа. У меня до сих пор не сходит с лица блаженная улыбка :)

PS Сказать, что Бах гений - это ничего не не сказать... Нету в языке таких слов :)
PPS Да, речь идет только о первом томе ХТК. До второго у меня руки не дошли еще - я его хуже знаю и меньше слушал, к тому же он не был создан на одном дыхании, как первый том, а собран из разных других работ, так что он мне меньше нравится. Но это, может быть, просто потому, что я его плохо знаю.

восторг, music

Previous post Next post
Up