Они нам Гуджояна снимают, а мы им платить не будем!

Dec 07, 2012 12:30



МРСК Центра по-хорошему удивила: её совет директоров отказался подписывать договор на оказание услуг с Холдингом МРСК стоимостью более 800 млн. рублей в 2013 и 2014 годах. Четверо из семи директоров, участвовавших в голосовании (т.е. не аффилированных с Холдингом) проголосовали против.

Холдинг МРСК получает за счёт таких выплат порядка 10 млрд. рублей в год (чуть меньше миллиарда с каждой из 11 существующих МРСК, не говоря о мелких компаниях прямого подчинения типа Янтарьэнерго). В "Ведомостях" указано: МРСК Северо-Запада - 777 млн рублей, МРСК Волги - 940 млн рублей.

Самое интересное, что год назад именно за перечисление этой платы Холдингу был снят с должности директор "Тюменьэнерго" Евгений Крючков. Только называлось это аудиторами " перечислением 1,096 млрд. рублей на расчётный счёт одной из московских фирм под предлогом оплаты услуг нематериального характера". Странно, что никто не задался вопросом, где деньги, что за фирма, что за услуги. Самое важное здесь заявление Генпрокуратуры о том, что "в действительности такие услуги не оказывались", что свидетельствует о надуманности самого механизма. Сама "фирма" в итоге так и не была названа: Крючков прикрывал своё московское руководство, а то - не ответило взаимностью, и Крючкова с позором сняли.

Конструкция управления Холдинга МРСК российскими сетевыми компаниями нередко очень удивляет стороннего наблюдателя. Холдинг является мажоритарным акционером каждой из них. В цивилизованном мире акционеры управляют компаниями следующим образом: раз в год на годовом собрании акционеры ставят задачи на год назначенному менеджменту и через год спрашивают результаты по реперным точкам и контрольным показателям эффективности и дают оценку деятельности менеджмента. Весь остальной год акционеры не вмешиваются в деятельность менеджмента, довольствуясь получаемыми дивидендами и участием своих представителей на заседаниях совета директоров. Здесь же ситуация другая: годовые собрания, конечно, проводятся, но принципиальных решений на них не принимается, а кадровые и управленческие решения (подчас весьма спонтанные) принимаются в любое удобное для холдинга время. И дивидендов Холдингу мало - с рядовых МРСК за это спонтанное вмешательство снимаются околомиллиардные суммы.

Не зря отметил Дэвид Херн, знакомый с конструкцией подобной платы со времён РАО ЕЭС, о том, что это "protection racket".

мрск, холдинг мрск, тюменьэнерго, энергетика, дивиденды

Previous post Next post
Up