В 1894 году открылось трамвайное движение в Казани по линиям конки, которая находилась в концессии Анонимного Бельгийского общества конно-железных дорог. Название звучит несколько таинственно, хотя все дело в тонкостях перевода - "Societe anonyme" в переводе с французского означает всего лишь "открытое акционерное общество".
18 ноября 1899 года на улицах Казани появился первый электрический трамвай. Специальная электростанция для трамвайной тяги была построена в 1914 году на берегу Кабана, где сейчас стоит стоянка театра имени Г. Камала.
В начале 1918 года рабочие, входившие в профсоюз металлистов, потребовали повышения зарплаты у алминитрации трамвайного общества. В то время трамвай еще принадлежал Анонимному Бельгийскому обществу конно-железных дорог. Его администрация (директор Соколовский Г.Л. и заведующий технической службой де-ля-Шерлери), которая с первых дней проявляла определенную лояльность новой власти, отказались выполнять эти требования, обосновывая свой отказ экономическими расчетами и тяжелым положением трамвайного хозяйства. Начались долгие переговоры.
9 апреля 1918 года рабочие отстранили администрацию от управления трамвайным хозяйством Казани и ходатайствовали перед местным Советом депутатов и Советом городского хозяйства о принятии трамвая в свое ведение и повышении проездного тарифа. Представителем рабочих был избран комиссар Жуков, которому удалось добиться повышения тарифа, но брать в свое ведомство трамвай Совет городского хозяйства отказался.
Соколовский Г.Л. 25 апреля обратился в Всероссийский СНХ с заявлением, что Комитет рабочих забрал у общества Трамвайное предприятие, незаконно устранив Управление Общества в лице директора и ответственного агента в России. «Так как захват предприятия рабочими является актом не закономерным и нарушает постановление Народного Правительства о недопущении захватов рабочими промышленных предприятий, сим прошу сделать соответствующее распоряжение о возврате предприятия и забранного имущества Обшеству о восстановлении в правах уполномоченных Общества и о немедленном производстве описи всего забранного служащими и рабочими имущества Общества», - писал директор.
Обращение осталось без ответа и управление трамваем перешло в руки коллегии и внутреннего комитета рабочих и служащих Казанского трамвая. Лояльные анонимному обществу технические специалисты были отстранены от управления трамвайным хозяйством.
К концу 1918 года пассажирские перевозки прекратились. Тариф был не по карману большинству населения, энергетическое хозяйство было в плачевном состоянии, подвижной состав насчитывал лишь несколько единиц.
В 1922 году городские власти обратились к «старым кадрам» в лице Ипполита Ипполитовича Брюно (кстати, преподавателя С.М. Кирова в училище ) с просьбой возглавить техническую службу восстановления коммунального хозяйства города. В мае 1922 года полною мощь задымились котлы трамвайной электростанции, были отремонтированы пути и подвижной состав. По городу, как в былые времена, звонкими голосами извещая о себе пассажирам, побежали трамвайные вагоны.(Фото из
https://pastvu.com)