Пусть наши молитвы успокоят и возрадуют души солдат!

Apr 24, 2020 16:58

Несколько лет назад сестра отца Шакира апа, при разговоре со мной, произнесла фразу, которая некрепко засела у меня в памяти: «Род у нас до войны был большим, но очень поредел после нее проклятой. Особенно мужиков очень много полегло».

Мой дед по отцовской линии Нургали Мингалиевич Минкин воевал еще в первую мировую. Пришел оттуда покалеченный. Несмотря на это во время войны, накрепко впрягся в работу в колхозе. Некоторые старожилы села еще помнят, что во время войны он подбадривал всех, был большим жизнелюбом, сочинял веселые частушки про вред курения и механизацию села. Тяжелый труд подкосил его, и он умер в 1949 году. На фронте погибли его родные и двоюродные братья.

Отец Салих Нургалиевич Мингалиев не попал во фронт - он был 1928 года рождения. В 1945 году его и их сверстников повезли учиться в ФЗУ, работать на шахты. Война заканчивалась - требовались рабочие кадры.


Мой дед по матери Сибгатуллин Гаяз Сибгатуллович был простым человеком. Сначала он работал в Москве на строительстве канала Москва-Волга. Перед войной трудился в колхозе. Ушел на фронт, оставив четверых детей и жену. Мать Гульсина Гаязовна говорила, что у него обреченности или подавленности перед уходом на войну не было - он понимал, что так нужно и говорил теплые слова поддержки родным.

Несколько лет назад в театре им. Г. Камала всей семьей посмотрели спектакль «Женщины 41-го». Сюжет постановки из жизни. Шесть женщин, которые совсем недавно проводили своих мужей на фронт, узнают, что на войну их супруги еще не отправились: они находятся в 60 километрах от родного села  в военных лагерях, и им нечего есть. Чтобы спасти их от голода, а заодно и повидаться с любимыми, женщины решаются съездить и повидать их. Мужья уйдут на фронт, возможно, многие из них никогда не вернутся. Женщины это осознают и решаются на долгую дорогу своим ходом.

Пока смотрели, несколько раз слезы на глаза наворачивались, комок к горлу накатывался. Почему же постановка на меня так подействовала? Я вспомнил рассказы своей бабушки Махибадар Валиулловна Сибгатуллина, как она таким же образом 2 раза пешком ходила к моему деду (более 50 км) в печально известный лагерь Суслонгер. В первый раз она сумела повидаться с дедом, а во второй раз таки не смогла увидеться - деда уже отправили на фронт.

Напомню, что в окрестностях поселка, на озере Серебряном в годы Великой Отечественной Войны располагался Суслонгерский учебный лагерь, печально известный преступно халатным руководством, продававшем продукты питания, вследствие чего условия обучения и проживания в лагере были крайне тяжелыми. Многие умерли, так и не отправившись на фронт. А бабушкины сухари помогли сохранить жизнь дедушке, чтобы потом погибнуть на фронте.

Дед так и не вернулся с войны. Он погиб, повоевав полгода и отправив всего два письма. Бабушка осталась одна с 4-мя детьми. И могилы его нет - пришло сообщение, что пропал без вести в 1942 году на Калининском фронте. Бабушка каждый раз, до конца жизни, с надеждой читала все газетные сообщения об обнаруженных останках воинов. Она всю жизнь мечтала посетить его могилу. Даже на обелиске в деревне его имени не было - туда не заносили фамилии тех, кто пропал без вести.

Мама с 12 лет работала в колхозе, потом на кирпичном заводе. Война помешала ей закончить школу. Она так и осталась с 4 классами образования. После войны могла пойти учиться дальше, но надо было поднимать младших, содержать слепую сестру.

В начале 90-х годов мы с мамой начали писать письма в военкомат и военные архивы. Нам, наконец, ответили, что он погиб, но точное место установить не удается. Параллельно письмо пришло и в районный военкомат с предписанием поместить фамилию и имя деда на военный обелиск в селе Кильдуразы. Для нас, посещение этого обелиска после размещения там фамилии деда, было потрясающее событие. Мама плакала и плакала, долго простояв у памятника. Моя дочь Гузель до сих пор помнит это событие, хотя ей было только 6 лет в то время.

Когда началась акция «Бессметный полк» сын Заид взял портрет прадеда и пошел на площадь. Дочка с зятем понесли портреты моей мамы-труженицы тыла и деда-фронтовика зятя. Не знаю, как других, но моих детей никто не обязывал. Даже я. Просто с самого детства я рассказывал им про наш род, собирал с ними родословную. В нашей родословной 9 поколений и 234 человека. Один из моих предков участвовал еще в русско-турецкую войну.

Два года назад звонит племянница и просит выслать фото и жизнеописание моего деда (ее прадеда), который погиб на войне. Оказывается, ее дочке в школе задали написать рассказ про предков участвовавших в Великую Отечественную. Так, вернувшись со школы, она прямо с порога и озадачила мать вопросом "А мы, воевали?" Прошло несколько тревожных минут (может секунд) расспросов, пока молодая мама поняла суть вопроса. Ликбез по истории рода был проведен, фотки высланы. Наутро счастливая праправнучка простого солдата помчалась в школу гордиться своим предком.

Может она, что-то и перепутала пока рассказывала, но суть, думаю, передала верно. Сдается мне что дед был бы доволен.

Да, мой дед Сибгатуллин Гаяз Сибгатуллович не герой, а простой солдат войны, который ценой своей жизни тоже добыл Победу. Горжусь своим дедом, как и трудовыми подвигами матери, второго деда! Родные мне люди не герои, а простые солдаты войны и труженики народного хозяйства, которые ценой своей жизни, своего здоровья тоже добывали Победу. Горжусь ими всей душой и чту их память! Пусть наши молитвы успокоят и возрадуют их души!

мойполкдома. Казань, Семья, День Победы, 9 мая, Мама, Калининский фронт, Великая Отечественная война, личные истории, livejournal, Дед, бессмертныйполк, Бабушка, #мойполкдома, Суслонгер, #бессмертныйполкдома, Бессмертный полк, #бессмертныйполк, бессмертныйполкдома, ЖЖ, Вторая мировая война

Previous post Next post
Up