C началом Великой Отечественной войны энергосистема ТАССР, как и всей страны, была полностью переведена на военные рельсы. Потребление энергии резко увеличилось, и до начала 1942 года мощностей в Казанском энергорайоне не хватало, чтобы обеспечить полностью все предприятия, работавшие на нужды фронта. Несмотря на неимоверные трудности и лишения своим энергетики республики самоотверженным трудом в тылу внесли свой достойный вклад в обеспечении Победы.
Эвакуированные заводы требовали много энергии. Энергохозяйство Казани в первое время с большим трудом справлялось с возросшим спросом на электроэнергию. Производство продукции, которая требовалась фронту во все возрастающих количествах, нельзя было прекращать ни на минуту.
Особенно осложнилось положение с наступлением зимы 1941 года: перестало поступать топливо. Все железные дороги страны были забиты эшелонами с людьми и вооружением, оборудованием эвакуируемых предприятий, да еще Донбасс оказался отрезанным, уголь пришлось доставлять из Сибири. Поэтому в зимние месяцы, когда потребность в электроэнергии была особенно высока, целые районы города отключали от сети на две, а то и три недели.
Понятно, что энергетики старались не отключать предприятия, работавшие на важные поставки для фронта, госпитали, родильные дома, хотя и такое бывало. Из-за нехватки привозного топлива с началом зимы 1941 года были законсервированы мелкие городские и сельские электростанции республики. Энергетики республики реализовали тысячи рацпредложений и внедрили в производство сотни изобретений с целью экономии ресурсов и сокращения собственного потребления.
Лимиты электропотребления были установлены для каждого предприятия. Первоочередными являлись производственные нужды. Жесткие нормы установлены были и для учебных заведений, больниц и госпиталей, театров и кинотеатров, магазинов, госучреждений. Многим научным учреждениям, в том числе и эвакуированным из Москвы, приходилось изыскивать иные способы электропотребления своих установок.
Один из творцов атомного проекта СССР Вениамин Аронович Цукерман (физик-теоретик, доктор технических наук, лауреат четырех Государственных и Ленинской премии, Герой Социалистического Труда) во время войны с Академией Наук СССР был эвакуирован в Казань.
Он позже так описал работу лаборатории в условиях жесткого лимита: «Можно ли было в таких условиях работать и жить? Оказалось - можно. На глаза попалась в физическом практикуме университета видавшая виды дисковая электростатическая машина Уайтхеда. Я знал: вращая рукоятку такой машины, можно зарядить лейденские банки - так назывались старинные стеклянные конденсаторы - до 100 киловольт и более. Подключили ее высоковольтный вывод к емкости. Действительно, за 3-4 минуты вращения рукоятки емкость в 0,005 микрофарады удавалось зарядить до 60 киловольт. Накал кенотрона перевели на питание от аккумуляторов, чтобы обойтись без сетевой электроэнергии. Проблема была решена.
Естественно, был ограничен отпуск энергии населению: пять киловатт - часов в месяц на человека. Это фиксировалось в лимитном листке, оформлявшемся на каждый прибор учета. Чтобы уложиться в лимит, жители пользовались маломощными лампочками, о включении каких-либо нагревательных приборов и речи не могло быть. К счетчикам устанавливались ограничители, отключавшие электроэнергию при превышении максимально допустимой нагрузки. Мера, конечно, вынужденная, население было поставлено в жесткие условия - но все знали - всё ради Победы. Было выпущено большое количество плакатов, призывающих в быту и на производстве экономить электроэнергию. Обычно семьи, в военные годы, собирались в одной комнате квартиры или дома и каждый при тусклом свете единственной лампочки занимался своим делом. Электрическое освещение в домах граждан отключалось нередко на 10-12 дней, а в ряде случаев и до двух месяцев. В это время освещались городские квартиры и комнаты в основном керосиновыми лампами, при этом керосин, который перешел в разряд остродефицитных товаров, еще необходимо было добыть.
Как вспоминает легендарный директор «Энергосбыта» Сергей Матвеевич Донской, ему пришлось в приемные дни выслушивать от населения массу жалоб и просьб о восстановлении подачи энергии (когда отключалась энергия за перерасход) или об увеличении лимита. Редкую просьбу удавалось удовлетворить. Однажды он получил вот такое послание: Его величеству Королю света от гражданки, проживающей в темноте
Заявление.
Я похудела, почернела,
По вечерам сижу без дела,
Ложусь обычно в восемь спать,
Нащупав в темноте кровать.
Моя лирическая муза
Без света стала мне обузой.
Я в мыслях рифмы берегу,
А записать их не могу.
У нас был свет: глаза у кошки
И лунный свет через окошко.
Но кошка месяц как больная,
Луна все время выходная!
А потому, Ваше Величество,
Прошу включить мне электричество!
Улица Темная, 1 , квартира мрачная. Гражданка N.
От «заявления» энергетики были в восторге: если в такие дни люди способны шутить и смеяться - никакому врагу нас не одолеть! Автором этого послания оказалась Евгения Семеновна Рамм, инспектор Промбанка, курировавшая предприятия энергосистемы Казани.
Проблемы с дефицитом генерирующих и сетевых мощностей была решена после ввода в эксплуатацию второго турбогенератора на Казанской ТЭЦ-2 и третьего турбогенератора на Казанской ТЭЦ-1. В 1942 году была сооружена и пущена в эксплуатацию 2-я цепь ЛЭП 35 кВ "ТЭЦ № 2 - ПС "Заречье", в 1943 г. 2-я цепь ЛЭП 35 кВ "ТЭЦ № 2 - ПС "Зеленый Дол". В 1943 году установлен и пущен в эксплуатацию силовой трансформатор № 3 ПС "Зеленый Дол" 35/6 кВ. За годы войны производство электроэнергии по ТАССР возросло с 331 млн кВт час в 1940 г. до 491 млн кВт час в 1945 году.
18 мая 1944 г. вышло постановление ГКО СССР «Об экономии электроэнергии в промышленности», вследствие чего при наркомате электростанций СССР была организована Государственная инспекция по промышленной энергетике и энергонадзору. В нашей республике, задача контроля была возложена на аппарат Энергосбыта Казэнерго. В годы войны было открыто Татарское отделение Научного инженерно-технического общества энергетиков и электросвязи (НИТОЭ). В задачу этого общества входила помощь сельской электрификации, внедрение на предприятиях новых методов работы, экономии электроэнергии и т. д.
Приближался долгожданный День Победы и началась подготовка к мирной жизни.
Плакаты военных лет про экономию электроэнергии и соблюдение лимита