Следующая станция Кильдуразы!

Jul 16, 2016 21:46


Моя мать с конца 40-х годов прошлого века работала путеобходчицей на железной дороге. В Буинской дистанции пути вместе с ней работали многие мои земляки. В отличие от колхоза, там платили стабильную зарплату, выдавали спецодежду.

Станция Кильдуразы, где она работала, памятна и для меня. Оттуда я уехал покорять «большие города». Туда возвращался на краткосрочные побывки. Именно благодаря тому, что мне домой нужно ехать через эту станцию, служа в армии, я получал +3 дня к отпуску. Кстати, профессия матери очень помогла мне, будучи студентом. Я легко устроился монтером путей в трамвайное-троллейбусное управление города Казани. По советам матери я довольно легко разобрался в премудростях этой профессии.

Бабушка и мать мне много рассказывали, про то, как строили дорогу Свияжск-Ульяновск в далекие военные годы. Призыв в трудовую армию воспринимался, как должное. В отличие от «окопной» провинности здесь лучше кормили, одевали. Устанавливались три нерабочих дня для всех рабочих, единые нормы выработки, в дни отдыха запрещалось устраивать «субботники» и «воскресники». Нельзя было выводить людей на работы на открытом воздухе при температуре воздуха ниже 35 градусов, а при температуре 25 градусов, через каждый час работы предоставлять 10 минут для обогрева, соответственно уменьшив норму выработки. Горячую пищу в обязательном порядке во всех колоннах должны были подавать три раза в сутки. Несмотря на это, конечно графика строительства придерживались нещадно. Отсюда и несчастные случаи с рабочими.

Кстати памятный для меня вокзал Кильдураз тоже был построен в 1942 году. Снесли и построили новую, если не ошибаюсь, в 2012 году.

Часть исторических материалов я нашел в журнале «Эхо веков» за 2010 год.

Государственный комитет обороны постановлением от 15 февраля 1942 г. № 1286/сс поручил Народному комиссариату внутренних дел производство изысканий на составление проекта и строительство железной дороги линии Свияжск - Ульяновск. По приказу наркома Л. П. Берии от 22 февраля 1942 г. (№ 00373), распоряжением заместителя начальника ГУЛЖДС НКВД СССР и начальника Бампроекта тов. Ф. А. Гвоздевского была организована Свияжская экспедиция Бампроекта ГУЛЖДС НКВД, которой было поручено проектирование линии Свияжск - Ульяновск. Строительство новой железной дороги должно было вести Управление строительства Волжлага ГУЛЖДС НКВД СССР1.

Правительством страны ставилась задача открыть движение в декабре 1942 г. Это означало, что 201,4 км путей необходимо было построить за 10 месяцев!


Выполнение задания к установленному сроку было возможно только при одновременном производстве изыскательских, проектных и строительных работ, полной их согласованности и строгом соблюдении графика. В первой половине сентября 1942 г. все основные строительные работы по разработанным Свияжской экспедицией рабочим проектам были закончены, и по получении рельсов сквозное движение было открыто 27 сентября 1942 г.

Впервые создаваемый в рассматриваемых регионах прямой путь открывал возможность значительного сокращения пробега грузов, разгружал сильно загруженное Балашевское направление и линию Зеленый Дол - Канаш - Красный Узел - Рузаевка - Пенза. Железнодорожная линия Свияжск - Ульяновск связывала районы правой Волги, Татарской, Чувашской АССР и Куйбышевской области железнодорожной связью.

Дистанция строилась в кратчайшие строки. Прокладка железной дороги дороги Свияжск - Ульяновск осуществлялась мобилизованными немцами Поволжья и местными колхозниками. Расселяли колхозников, отбывающих трудовую повинность отдельно от мобилизованных немцев. В трудармию было мобилизовано около 40,9 тысяч немцев.

Мама говорила, что к немцам никакой неприязни они не чувствовали. Многие из немцев были мастеровыми: клали печки, мастерили коптильни, изготавливали садовые инструменты, ремонтировали обувь. Бабушка вспоминала их, как людей аккуратных, дисциплинированных и приветливых.

Каждый участвовавший в строительстве специального и стратегически важного для страны объекта - железной дороги Свияжск - Ульяновск достоин уважения и памяти. Это был массовый подвиг самоотверженности во имя Победы!

Война, Железная дорога, Труд, Деревня, Мама

Previous post Next post
Up