Наши дети дождались каникул, а у нас появились новые заботы. Потому что, как не крути, свободное время это источник повышенной опасности - куда занесет наших любознательных отпрысков? Товарищи взрослые, возьмите инициативу в свои руки - проведите беседу и напомните им основные правила электробезопасности. Они их, конечно же, знают, но вооружитесь терпением: это та самая профилактика, которая может спасти жизнь.
Делюсь нашим опытом просвещения детей. Мы, как правило подготовку к каникулам начинаем в конце апреля-в начале мая. Наши "агитбригады" идут по школам и проводят не просто лекции, а обучающие игры.
Сначала детям подробно разъясняют правила электробезопасности, рассказывают, как электричество приходит в дома.
Дома:
Главное правило безопасности: считайте, что любой электроприбор или провод (шнур) находится под напряжением, пока не убедитесь в обратном. Особенно опасны те приборы, которые находятся во влажном помещении или вблизи воды (например, стиральные машины, электрочайники).
Не прикасайтесь к корпусу электроприборов во включенном состоянии мокрыми руками.
Немедленно выключите электроприбор, который "искрит" или нагревается, вытащите «вилку» из розетки. Если это происходит с розеткой или проводами, сообщите об этом взрослым. Не пытайтесь принимать меры самостоятельно.
Не разбирайте самостоятельно электроприборы. Если вы решили починить прибор или посмотреть, как он устроен, делайте это только вместе со взрослыми. И обязательно проверьте, не включен ли он в сеть!
На улице:
Не открывайте щиты, которые находятся на лестничных площадках в подъездах домов. Эти действия прежде всего подвергают опасности вашу жизнь и могут оставить без электроэнергии жителей не только вашего дома.
Не приближайтесь к работающим электрическим трансформаторным подстанциям - оборудование здесь находится под высоким напряжением - 10 000 вольт и выше. Также опасно проникать в технические подвалы домов, где проходят коммуникации.
Не играйте рядом с воздушными линиями электропередач, не делайте набросы на провода и не касайтесь железобетонных опор, не пытайтесь на них залезать. Охранная зона ЛЭП, то есть в нашем случае территория, на которую лучше не заходить посторонним, колеблется в зависимости от класса напряжения линии электропередачи и указана на специальных знаках, которые укреплены на ее опорах.
Не прикасайтесь к провисшим проводам. К лежащим на земле - не подходите ближе, чем на 8 метров, особенно в сырую погоду: влажная земля - прекрасный проводник электрического тока. Сообщите об увиденном взрослым.
Если вашего друга «ударило током», то есть он получил электротравму, не приближайтесь к нему ближе, чем на 8 метров, и немедленно позвоните взрослым.
После этого проводятся различные конкурсы и игры на закрепление основных правил безопасности.
1. «ВЫХОДИМ ИЗ ЗОНЫ ШАГОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ»
Дети делятся на две-три команды. По очереди выходят из зоны шагового напряжения, соблюдая правила безопасности. Выигрывает команда, которая не нарушила правила и первым покинула зону шагового напряжения
2. «ПРЕДУПРЕЖДАЕМ ЛЮДЕЙ ОБ ОПАСНОСТИ»
Дети делятся на команды. Дается вводная. «Во время экскурсии вы увидели упавший провод». Дети на время исполняют то, что им говорили во время инструктажа. (Нужно быстро сориентироваться, не подходить ближе 8-10 м, организовать охрану и сообщить в предприятие ЭС или МЧС или взрослым). Выигрывает команда, которая быстро и правильно все это сделала. Ребята во время игры должны комментировать свои действия. Для этой игры нужен кусок провода, макет двери ТП, или опоры, на котором нанесен знак, телефон РЭС.
3. «ПРЕДУПРЕЖДАЕМ ЛЮДЕЙ ОБ ОПАСНОСТИ-1»
Дети делятся на команды. Дается вводная. «Во время игры на улице вы увидели открытые двери трансформаторной подстанции». Дети на время исполняют то, что им говорили во время инструктажа. (Нужно быстро сориентироваться, не подходить к дверям, организовать охрану и сообщить в предприятие ЭС или МЧС или взрослым). Выигрывает команда, которая быстро и правильно все это сделала. Ребята во время игры должны комментировать свои действия. Для этой игры нужен макет двери ТП на котором, нанесен знак, телефон РЭС.
4. «СПОР ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ»
Ребята делятся на две команды. Каждой команде раздаются картинки с электроприборами. Из команды один ребенок берет на себя роль одного из электроприборов и доказывает, что он самый нужный в доме. ( Например, «Я - пылесос, я самый необходимый электроприбор, без меня чисто не убрать в квартире» и т.д.). Из команды соперника задают каверзные вопросы по электробезопасности (Например, «Ты выключаешь пылесос, дергая за кабель (шнур)?) Помочь задать вопрос могут и устроители акции. Дети должны правильно ответить на вопрос и сказать, как правильно они используют этот электроприбор.
5. «КАК СЭКОНОМИТЬ»
Ребята делятся на две команды. Даются два больших листа. Ребята пишут правила энергосбережения в доме (в школе). Выигрывает команда больше всех написавшая правила энергосбережения.
6. «ОПАСНО - НЕ ОПАСНО»
После рассказа об основах электробезопасности проверить усвоенные знания методом устного опроса. Ведущий описывает ситуацию, которая либо опасна для жизни человека, либо нет. При ОПАСНОСТИ дети должны поднять воздушный шар со знаком «ОСТОРОЖНО! НАПРЯЖЕНИЕ!» (шары раздаются до начала игры), при НЕ ОПАСНОЙ ситуации шары не поднимаются.
7. «ПОДКЛЮЧИ ШКОЛУ»
Детям рассказывают, как электричество попадает в дома жителей республики, показывая на рисунках (фото) начиная от ГРЭС заканчивая школой. Далее дети делятся на несколько команд, каждой раздают вышеуказанные рисунки. Та команда, которая первой выстроит правильную цепочку подачи электричества в школу - выигрывает.
*Для усложнения задачи можно показать рисунки единожды. Командам же раздать бумаги с надписями «ГРЭС», «Трансформаторная подстанция», «Школа» и др. Каждый член команды (а их количество должно соответствовать рисункам в цепочке) должен взять надпись и встать на соответствующее место. То есть задача усложняется еще и тем, что детям необходимо запомнить какой объект как называется и выстроить правильную цепочку подачи электроэнергии.
8. «ЗА ЧТО НАДО ПЛАТИТЬ?»
Ведущий называет вещь, предмет, услугу. А дети должны отгадать должны ли мы платить за это. Чайник - да это товар, нужно платить, Скейтборд - да это товар, нужно платить, Друг дал покататься на велосипеде - это товарищеская услуга, но за это не надо платить, Йогурт - да это товар, нужно платить, Покататься на аттракционе - да это услуга, нужно платить, Проехаться на автобусе - да это услуга, нужно платить, Компьютер - да это товар, нужно платить, попить воды из родника - это природный дар, за это не надо платить, Заказать новые двери домой - да это товар, нужно платить. А электричество? За это нужно платить? Почему. Что нужно сделать, чтобы начать пользоваться электричеством. Заключить договор.
9. «ОТГАДАЙ КАК»
Изготавливаются таблички «Не подходить 8-10м», «Не бросать», «Не заходить», «Не ломать», «Не качать», «Не играть», «Не влезать», «Не пользуйся», «Не лезть», «Не запускай», «Не проходи» и т.д.
Дети делятся на две команды. Раздаются таблички. Ведущий называет «Оборванный провод» - дети должны поднять табличку «Не подходить 8-10м», «Открытые двери ТП» - дети должны поднять табличку «Не заходить» или «Не лезть». У кого больше правильных ответов тот выигрывает.
10. «МОЯ КОМПАНИЯ»
Две команды. Одна объявляется компанией «Трансформатор». Другая объявляется компанией «ЛЭП». Каждому дается большой лист, листки и фломастеры. Каждая за 5-10 минут готовит листовку-плакат об опасностях, которые таят ТП, ЛЭП. Можно словами или знаками. Оценивается доходчивость, правильность.