Сейчас потребители не несут никакой ответственности за то, что подают заявку на одну мощность, а потом по факту используют меньше. А нам приходится выполнять их заявки на техприсоединение и строить новые, ненужные подстанции», - сетовал в интервью «Ведомостям» председатель правления ФСК Андрей Муров. Когда предприятие подключается к источнику энергии, оно резервирует для себя мощность (одна из составляющих конечного счета за электричество). Но потребитель не всегда использует всю мощность, а платит при этом только за фактически переданную энергию. Сейчас только крупные потребители не используют свыше 69 ГВт зарезервированной мощности, резерв - 58% от общей используемой.
Год назад Минэнерго предложило оплачивать 20% неиспользуемой мощности, если за предыдущий год резерв превысил 40%. Этот проект вызвал нарекания потребителей. Теперь Минэнерго готово смягчить требования. Новый проект постановления правительства опубликовало вчера Минэнерго. Схема должна «экономически стимулировать» предприятия перераспределять свободные мощности в пользу новых потребителей.
Новые предложения Минэнерго: резерв должен составить свыше 40% по итогам трех лет, при этом до 1 января 2016 г. «резервистам» придется оплачивать только 5% неиспользуемой мощности, до 1 января 2017 г. - 10%, до 1 января 2018 г. - 15% и до 1 января 2019 г. - 20%. Коэффициент платы удваивается для потребителей, чьи энергопринимающие устройства относятся к первой и второй категории надежности (перерыв в их энергоснабжении может повлечь опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства и др.). Платить придется и потребителям, которые используют электроэнергию собственных электростанций (дополнительная плата рассчитывается по формуле), а также новичкам. Так, предприятия, присоединившиеся год назад, должны платить за неиспользуемую мощность, если резерв составил 80% заявки, два года назад - при резерве в 60% заявленной мощности. Проект предполагает, что после соответствующего уведомления от сетевой организации потребители смогут передать часть ненужной мощности другим, нуждающимся потребителям. Для крупнейших металлургических предприятий рост стоимости сетевых услуг составит 2-3 млрд руб. в год, говорит источник, знакомый с оценкой.
Промышленность в первую очередь не устраивает концепция оплаты - «для всех и везде, причём все расходы уже учтены в выручке сетей», говорит представитель НП «Сообщество потребителей энергии». Минэнерго стремится перераспределить неиспользуемую мощность, но фактически предприятиям придется платить независимо от спроса на «резервную» мощность в конкретном центре питания, писал в Минэкономразвития директор партнерства Василий Киселев. Неясно и почему предполагается оплачивать резерв по ставке в размере 20% от тарифа на содержание: доля затрат на содержание сетевой инфраструктуры для потребителей в 2011-2013 гг. намного меньше этой доли в совокупном объеме сетевых расходов, писал Киселев. Разработанный Минэнерго документ не нравится и сетевым компаниям. «Проект предполагает оплату резерва мощности только потребителей услуг сетевых компаний, и то частично, но для ФСК 80% потребителей - это территориальные сетевые организации, - говорит представитель ФСК Дмитрий Клоков. - Нужно вводить оплату резерва и для них». «Нужно рассмотреть возможность перехода к оплате услуг по передаче по максимальной мощности, и в первую очередь для новых потребителей», - говорит представитель «Россетей».
Минэнерго не внесло существенных корректив в свои ранние версии проекта, несмотря на поручения правительства, говорит представитель Минэкономразвития. Министерство против представленной редакции: плату за резерв нужно вводить только для новых потребителей, уточняет он. Проект согласовывается, возможны изменения, допускает представитель Минэнерго.
«Vedomosti.ru», Алина Фадеева