В 40-е года была такая каламбурная частушка в ходу:
Первый гам и вой локомобиля.
Дверь в вигвам мы войлоком обили.
Действительно эта машина была очень популярной в 30-50 гг. 20-го века (помните у А.Платонова "Мы на канатах прем локомобиль..." ) и при работе издавала довольно несносный шум. Ну что поделаешь таковы были издержки индустриализации :)
Вот как прославил поэт Василий Гуляев данный аппарат:
Чтоб мы не жили, как в тумане
И "чтоб из сказки сделать быль",
Решили в нашей глухомани
Установить локомобиль*.
Крутя без устали динамо,
Он пустит ток по проводам
И застрекочет пилорама,
И жить светлее станет нам.
Ещё не битые прогрессом,
Потягивая сладкий морс,
Мы ожидали с интересом,
Как приживётся этот монстр.
В посёлке около речушки,
Чей лепет слушал старый лес,
Где щедро врали нам кукушки
Ему построили дворец
Через дыру в покатой крыше
Продели чёрную трубу
С гудком, чтоб каждый слышал
И с ним сверял свою судьбу.
Все устремились к жизни новой,
Да вот с природой был раздрай -
Горячий "правнук" Ползунова**
Обезобразил милый край.
Гудок, орущий жутче вьюги
Покой нарушил вековой
Исчезли дикие зверюги,
Не стало птицы боровой.
Сгорели в ненасытной топке
Берёзы, росшие окрест,
Подлесок юный в землю втоптан,
А пилорама съела лес.
. . . . .
Опять прогресс нас в сказку манит,
Огнями яркими лучась,
Но люди раньше в глухомани
Светлее были, чем сейчас.
Вот, что пишет словарь Брокгауза и Ефрона про эту машину с чудным названием.
Локомобиль - рабочая (обыкновенно паровая) машина, составляющая одно целое с принадлежащим к ней силопроизводителем (паровым котлом), так что их можно вместе передвигать с одного места на другое без разборки. Они употребляемы в сельском хозяйстве и связанных с ним производствах. Ставятся на раму с большими и широкими колесами, дающими возможность удобно перевозить их даже по плохим дорогам и вспаханным полям. Перевозные локомобили приводят в движение молотилки, мельницы, дробилки, соломорезки и употребляются во множестве других случаев. В полуперевозных, или полулокомобилях, возможность перемещения играет лишь второстепенную роль. Главное качество их составляет компактность формы и, как следствие этого, экономия места, легкость установки и дешевизна машины. Поэтому они весьма пригодны для небольших фабрик и производств. В обоих конструкциях употребляются котлы трубчатого типа высокого давления и машины с большою скоростью поршня и расширением. Материалом для отопления локомобилей преимущественно служит каменный уголь, затем дрова, а в сельских хозяйствах и солома, в особенности ржаная. Можно также топить камышом.
Такие локомобили успешно применялись у нас в республике в 30-50-е годы прошлого года. Например, государственное предприятие “Кляушская мебельная фабрика” в Мамадышском районе в конце 50-х для производственных нужд заимела локомобиль 75 л.с., который приводил в движение генератор мощностью 57 кВт и на фабрике было электричество. Локомобиль топился древесными отходами, его обслуживали механик, 2 механизатора, 3 кочегара, 2 электрика и 3 инструментальщика.
Чтобы-то не было, локомобили сделали свое дело и вписались в нашу индустриальную историю. А на фото запечатлена подготовка локомобиля к пуску в одном из колхозов под Казанью.