Агай, алдан сагай

Feb 23, 2012 12:20


В заголовок я вынес замечательную татарскую поговорку, что в переводе означает "Дядя, предостерегись заранее".

Энергетики Татарстана разработали  новую систему  контроля за линиями электропередач. Место обрыва или обледенения проводов теперь можно найти за несколько секунд.  О совместной работе ученых КГЭУ и производственников ОАО «Сетевая компания» в сюжете Ольги Ившиной, Рафката Зиатдинова из  ГТРК «Татарстан».

image Click to view


Гололед. Для энергетиков - это сигнал о возможном нарушении нормальной работы того или иного участка энергосистемы.

В Татарстане проблема гололеда на воздушных линиях электропередачи имеет необычную историю. А вот с чего она началась, расскажет Алексей Иванович Потапов (ветеран «Татэнерго»).

- До 1958 года в Альметьевских сетях при явлениях гололеда на линиях не было оснований для беспокойства.


Дело в том, что сечения проводов на эксплуатируемых нами ВЛ-35 и 110 кВ не превышали 150 мм2, и токовая нагрузка приближалась к предельно допустимой по условию нагрева. Это-то практически исключало образование гололеда.

С вводом подстанции Бугульма-500 мы получили сеть напряжением 220 и 500 кВ, в которой сечения проводов более, чем в два и три раза превышали сечения проводов в сети 110 кВ. Нагрузочные токи стали недостаточными для предотвращения гололеда. К тому же на опорах с вертикальным расположением фаз возросла опасность пляски проводов, от которой при гололеде происходили межфазовые замыкания.

В то же время в соответствии с действующими в 50-60 гг. строительными нормами территория Татарии по климатическим условиям не относилась к зоне повышенной гололедности и прочим стихийным явлениям, т.е. имела классификацию 1-го и 2-го климатического района.

Пришлось изобретать. Начальник службы линий Л.А. Фиргер предложил простой и беззатратный способ плавки гололеда (только путем оперативных переключений) на двухцепной линии между подстанциями Бугульма-500 и Бугульма № 14. Он рассчитал, что включение цепей последовательно через шины подстанции № 14 на обходные шины подстанции Бугульма-500 и нагрузку, создаваемую здесь реакторами, обеспечит плавку гололеда.

На более протяженной двухцепной линии Бугульма-500 - Абдрахманово (в габаритах 220 кВ) применили другой способ: на время плавки гололеда устанавливали перемычку между цепями в десяти километрах от подстанции Бугульма-500. В обоих случаях потребители от этих переключений не страдали, так как все подстанции 110 кВ работали в кольце, и потребители имели двухстороннее питание.

Казалось, мы обхитрили природу на самом гололедном участке.

Но действительность преподнесла нам новый урок. Летом 1959 года от ураганного ветра (30 м/с) повалились четыре двухцепные опоры в габаритах 220 кВ той самой ВЛ Бугульма-500 - Абдрахманово, где мы успешно справлялись с гололедом.

Само собой разумеется, и проектные и строительно-монтажные организации не спешили признать свою вину, ссылаясь на действующие нормы. Правда, они забыли заглянуть в Решение ПЭ-67 Минэнерго об учете особенностей климатического района Татарии. И все же через год мы неожиданно получили проект усиления опор.

После множества других, хотя и менее тяжелых отключений на линиях 35, 110, 220 кВ, сопровождавшихся пляской проводов, а также тяжелых повреждений на ВЛ-110 кВ Бугульма-500 - Потап-Тумбарлы в 1974 году - руководители утвердились во мнении потребовать пересмотра характеристик климатического районирования.

В период 70-80 годов окончательно пересмотрена карта климатического районирования ТАССР. ВНИИЭ признал на территории республики 3-ий, 4-ый и даже 5-ый район по гололеду и ветровым нагрузкам.

Предыстория аварии на линии 110 кВ Бугульма-500 - П. Тумбарлы лишний раз доказала, что электричество не терпит суеты.

Пока на двухцепных опорах этой линии находилась в эксплуатации только одна цепь с расположением фаз по обе стороны от оси опоры (по треугольнику), пляска проводов при гололеде происходила редко и не вызывала серьезного беспокойства.

При подвеске в 1974 году второй цепи (с проводом меньшего сечения) на свободных углах нового треугольника - мы получили совершенно не просчитанную конструкцию, в которой по вертикалям оказались провода разных сечений с укороченным между ними расстоянием. Отсюда и различный нагрев проводов, и повышенная вероятность их пляски, отсюда - их неоднократные повреждения при гололеде.

И в один совсем не прекрасный день 1981 года при сильном гололеде и штормовом ветре упали 14 опор, сильно повредив провода.

Итог этой истории: построили новую одноцепную линию, а на старой двухцепной оставили только одну цепь.

«Мы и время». Очерки из истории энергосистемы Татарстана

Гололед, Татарстан, ЛЭП, КГЭУ, ОАО "Сетевая компания", Татэнерго

Previous post Next post
Up