Камалов Мизхат Сахапович, ветеран труда, заместитель председателя Совета ветеранов Набережночелнинских электрических сетей делится своими воспоминаниями
Довоенные годы. Жили скромно, но дружно
Я родился и вырос в деревне Старые Уруссы Ютазинского района Татарской АССР. С тех пор, как начал ходить, ориентируясь в местности, а это когда мне было 3-4 года, меня все время с собой водил брат Авзал, который был старше меня на 12 лет. То ли родители заставляли его присматривать за мной, то ли он во мне видел мужчину для общения или просто любил. Помню, как однажды в 1939 году он и его друзья-одногодки, такие же 18-летние парни отмечали свой отъезд на Дальний Восток по комсомольской путевке. Это происходило в центре деревни, на зеленой лужайке, внутри огромного только что стесанного сруба будущего районного дома культуры. Там мой брат прощался со мной. Потом мы с ним не виделись долгих 9 лет: началась война, он был призван в Красную Армию и домой вернулся только в 1948 году в звании лейтенанта. Мне тогда было уже 15 лет.
В нашей большой семье в 11 человек мужчин было всего трое: отец Сахабетдин Камалетдинович, брат Авзал и я-Мизхат. Наша семья жила, как мне показалось, особо не отличаясь от других, скромно по тем временам, не хуже других, да и мы дети, возможно, просто не замечали, как нелегко было содержать родителям большую семью. В связи с этим вспоминается одно очень важное и радостное для всех нас событие. В 1939 году, когда младшей сестре Сание было 2 года к нам домой приехали люди из Ютазинского райСОБЕСа и родителям вручили государственное пособие, как многодетным, в сумме 2000 рублей. Это тогда была очень значительная, крупная сумма. Родители на следующий же базарный день купили корову. В магазине купили несколько стеганых одеял, всякой одежды себе и нам детям. Помню, какие вкусные пряники, сахар, большие буханки очень вкусного белого хлеба - «калача» принесли, и у нас был большой, радостный праздник.
Помню, летом 1940 года брат Афзал с Дальнего Востока прислал, как мне показалось, большую посылку, с подарками, среди которых были всякие вещи бабушке, отцу, матери, сестрам и мне. Бабушка Фархиямал умерла 24 мая 1941 года в возрасте 82 лет, за 27 дней до начала войны с фашистской Германией. Мой отец Сахабетдин был участником первой германской войны, служил 9 лет в царской армии и вернулся в родное село в 1918 году. Отца в Армию не забирали, в 1941 году ему уже шел 55-год, но, несмотря на это в его документах сохранилась справка Военкомата 1945 года, где есть запись, что «годен к строевой службе». Тогда ему уже шел 59-й год.
Военные годы. Мы рано повзрослели
Когда началась война, мне было 8 лет и 2 дня. Нашим родителям с большой семьей пришлось испытать на себя все трудности тяжелых военных лет 1941-1945 годов: это и голод, и холод, и тяжелый труд без отдыха, болезни детей, нищета и всеобщее страдание и горе от гибели родных на войне и голодной смерти родных в тылу, череда нескончаемых похорон умерших от болезней и голода.
1 сентября 1941 года я пошел учиться в 1-й класс, также как и другие мои одногодки. Нас тогда в классе собралось около 30 детей. Первым моим учителем была Рашида апа Хасанова. Мы ее любили. Она была, как мне тогда казалось, с мягким характером, тихим ласковым голосом привлекала наше внимание, и если во время урока, кто-либо занимался каким-то другим делом и отвлекался от урока, тогда она своей деревянной линейкой резко стучала по столу. Этого было достаточно, чтобы в классе установилась абсолютная тишина.
В годы войны я, как и мои одногодки, с 10 лет был приобщен ко всяким работам в колхозе, так как шла война, и вся работа в деревне легла на плечи стариков, старушек, девушек, допризывной молодежи и на нас - несовершеннолетних мальчиков, как на трудоспособных мужчин. Нам, детям военных лет, досталось немало. Я никогда не забуду, как это нам - мальчишкам приходилось вместе с взрослыми вставать рано утром и почти голодными взять в руки узды (чаще от быков, так как лошадей в деревне осталось очень мало - их отправляли на войну), идти в бригаду ловить своих быков и верхом на них отправляться в поле на пашню. В период заготовки кормов для колхозного скота также на быках возили сырую траву на-силос, а осенью на фургонах - снопы к молотилке или на скирдование. Все это была наша работа, на чем мы были натренированы и ловко справлялись с плугом, боронами, сбруями, вилами и граблями, ездой верхом на лошадях и на быках. Мне горько было видеть, как на быках верхом ехали пахать в поле или запрягать их на зернотоке для прокрутки молотилки, наши девушки, здоровые, красивые, взрослые, старше нас на несколько лет. Помню их имена: Хаят апа, Расиха апа, Фатиха апа, Фатима апа, Хакима апа, Сабира апа, Суфия апа, Фагиля апа, Зулейха апа, Халима апа, Сажида апа и многих других. Да, было очень больно видеть красивых и уже взрослых девчат верхом на лошадях или еще хуже-на быках. Многие из них затем не смогли создать семьи, так как не все парни вернулись из войны. Это стало для многих самой страшной трагедией и нескончаемым несчастьем. Да, всё это мы видели, и все это отозвалось у нас тихим стоном... И сейчас слезы накатываются, когда вспоминаю эти суровые военные годы!
Предлагаю ввести статус «Дети войны»
Самые тяжёлые испытания и невосполнимую утрату народы Советского Союза понесли в годы Великой Отечественной войны. Нелегко было и в восстановительные годы после войны: был и голод, была и нищета. Сегодня, некоторые клевещут на наше славное прошлое, на героический народ страны. Всякого неправдивого можно услышать из уст абсолютно неосведомленных людей, особенно молодежи. Но подавляющее большинство с полным пониманием и правдиво относятся к истории, с огромным уважением и признательностью вспоминают всё то, что было хорошего, близкого к сердцу и дорогого в годы советской власти. И, надо сказать, искажать историю ни просто непозволительно, но и невозможно! И если сегодня кому то удается оболгать, оплевать все наше святое, светлое прошлое, то это обернется позором и всеобщим презрением самим же перевертышам истории!
Некоторые мои одноклассники с первого класса еще живы, и мы, при встрече, вспоминаем свое детство. Это мои одногодки и одноклассники с 1-класса Уруссинской семилетней школы Галиев Гафур, Газизуллин Хатип, Ильясов Джамил и другие. Среди нас есть награжденные медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.". Тогда награждали тех детей, которые родились до 9 мая 1933 года, то есть тех, кому к 9 маю 1945 года было полных 12 лет и более. Из нас четверых, живых годков деревни Старые Уруссы, двое награжденных, это Галиев Гафур и Ильясов Джамил. Я и рожденный в августе 1933 года Газизуллин Хатип не награждены. По-видимому, была соответствующая инструкция, определяющая предел законности использования труда малолетних. Но мы были счастливы победному окончанию Великой Отечественной войны тогда, и теперь гордимся нашей Великой Родиной советского периода! Наша история-это история Великого Советского Народа! В великом подвиге Советского народа над фашистской Германией есть и частица нашего, детского трудового вклада в тылу! Мы законно гордимся этим!
Жизнь и борьба народов нашей Великой Родины за спасение её от фашизма и порабощения оставили значимые метки в истории и свои оценки, это: статус Народа Победителя, статус Участника Великой Отечественной войны, статус Работника Тыла в годы Великой Отечественной войны, статус Детей блокадного Ленинграда, статус городов-героев и многое другое из особо заслуживающих и заметных. Но, как незаслуженно отсутствует статус "Детей войны 1941-1945 годов", которые будучи голодными, плохо одетыми пахали на быках, выполняли непосильную работу, рядом со старшими, на заводах и фабриках, являясь самыми юными патриотами воюющей Родины, и выдержали все тяготы той проклятой войны. Сегодня они уже тоже немолоды, их количество также убывает. Но они, рожденные в 1933-1935 годах, тоже считают себя участ¬никами той, победной борьбы и героического труда, хотя и не имеют своего официального статуса и остались "за бортом" при оценке трудового вклада в нашу Победу. Не ошибка ли это со стороны общества и влиятельных людей Отечества?
А ведь исправлять ошибки никогда не поздно!