Ахметзян Сайдашев. Самый электропросвещенный кадимист

Feb 08, 2012 17:10


И не верьте Сайдашу, он злобою пьян,

Он - невежда, над всеми невеждами хан.


Так написал  об Ахметзяне Сайдашеве  Габдулла Тукай  в своем стихотворении  «Татарским девушкам».  Этого человека называли и черносотенцем и кадимистом. Одним из самых громких событий в жизни татарской Казани начала XX века стал скандальный конфликт Ахметзяна Сайдашева с поэтом Габдуллой Тукаем, вылившийся во взаимные оскорбления и открытую неприязнь. Особенно «заклевали» его ненавистники в советское время. А ведь известно и то, что, несмотря на идеологические расхождения и сложные личные взаимоотношения с молодыми писателями, поэтами и журналистами, татарские предприниматели (которых Тукай чихвостил как черносотенцев)  охотно предоставляли им слово на страницах своих изданий. В тяжелые для Г.Тукая времена они покупали у него стихотворную коммерческую рекламу, печатали сборники стихов и сотрудничали с известным “богоборцем” С.Рамиевым, старались дать работу и приличное содержание многим другим талантливым, но постоянно нуждающимся мастерам пера («Татарский губернатор Казани», газета  «Время и деньги», Выпуск: за 14 2003 года. Автор: Радик Салихов кандидат исторических наук).

Мне же, как инженеру, Ахметзян Сайдашев известен как  один из самых электропросвещенных людей своего времени. Поэтому раскрою некоторые факты его биографии связанные с электричеством.

Ахметзян Яхьич Сайдашев, начал активную предпринимательскую деятельность в 1870 г.,  учредив в Казани Торговый Дом по продаже чая и кожевенных изделий. Совре­менники называли его "чайным королем". Вскоре купец уже владеет внушительным капиталом, позволявшим ему заниматься скупкой земли, недвижимости, организовывать промышленное производство. А.Я.Сайдашев, женатый на Хадиче Мухаметгалеевой, вырастил троих сыновей: Мустафу, Мухаметзяна и Мухаметсалима. Все они стали достойными помощниками отца в семейном деле. А Мухаметзян помимо всего еще вырос и в верного единомышленника и соратника по общественной деятельности. Он, в частности, на протяжении многих лет являлся одним из самых актив­ных и энергичных гласных Казанской городской Думы.

В конце XIX века Ахметзян Сайдашев, уже прославившийся как щедрый благотворитель, всегда стремившийся помочь обездоленным, старикам, погорельцам, завоевал солидный авторитет в глазах казанских единоверцев. Кроме того, он стал известен и в качестве признанного лидера мусульман в борьбе за их духовные права и свободы, организовавшего общероссийскую петиционную компанию по отме­не закона об образовательном цензе для мусульманского духовенства. За глаза его  многие называли "татарским губернатором Казани".

А.Я.Сайдашеву было присуще стремление быть первым во всех сферах общественной деятельности. Он одним из первых среди купцов провел электричество в свой дом, оценив достоинство «электрических свеч».   Купец многое сделал для благоустройства татарских слобод Казани, устройства в них электрической и водопроводной сетей, системы медицинского обслуживания.

Так, касаясь устройства в городе электрического освещения, гласный А.Я.Сайдашев еще в 1895 г. призвал управу сменить керосиновые лампы на более современные электрические осветительные приборы в дальних концах города, имея в виду, конечно же, татарские слободы.

В то время для освещения улиц в центре Казани было установлено только считанные единицы электрических фонарей, в основном же они освещались фонарями с газовыми рожками. Об освещении окраинных районов города. Клыковки, Калугиной горы, Савинова, а также Козьей Гривки, Кизической, Ягодной и татарских слобод "отцы города" особо и не беспокоились. Только под нажимом  электропросвещенных граждан того времени были начаты вялотекущие проектные работы.

То, что предложение по освещению окраин Казани было спущено на тормозах, свидетельствует новое обращение гласного татарина, купца 2-й гильдии М.-Ш.Б.Абдрахимова, прозвучавшее на заседании Городской Думы 30 апреля 1909 года. Он, в частности, заметил, что "проектом предполагаемой замены газового и керосинового освещения электрическим, обойдены части города с мусульманским населением, между тем эти места захолустные более всего и нуждаются в хорошем освещении". К сожалению, и это предложение Думой было проигнорировано. Затем дважды в 1911 и 1913 гг. с думской трибуны по поводу этой проблемы выступал  сын Сайдашева Мухаметзян. Он с горечью отмечал, что "Думой было постановлено выработать смету и проект улучшения уличного освещения, включив в этот проект окраины и забулачную часть города, между тем реального в этом отношении ничего окраины не видят - вместо Екатерининской улицы (одна из центральных улиц Старо-Татарской слободы, ныне ул. Тукаевская) на которой освещения мало, поставлены керосиново-калильные фонари в Академической слободе". Электрическое освещение части слобод позже все же было осуществлено.

Габдулла Тукай, Ахметзян Сайдашев, Казань, Старо-Татарская слобода, Электричество

Previous post Next post
Up