Четыре Времени Жизни, 21 сентября 2008 Мы живем в очень забавное время.
Вокруг нас - как никогда раньше в истории рода человеческого - бьет ключом бесконечное количество информации. Радио, телевизор, газеты, книги, интернет 24 часа в сутки обрушивают на нас лавину сведений про все на свете. Поди разберись, что из этого нам на самом деле нужно.
Недаром говорят, что, если и появится новая человеческая особь, то ее коренным отличием от нас будет интуитивное умение выделять из моря информации то, что ей будет на самом деле нужно. Ну а пока мы этого еще не умеем, как же нам справиться со всем этим добром?
А все очень просто. Вряд ли стоит глотать все, что подсовывают рекламодатели: потому что они безусловно имеют в виду свои, а не наши интересы. Лучше спросить себя - а что я на самом деле хочу увидеть; хочу услышать; хочу узнать? И искать ответ на эти вопросы будет легко; ведь когда ты можешь сформулировать вопрос, то это значит, что в глубине души ты уже знаешь ответ.
Так что стоит научиться задавать вопросы.
А главный вопрос, конечно, это - кто я такой? Зачем я живу? И как мне жить так, чтобы это было правильно? А чтобы ответить на эти вопросы, давайте подробно рассмотрим саму жизнь человека.
С древних времен считается, что все циклические процессы в мире имеют четыре фазы.
В году четыре времени: зима, весна, лето и осень; а в сутках четыре четверти: утро, день, вечер и ночь; в пространстве четыре направления - восток, запад, север и юг, а философы различают четыре основных элемента: земля, вода, огонь и воздух.
И издавна считается, что у человека в жизни есть четыре цели: добродетель, успех, удовольствие и освобождение.
В соответствии с этим каждая человеческая жизнь делится на четыре четверти - четыре примерно равных этапа. У каждого из них есть отличительные признаки и цели.
<...>
...И первый этап жизни человека - этап сбора знаний. В первой четверти своей жизни человек обучается, как жить в обществе себе подобных.
Вот человек родился; появился в этом мире. Поначалу он ничего не умеет; не может даже есть и пить. Все в мире для него неизвестно и непонятно. И первым учителем человека является его мать.
<...>
...Второй этап жизни - это когда человек начинает самостоятельно работать и становится хозяином своего дома.
Он трудится, женится, обзаводится детьми; он приобретает собственность, обеспечивает детям воспитание и счастливое детство - в общем, становится опорой общества.
Женившись, молодой человек должен начать собирать материальные блага. Собирание богатства - это обязанность человека, потому что это богатство, помимо принесения удовольствия человеку и поддержки его семьи, является основанием общества. Отрешение и презрение к материальному во время этой фазы - не достоинства, а недостатки. Как бы коротко ни длилась эта фаза, ее необходимо пройти и соблюсти все обязательства, связанные с нею.Дело в том, что любое общество основано на семье и собственности.
Полнота человеческой жизни и вкушение всех ее наслаждений - вот привилегии второго этапа жизни.
<...>
..."Как великие и малые реки впадают в море, так и все стадии жизни зависят от домохозяина. Жизнь студента, жизнь женатого человека, жизнь отшельника и жизнь аскета - вот четыре стадии жизни, и все они зависят от женатого человека".
<...>
...Говорится: "Когда хозяин дома замечает морщины на лбу и волосы его начинают седеть, когда у его сына родится сын, он должен уйти. Он отказывается от всего, чем владел, оставляет жену под защитой сына (или берет ее с собой) и удаляется в лес".
Правда, в нашем климате уходить в лес не очень рекомендуется - можно неожиданно быстро стать мишкой на севере. Да и Бог с ним, с лесом - не в нем суть. Собственно, даже уходить никуда не обязательно. Просто наступило время внимательно прислушаться к себе самому.
Сама природа устроила все так, что приблизительно к пятидесяти годам начинает меняться химическое устройство человека. То, что интересовало его раньше, перестает привлекать так сильно; но - поскольку наше общество - общество потребления - ориентировано, в основном на молодые и активно потребляющие классы, человек, не знающий расписания жизни, начинает паниковать: "Что мне делать? Главное, чтобы никто не заметил, что я уже не тот" - и пытается активно скакать вслед за молодыми, не понимая, что выглядит при этом, мягко говоря, смешно.
Можно не волноваться. Когда человек замечает, что предыдущие мотивации не работают, а сил пока не меньше, если не больше, это значит - он созрел для воспринятия мудрости. А мудрость не где-то в книгах - она внутри собственной души; только до поры до времени наши желания, впечатления и обязательства заглушали ее негромкий голос. А теперь можно перестать слушать то, что уже не интересно, и прислушаться - а чего же мне сейчас на самом деле теперь хочется.
<...>
...В незапамятно древних законах Ману сказано: "Проведя третью часть своей жизни в лесу, в последней четверти своей жизни человек становится аскетом, отказавшись от всех привязанностей".
Звучит страшновато. Впрочем, может быть описанное довольно естественно: говорят, что человек, испробовавший все разнообразие чувственных радостей, постепенно отворачивается от них, находя большее чувственное удовольствие в союзе с Божественным.
Это уже не отречение; это - Освобождение. Обнаружив Божественное, реализованный человек постепенно теряет интерес к земным вещам, достоинствам, порокам и удовольствию. Вот почему святой сказал: "Я не отказывался ни от каких пороков; они сами оставили меня".
В Махабхарате сказано: "Тот, кого более не интересуют ни грехи, ни добродетели; кому безразличны богатство, долг и удовольствия; кто свободен от страха согрешить, безразличен как к мелочам, так и к важным делам, кому все равно удовольствие или горе - тот уже реализовал себя".
<...>
...Вот они - четыре этапа жизни. Конечно, все эти они у разных людей длятся по-разному. И не все доходят до четвертого или даже до третьего этапа.
Тем не менее - исходя из древней мудрости, которую пока что никто не отменял - такая последовательность четырех этапов жизни представляет из себя нормальный цикл человеческого существования.
Так или иначе человек должен пройтит через все эти этапы. Должен - просто потому что они создают естественную обстановку для перемен, в нем и так происходящих; просто соблюдать эти этапы, не будучи готовым к ним, бессмысленно. Каждый человек должен стремиться узнать собственую природу, а затем выбрать ту физическую, интеллектуальную и эмоциональную форму жизни, которая лучше всего подходит для него в данный момент и которая позволит ему полностью реализовать самого себя. В этом - единственное подлинное благо.
<...>
...Посмотрите сами: поначалу нам отчаянно хочется быть принятыми в большой мир, и для этого мы учимся; а выучившись, ждем, когда нас похвалят; и когда нас хвалят, мы счастливы.
Во второй период жизни мы счастливы, когда добиваемся успеха, когда дома все хорошо, когда смотрим, как растут дети.
В третий же период, период переосмысления жизни мы счастливы, когда оставляем суету жизни и начинаем неторопливую беседу с Самым Интересным Собеседником, который всегда в курсе и никогда не обманывает. Ведь не зря считается, что только в третьем периоде жизни человек начинает понимать истинную цену удовольствию. А что такое - удовольствие; зачем оно нам?
В "Сиддханте" сказано: "Мы ищем удовольствия, потому что оно отражает блаженство и радость, живущую в нашей изначальной природе. Удовольствие чувств - это образ Сущего. Но когда достигается бесконечное блаженство, просто удовольствие - больше не имеет смысла".
Мы живем, набираемся ума, развиваемся - и со временем суета и удовольствия этого мира начинают вызывать у нас вопросы. Мы спрашиваем себя: а что - нам правда нужны эти игры? И, пройдя третий этап жизни, этап размышлений, мы отказываемся заниматься ненужным.
Читать приятно, а слушать еще приятней, для меня в таких вещах главное настроится.