почитайте пока статью Марины Павленко об Уроборосе.
позже вернемся к обсуждению этого символа.
=========================
![](http://dystopia.me/z/wp-content/uploads/2013/02/yDt_bFy8Yw.jpg)
Когда я в первый раз услышала слово «уроборос», я подумала, что это как-то связано с урологией. Но, как гласит Библия 21-ого века (ака Википедия), латинский корень «уро» может переводиться и как «змея», и как «моча». На самом деле, на латыни у этих корней немного разное написание, но who cares.
Итак, уроборос - мифологический змей (иногда дракон), свернувшийся в кольцо и кусающий себя за хвост. Уже символично, не правда ли? Существо, которое оплодотворяет, порождает и убивает само себя. Причем одновременно. Жизнь есть смерть, а смерть есть жизнь. Недвижимый, он постоянно находится в движении. В движении от самого себя. В движении к самому себе. Считается, что современный символ бесконечности, в виде перевернутой восьмерки, произошел именно от уробороса.
![](http://dystopia.me/z/wp-content/uploads/2013/02/20f865a7af36.gif)
Точно установить, где появился этот архетипичный символ невозможно. Он встречается в слишком многих культурах, чтобы можно было с уверенностью назвать его родину. Согласно «Энциклопедии символов» Ганса Бидермана и «Книге вымышленных существ» Хорхе Луиса Борхеса, следует, что «изображение змеи, кусающей собственный хвост» впервые было обнаружено в Египте. Существует версия, согласно которой первые подобия Уробороса относят к культуре Древнего Китая и Индии. Так в индуистских мифах фигурирует змей Ананта-шеша, который обвивает в кольцо черепаху, на спине которой стоят 4 слона, держащие на своих спинах мир. В скандинавской мифологии иногда в форме змея, кусающего свой хвост, изображался гигантский морской змей с непроизносимым и в чём-то неприличным именем Ёрмунганд, средний сын Локи, когда он обвивает Землю в кольцо. Когда настанут Сумерки Богов, уроборический Локи перестанет заниматься самопоеданием и проглотит сушу.
![](http://dystopia.me/z/wp-content/uploads/2013/02/uroboros.jpg)
Мотив плоской земли, которая по периметру обвита Уроборос, присутствует уже и в христианской традиции: один из ранних гностических трактатов, написанных во 2-ом веке, давал следующее определение: «материальная тьма есть великий дракон, что держит хвост во рту, за пределами всего мира и окружая весь мир». Согласно этому же сочинению, тело мистической змеи имеет двенадцать частей (символически связывающихся с двенадцатью месяцами).
Средневековые алхимики использовали символ уробороса для обозначения множества «истин»; так, на различных ксилографиях XVIII века змей, кусающий свой хвост, изображался практически на каждом из этапов алхимического действа. Частым было также изображение уробороса совместно с философским яйцом - одним из важнейших элементов для получения философского камня. Алхимики считали уробороса отображением циклического процесса, в котором нагревание, испарение, охлаждение и конденсация жидкости способствуют процессу очищения элементов и преобразования их в философский камень или в золото.
Для алхимиков Уроборос был воплощением цикла смерти и перерождения, одной из ключевых идей дисциплины; змей, кусающий себя за хвост, олицетворял законченность процесса трансформации, преобразования четырёх элементов. Таким образом, роборос являл в течение жизни, то, что буддисты называют «Бхавачакра», колесо бытия. В данном смысле, символизируемое уроборосом было наделено крайне позитивным смыслом, оно являлось воплощением цельности, полного жизненного цикла. Свернувшийся в кольцо змей очерчивал хаос и сдерживал его, уроборос часто изображался двухголовым и/или имеющим сдвоенное тело, таким образом, олицетворяя единство духовности и бренности бытия. Сдвоенная змея присутствует и по сей день в символе медицины, но происхождение этого символа связано скорее с Библией. Моисей бросил свой посох на землю и он превратился в змею, которая съела змей египетских священников. «Каждый из них бросил свой посох на землю и все они стали большими змеями. Но посох Аарона глотал их. Исход 7:12».
![](http://dystopia.me/z/wp-content/uploads/2013/02/dispersion08-8.jpg)
Присутствует Уроборос и в психоанализе. Ученик дедушки Зигги и создатель теории о коллективном бессознательном Карл Юнг, обозначал Уробороса как символ, предполагающий темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией. Этот знак отображает этап, существующий между описанием и разделением противоположностей, принцип, согласно которому дуализм является неискоренимым и незаменимым условием всей психической жизни. Данная идея в дальнейшем была развита учеником Юнга Эрихом Нойманном, выдвинувшим предположение, что Уроборос является ранней стадией развития личности. Закольцованная форма змея показывает срощенность инстинктов жизни и смерти, равно как любви и агрессии (что уже является объяснением психологии садомазохизма), а также отсутствие различий между субъектом и объектом.
В более поздних исследованиях последователей Юнга, Уроборос понимается в более широком смысле - в качестве единого целого, объединяющего сознание и бессознательное, таким образом содержащего в себе как маскулинную, так и феминную сущности (и в этом напоминающий даосский Инь-Ян). Согласно Нойману, стадия Уробороса является первой стадией развития личности, которую каждый человек проходил в раннем младенчестве.
![](http://dystopia.me/z/wp-content/uploads/2013/02/1347719650_uroborus_sketch__by_psyhomurzik-d5d15wd.jpg)
Подводя итоги, можно сказать, что уроборос является одним из самых универсальных символов в истории мировой культуры, и может обозначать довольно разные явления: цикличность жизни, чередование жизни и смерти, перерождения, саморазрушения ради созидания, двугендерности and so on.
![](http://dystopia.me/z/wp-content/uploads/2013/02/ouroboros_figureeight.jpg)
P.S. А сегодня ночью мне снилось, что я пытаюсь расплатиться в магазине пятидесятикопеечной монетой, на которой Геогрий Победоносец вовсе не побеждает Змия, а мирно стоит внутри круга, образованного кусающим себя за хвост гадом.
Автор: Марина Павленко