Стригунов К.С.Наркокартели как основа "облачного противника"
Наркокартели в значительном количестве присутствуют по всему региону Латинской Америки. В наибольшей степени они сосредоточены в Мексике и Колумбии - стране-транзитере и стране-производителе кокаина, синтетических наркотиков, галлюциногенов и др.
Если рассматривать Венесуэлу в качестве гипотетической цели коллективного агрессора, то видно, что места базирования наркокартелей находятся за ее пределами. Здесь прослеживается аналогия с Сирией, где против Дамаска привлекают джихадистов из более 100 стран мира.
Логистика, финансирование, координация, разведывательное и материально-техническое обеспечение осуществляются рядом сопредельных стран, а также США и другими членами НАТО. Поскольку места базирования и подготовки практически не доступны для военного удара со стороны сирийцев, это крайне негативно сказывалось на положении Дамаска. Ситуация коренным образом изменилась только после того, как на его стороне в своих интересах выступили сначала Иран, а затем и Россия.
Наркокартели также присутствуют в разных странах и, следовательно, удовлетворяют первому критерию. Далее, коллективный агрессор, подвергший фрагментации Сирию и Ливию, используя исламских фундаменталистов, без труда нашел в их среде огромное количество лиц, прошедших вооруженные конфликты и получивших тот или иной боевой опыт. Аналогично в рядах наркокартелей присутствуют лица, обладающие серьезной военной подготовкой. Достаточно вспомнить главаря мексиканского картеля Los Zetas[5] - лейтенанта спецназа по борьбе с наркотиками (Grupo Aeromóvil de Fuerzas Especiales) Гусмана Десена (с радиопозывным Z-1, от которого происходит название картеля), а также его сообщников.
Кроме того, в распоряжении картелей есть завербованные полицейские, американские ветераны и даже агенты Управления по борьбе с наркотиками США (Drug Enforcement Administration).
Многие картели создали собственные военизированные спецподразделения для борьбы с конкурентами и правительственными силами. Таким образом, эти структуры обладают значительным силовым ресурсом, который может быть использован для ведения боевых действий.
Помимо этого отметим тот факт, что практически все военизированные формирования, принимающие участие в сирийской войне против проасадовских сил, представляют собой фрагментированные и небольшие автономные группы, численностью от нескольких десятков до нескольких сотен человек (уровень взвод-рота).
Крупномасштабные атаки осуществляются при помощи инструкторов из числа спецподразделений ВС тех или иных стран. Значит, если экстраполировать данный подход на латиноамериканский регион, то логично предположить, что прокси-войска, набранные из числа наркокартелей, могут управляться аналогичным образом. Способность подразделений наркокартелей профессионально осуществлять разные виды тактических приемов в военном деле, не вызывает сомнений. В качестве доказательства приведем пример нападения мексиканского Картеля Нового поколения Халиско (Jalisco Cartel-New Generation, CJNG) на конвой полицейского спецподразделения "Объединенная сила Халиско" на сельской дороге в муниципалитете Сан Себастьян дель Оэсте 6 апреля 2015 года.
Члены CJNG, вооруженные автоматами и гранатометами, грамотно организовали огневые позиции рядом с участком двухполосной автомагистрали, что дало атакующим прикрытие, отличную видимость цели, а использование ландшафта обеспечило невозможность наблюдения подступов и маршрутов отхода. Кроме того, для блокировки конвоя боевики выставили горящую машину.
В результате атаки были убиты 15 полицейских. Анализ нападения указывает на профессионально спланированную и реализованную засаду, вероятно, с использованием своей агентуры внутри полиции, благодаря которой картель узнал о точном времени и маршруте прохождения конвоя. Описанный случай далеко не единственный из подобного рода, хотя и показательный. Он четко указывает на возможности картелей и их "солдат" ("soldados"), не говоря о представителях более высокого уровня в их иерархии. Значит, применение боевиков наркокартелей в качестве прокси-войск целесообразно, особенно при наличии соответствующего снабжения, координации и финансирования.
В социокультурном отношении ситуация обстоит следующим образом.
Если в сирийском конфликте внутренний мятеж сначала трансформировался в массированное вторжение иррегулярных группировок откровенно террористического типа при финансировании, управлении и координации рядом государств-агрессоров, то со временем противостояние приобрело еще и отчетливый этноконфессиональный окрас, например, по линии шииты/алавиты - сунниты.
Вероятность трансформации конфликта в Венесуэле или другой латиноамериканской стране аналогичным образом существенно ниже, поскольку государства данного региона схожи между собой в религиозном и конфессиональном составе (в подавляющем большинстве исповедуют католицизм). В этническом отношении в латиноамериканских странах также наблюдается сходство. Присутствуют коренные народы, представители всех основных трех рас, но больше всего потомков смешанных браков - метисов, мулатов и самбо.
Впрочем, это не исключает инцидентов несистемного характера в вероятном конфликте. Одновременно с этим применение боевиков из наркокартелей на территории страны-мишени в Латинской Америке упрощается с учетом идентичности используемого ими языка, что, несомненно, способно положительно сказаться на их координации по сравнению с Сирией, где террористы для коммуникации используют несколько языков - особенно арабский, английский и русский. Данный аспект также говорит в пользу применения латиноамериканских наркокартелей, присутствующих в подавляющем большинстве в испаноязычных странах.
Инфраструктура и логистика.
За многие годы существования наркокартели сумели создать свои собственные индустрии со штаб-квартирами, лагерями подготовки, складами с оружием, подземными лабораториями для производства и упаковки наркотиков, прокопали подземные ходы, отладили доставку наркотических веществ в трансграничных масштабах, в т.ч. приспособили небольшие самолеты и даже подводные лодки (т.н. наркосубмарины) для транспортировки наркотиков.
Более того, эти организации эффективно функционируют на конспиративной основе в условиях серьезного противодействия со стороны властей. Часть этих возможностей при определенных условиях может быть задействована для поставок оружия, экипировки, продуктов питания и т.п. в ходе военных действий. Наркокурьеры и их наниматели знают множество маршрутов, по которым доставляется контрабанда внутри стран и через их границы, что делает возможным их использование в качестве путей снабжения, доставляя по ним все необходимое боевикам для ведения военных действий на территории страны-мишени.
Указанные характеристики соответствуют требованиям, предъявляемым сегодня для технологии системно-сетевой войны.
Социально-психологический аспект.
В среде наркокартелей присутствует множество лиц, практически не видевших ничего, кроме насилия. Этому способствует и общий низкий уровень жизни, и исторические факторы (испанское владычество, влияние США, гражданские войны, государственные перевороты и пр.), и действия наркокартелей, которые после получения огромных денег за счет продажи наркотиков начинают между собой войну на уничтожение. Указанные причины способствуют генерации жестокости и восприятию ее не как чего-то ненормального и аморального, а напротив, как наиболее верного паттерна поведения в существующих условиях.
Здесь также наблюдается аналогия с ближневосточными и африканскими странами, прошедшими период антиколониальной борьбы, междоусобиц и, наконец, "Арабской весны", что проявилось в ходе падения ряда светских режимов, чем воспользовались внешние агрессоры-бенефициары. В результате, огромная масса населения, особенно молодежь, не видела ничего кроме войны и насилия. В этом отношении параллели между ближневосточным и латиноамериканским регионами явно просматриваются. Поэтому для значительного числа людей насилие стало нормальным состоянием и многим из них в психологическом отношении не приходится испытывать серьезные проблемы с адаптацией в зонах конфликта. Такими людьми наполнены наркокартели.
Следующий фактор - умение наркоструктур создавать и эффективно использовать агентурные сети, технические средства разведки для нелегального получения информации через прослушивание телефонных переговоров, с помощью слежки и т.п. Со временем, когда наркокартели семейного типа эволюционировали в целые транснациональные индустрии, они стали гибкими адаптивными структурами с собственной разведкой и контрразведкой. Соответственно вырос и уровень использования средств для противодействия правительствам и конкурентам, особенно с приходом в наркокартели представителей спецслужб. Поэтому логично предположить, что взаимодействие между ними и потенциальным агрессором может быть налажено в сжатые сроки, поскольку обе стороны имеют для этого все необходимое, включая навыки. По аналогии с подготовкой по всему миру террористических организаций американскими разведками, США в состоянии наладить связь с наркокартелями в собственных целях.
Наконец, негативные социально-экономические факторы увеличивают пополнение наркокартелей новобранцами, являющимися тем самым ресурсом, который необходим для "облачного противника".
В Сирии американцы в качестве прокси-войск используют курдов, саудиты - суннитских джихадистов, иранцы - шиитские парамилитарные формирования, собранные от Ливана до Пакистана и т.д. Во всех случаях системные игроки в разрушенных войной регионах или с высоким уровнем социокультурных и экономических проблем аккумулировали значительные массы деклассированного и маргинализованного населения для войны. Выделяются средства на их вооружение, снабжение и подготовку, после чего они применяются в зоне конфликта.
По оценкам Экономической комиссии ООН для стран Латинской Америки и Карибского бассейна, в бедственном положении на территории стран Латинской Америки проживает 186 млн. человек (30.7% от всего населения), а в крайней нищете 61 млн. (10%)[11]. Данное обстоятельство позволяет создавать непрерывный конвейер поступления значительного количества людей в наркокартели. Значит, при договоренности агрессора (потенциально - США) с наркокартелями, последние способны наладить поставку боевиков в зону конфликта, обладая для этого организационными ресурсами и отработанной системой устрашения.
Большинство лиц в наркокартелях фактически низведены до состояния рабов, которых под угрозой физической расправы (т.н. принцип "plata o plomo" - серебро или свинец) принуждают заниматься тяжелой и порой опасной работой (например, burreros или мулы, переносчики), сотрудничать и т.д. Заставить их стать "пушечным мясом" для новой войны наркокартелям не составит труда, если у них будет заинтересованность в этом.
Однако маловероятно, чтобы главари картелей согласились на неограниченное использование своих людских ресурсов, которые им необходимы для производства наркотиков, их транспортировки, охраны и т.д.
Резюмируя сказанное, сделаем предварительный вывод. Наркокартели обладают необходимыми признаками организаций, которые могут применяться как основа "облачного противника": организационно-ресурсной базой, отработанной схемой конвертации значительного количества населения в прокси-войска с последующим использованием их в качестве основного инструмента войны. Факт невысокой подготовки большинства боевиков в этих формированиях не играет принципиальной роли; опыт ближневосточных конфликтов последнего времени показывает, что подавляющее большинство погибших в ходе военных действий не имели высокой выучки, а их крупные потери изначально закладываются кураторами в качестве не только неизбежных, но и желательных.
источник PS - "Готовятся мексиканские и колумбийские наркокартели для участия в украинском конфликте..."