После 1:44:00 рассказ капитана воздушного корабля об успешной посадке после террористической атаки.
Комментарий пассажира этого рейса:
Антон Ивания:
"18 марта 1991 года, рейс 181 Москва-Новосибирск, мне было 19 лет. Мы с девушкой сидели по центру в первом ряду 3-го салона. Где-то дома я сохранил багажную бирку с того рейса. Спасибо всем, кто нас спас - теперь я понимаю, насколько мы были близко к краю.
Меня как пассажира впечатлила тогда работа старшей бортпроводницы и всей бригады: она железным тоном так командовала и управляла всеми, что ни один пассажир не заорал в панике. Никто толком и сообразить ничего не успел кроме тех, кто был непосредственно у очага пожара: "Всем пристегнуть ремни! Повторяю, всем пристегнуть ремни, снять очки, убрать острые предметы! Смочите водой платки, дышите через платки! Кому плохо от дыма, по одному переходите во 2-й и третий салоны".
Когда выходили из самолёта, я благодарил её, а она восхищалась нашей выдержкой: "Но вы-то какие молодцы!"
И аэропорт, закрытый перед этим трое суток по метеоусловиям, сработал на ура: несмотря на то, что всех продержали пару часов в отстойнике прежде чем пустить в зал, потом все 350 человек бесплатно накормили и дали всем бесплатно позвонить домой - несмотря на то, что присесть негде было даже на ступеньках. И палёных бесшинельных генералов прекрасно помню, один такой пузан притащился к нам в третий салон. Помню испуганную девочку лет 10, пришла оттуда, из первого салона - посадил ее в свое кресло, сам сел на откидное у запасного выхода. Прождали другого борта в Свердловске 7 или 8 часов. Потом, видимо, от стресса проспал до вечера и пропустил даже выпуск программы "Время", где говорили про наше происшествие - сказал маме: "Чего я там не видел..." и перевернулся на другой бок.
Нигде не мог найти подробных сведений об этом рейсе, хотя много раз пытался. Да, на Airdisasters упоминание есть, но перепутан аэропорт прибытия (указан Новокузнецк), и ни слова о террористе - до сегодняшнего дня я считал, что это был просто сумасшедший. И другие пассажиры говорили в Свердловске, что он был странный: чего в ватнике сидеть, когда все раздеваются, самолет просторный, есть гардеробы... Вот туда он и кинул свои бомбочки, в гардероб 1-го салона.
А мы в третьем запах гари почувствовали только минут через 10, наверное. И это сумасшедшее снижение я отчетливо помню: третий салон достаточно шумный, и очень хорошо слышно было, когда двигатели с номинала сразу на малый газ, и только что съеденный обед подкатывается обратно к горлу. Ощущение, что сбросил он за пару минут тысяч пять высоты, а то и больше.Таких маневров на Ил-86, который и не болтает-то особо из-за его габаритов, наверное не делали ни до, ни после - разве что на испытаниях. Пооткрывались багажные полки, и такое было впечатление, что стонал каждый шпангоут (хотя это наверняка были только пластиковые панели салона). Ещё раз спасибо всем, кто помогал, и экипажу, что сработал тогда чётко и правильно!
Знаете, на самом деле страшно стало сейчас, 30 лет спустя. А тогда страшно не было совсем, поскольку не было ни на секунду ощущения, что экипаж потерял контроль над ситуацией. Даже в первые минут 10-20 резкого сброса высоты и очень жесткого маневрирования с одновременным тушением пожара в первом салоне. Постоянно звучал по трансляции голос старшей бортпроводницы, которая не давала пассажирам впасть в панику - давала указания проводникам, которые со всего самолета доставляли огнетушители, пассажирам, чтобы смачивали платки водой и дышали через них, опять же проводникам, чтобы раздавали эту самую воду... в общем, в тот момент страшно не было.
И потом, в Свердловске в аэропорту, тоже не "накрыло" - сначала два часа держали в накопителе, потом досмотр и выпуск в переполненный аэровокзал, там надо было найти место, где пересидеть эти 7 часов, пока прилетит другой аэробус, поесть, позвонить домой, успокоить маму, потом опять досмотр, ещё 2 часа полёта до Н-ска, потом добраться из аэропорта... В общем, аэрофобии я на этом не заработал.
А вот сейчас стало понятно, что от катастрофы нас отделяла только выдержка и мастерство экипажа. И кто знает, как бы повернулось дело, будь в нём по современным стандартам только КВС и второй пилот: судя по его рассказу, остальные здорово помогли и при тушении, и при заходе на посадку."
А также анализ катастрофы в Шереметьево, про Ту-204, МС-21 и будущее нашего авиапрома.
В эфире Юрий Сытник: 27.000 часов налёта. Бывший лётный директор "Внуковских авиалиний". Эксперт следственного комитета РФ в расследованиях крушения Як-42 в Ярославле, Ту-154 в Смоленске, Суперджета в Шереметьево. Летал на Ту-204, Ил-86, Ту-154, Як-40, Ан-2.
Click to view