28 марта на Шанхайской бирже начинается торговля нефтью исключительно в китайской валюте. Что бы это значило?
Это вроде бы рядовое событие может стать ключевой точкой завершения господства нефтедоллара в мировой экономике. Скорость процесса будет зависеть от многих факторов, от реакции крупнейших нефтетрейдеров, ответных мер США. (Вряд ли ограничения на импорт стали и алюминия, введенные Трампом, можно рассматривать в отрыве от шанхайской истории.)
И, тем не менее, начало будет положено, китайцы от традиционных предупреждений переходят к действиям. Одновременно вес юаня будет поддержан обеспечением его золотом на той же Шанхайской бирже.
Этот шаг китайских властей вынашивался давно, ранее даже предпринималась такая попытка. Однако в нынешних условиях решение вызрело и выверено. Китай - крупнейший в мире импортер нефти, его экономика как минимум вторая после США, и страна имеет полное право и все основания на больший вес ее валюты в мировой торговле. Для начала - торговли нефтью. Однако постепенный переход к нефтеюаню может привести к тектоническим сдвигам во всей мировой экономике.
О серьезности намерений Пекина говорит хотя бы то, что союзник США - Пакистан уже заявил о готовности перехода на юань в торговле нефтью. Есть основания полагать, что и Саудовская Аравия - крупнейший поставщик нефти в Китай - не сможет отклонить сделанное ей аналогичное китайское предложение.
Вклад в процесс дедолларизации вносит и переход на взаиморасчеты в национальных валютах в российско-китайской торговле. Тем временем к переходу на рубль в нефтеторговле готовятся и на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже.
Подножки слабеющему и искусственно поддерживаемому доллару ставятся и с другой стороны. Китай и Россия усиленно наращивают свои золотые запасы. Народный банк Китая ежегодно увеличивает закупки золота. Так, в 2016 году он пополнил свои резервы на 215 тонн. Свыше 200 тонн было приобретено и в прошлом году.
© pininterest.com
Россия тоже не отстает. По итогам 2017 года запасы монетарного золота в международных резервах России выросли на 13,9 % (+223,95 тонны) и на 1 января 2018 года составляли 1.838,22 тонны. То есть вместе Россия и Китай ежегодно скупают от половины до двух третей всего рыночного золота.
Пока Россия (1.857 тонн) и Китай (1.843 тонны) делят, по официальным данным, 5-е и 6-е места по размерам золотых авуаров в мире. США располагают крупнейшим золотым запасом - свыше 8 тыс. тонн (70 % золотовалютных резервов США). Но эта ситуация может быстро измениться.
При этом в России постоянно растет производство золота, в 2017-м оно приблизилось к 290 тоннам - 3-е место в мире. Китай - на первом, 517 тонн в 2016 году. По планам китайской 13-й пятилетки, добыча и производство золота (в том числе из импортного сырья) должны прирастать на 3 % ежегодно.
Интересно, что Китай перешел к приобретению активов золотодобывающих компаний по всему миру. Этим занимаются китайские компании при поддержке госструктур. Так, в 2015 году китайская Zijin Mining приобрела 50 % акций компании Barrick (Niugini) Limited, которая владеет 95 % золотого рудника Porgera в Папуа Новой Гвинее, - одного из самых крупных золотых рудников в мире.
© panoramio.com
Одновременно Китай бросил вызов "законодателям мод" и на мировом рынке золота. Государственная компания Shanghai Gold Exchange создала и ввела в действие китайскую международную площадку торговли золотом. До этого мировая цена на "презренный металл" формировалась в основном на базе торгов в системе London Gold Fix.
Результатом такой стратегии стало то, что Китай и Россия становятся крупнейшими игроками на мировом рынке золота.
В прошлом году, выражая коллективную обеспокоенность Запада по этому поводу, авторитетная немецкая газета Die Welt задалась вопросом: "Для чего на самом деле России золото?" И в ответ привела мнение одного американского политика: "Путин скупает золото, ибо считает, что доверие к доллару падает и что он может быть использован как оружие против России. Это не просто пристрастия русских, а стратегический план".
Немцы обратили внимание и на то, что после 2014 года и начала санкционной войны Россия активизировала обмен на золото казначейских обязательств США, доля которых в активах Банка России сократилась с середины нулевых годов на 100 млрд долларов. Die Welt с удивлением обнаружила, что российские вложения в казначейские обязательства США меньше, чем у Швейцарии, Бразилии и даже Ирландии.
Так или иначе, но эта стратегия вполне оправданна. Зачем финансировать и поддерживать валюту страны, которая объявила нам санкционную войну? Не логичнее ли уделять больше внимания "презренному металлу" (который всегда ценится в периоды нестабильности), продвигать нацвалюту на мировые торговые площадки, замещая доллар, создавая более адекватную финансовую систему?
© pininterest.com
Китай куда более, чем Россия, экономически привязан к США. Объем американо-китайской торговли составляет 600 млрд долларов (Россия - Китай - $ 84 млрд), КНР держит американских гособлигаций на триллион долларов.
Действия Пекина - не только и не столько стремление к доминированию, а ответ, охранительные меры против безответственной политики нынешнего "гегемона".
Не так давно китайское государственное агентство "Синьхуа" выпустило материал под заголовком "Американский безответственный дефицит размером в триллион долларов достоин внимания". "Синьхуа" пишет: "С учетом того, что американский государственный долг уже превысил 20 триллионов долларов, США идут к самому большому бюджетному дефициту мирного времени и движутся в направлении, прямо противоположном тому, чему учат учебники по экономике". Также известно, что самый популярный в последние столетия вариант списания таких долгов - война.
В тех же учебниках написано, что крепкая валюта, тем более доминирующая, должна быть чем-то обеспечена: золотом, товарами, активами, наконец. А то что доллар обеспечен во многом пустыми бумагами и американской военной дубинкой, уже давно не секрет. Может быть, попытки найти ему достойную альтернативу как раз ведут к спасению и самого доллара, и всего мира?
источник -
https://zvezdaweekly.ru/news/t/2018351234-5UzqV.html ---