Да, ребятушки, мы живем во время мега-корпораций. Хорошо ли это или плохо, решать, конечно, каждому. Но для меня ответ очевиден - это плохо. Когда один толстопуз слишком толстеет и отгрызает просто-таки огромный, подавляющий, больший чем у всех остальных кусок пирога - это всегда плохо.
В мире есть 4 мега-корпорации на данный момент. Все их, ессно, знают. Они в принципе, по-большому счету относительно мало пересекаются (хотя стараются временами), но Амазон за последние годы отожрал у Гугла огромный кусок екоммерса - и теперь лидер. И, как это не грустно, вряд ли что-то поменяется в ближайшее время.
Согласно последним отчётам (
https://searchenginewatch.com/2016/09/27/more-online-product-searches-start-on-amazon-than-google/) Амазон это просто-таки бох и король екоммерса. 90% людей всегда проверят Амазон, если они даже покупают продукт где-то еще, а изначальный поиск продукта для 55% начинается на Амазоне, и только для 28% - в поисковике. Это просто-таки сумасшедшие цифры.
Амазон, в принципе, для покупателя - должен нравится. Не может не нравится. Действительно, они вложились просто гигантскими суммами в юзабилити, удобство использования, всяческие исследования по поводу того, какая кнопка где должна быть расположена, и до сих пор всё это дело улучшают. Такого количества сочинений на тему как я провёл лето и ревью на продукты нигде, как на Амазоне больше не найдёшь. Тут можно только поапплодировать. Они вложили сумасшедшие деньги в логистику и действительно, человек получает свою посылку почти мгновенно. Возвраты - без проблем. И т.д. и т.п.
Однако есть пара вещей, которые Амазон делает себе (имхо) и всем остальныму ритейлу, как онлайн так и оффлайн в убыток.
1) Воспитано поколение избалованных, инфантильных покупателей.
Покупатель превратился в капризную девочку 5 лет отроду. Эта тенденция, увы, идет уже много лет, и куда она приползёт в итоге - думать не очень хочется. Покупатель необразован, нетерпелив, не читает никаких "условий" продажи, выпендривается по делу и без. Его желание - закон априори, даже если оно идет вразрез с контрактом, который он подписал. Они, грубо говоря, ожидают, что ты им привезёшь кухонный гарнитур, проведешь 2 дня по его установке, просверлишь стены, повесишь шкафчики и т.д., и т.п., а потом если им покажется что цвет под занавески не подходит - всё разберёшь, увезёшь и вернёшь все деньги. Покупатели жалуются, жалуются, жалуются как только что-то хотя бы на толику не совпадает и их внутренним ожиданием, и всё равно из какого места это ожидание взялось. У Амазона просто-таки нездоровый перекос в ублажение покупателя.
2) С Амазоном очень тяжело работать.
Связано с предыдущим пунктом. Этим грешил и Ebay несколько лет назад, но сейчас они вроде стали получше (ибо на Ebay остались только продавцы китайского стаффа да продавцы всякого старья). Каждый продавец, который работает с Амазоном может обнаружить наутро, что его магазин прикрыт - просто потому что какой-то очередной капризный Saud Nguyen Kumar накатал кляузу. Разборки эти постоянны, нервотрепны и опустошающи. Впору изобретать новую поговорку: "Ты можешь быть тысячу раз прав, но какая разница, если ты - продавец?".
У Амазона также имеются очень унифицированные и глобально подходящие не всем магазинам правила возврата/ублажения клиентов, которые ты обязан принимать и следовать им. Они очень тяжеловесны и просто-таки издевательство для продавцов, и подходят не всем. Прикиньте, вы продаете скажем сковородки, и получаете возврат неотмытой сковородки после месяца использования, типа "сковородка нам не понравилась" и должны вернуть все деньги. Такие вещи сплошь и рядом.
3) Амазон очень жадный, если ты не клиент, а продавец.
Ко всему гемморою с правилами, листингом, постоянным риском обнаружить свое дело закрытым из-за левой жалобы можно добавить также и совершенно жестокие маржи, с которых Амазон кушает. Fee за месячное использование, fee за продажу, процент за продажу (который варьируется в зависимости от категории от 8 до 25 процентов, но в среднем - 12-15) .... Однако, у многих выбора просто нет, потому как на Амазоне можно продавать хоть что-то, а сам ты не продашь ничего.
Кстати, Амазон просто-таки на 100% заточен на то, чтобы другие магазины и бизнеса продавали ЧЕРЕЗ него. Т.е. чтобы продукты были на Амазоне. У них даже реклама сделана соответвующе - т.е. ты можешь платить довольно разумные деньги чтобы продвигать СВОЙ товар, который расположен на том же Амазоне, а если ты допустим (как я) хочешь рекламироваться, и чтобы люди кликая попадали на твой сайт - без $35,000 бюджета в месяц даже не суйся.
Вот так вот. Такие вот правила игры.
________________________________
Всё это очень печально на самом деле. Амазон стал очень большим. Просто огромным. Он стал неповоротливым, жирным бегемотом, который до неприличия глубоко лижет клиентам одно место, а на самом деле заинтересован в еще большем обороте. Любой ценой. Амазон, кстати живет не с прибыли, глобальная маржа у них очень низкая, а с гигантского оборота. Конца и края этому не видно.
Обычный ритейл кстати, просто умирает. Я не очень понимаю какие магазины останутся скоро, кроме еды, ессно, ну и всяких там Home Depot. Маленьким и средним ecommerce сайтам сейчас достаточно тяжело. Выбор зачастую сводится к тому - работать с Амазоном или уйти.
Амазон известен например такими штуками - купить огромную партию товара, который точно уйдет через сам Амазон и продать себе в убыток (!) просто для того, чтобы обрести лишнего клиента или лишние ревью. Это полный финиш.
Гугл в своё время тоже решил зохавать всё. Они постоянно открывали новые фишки и заставляли всех их применять, чуть ли не насильно. Я прекрасно помню все эти идиотизмы с Google Affiliate Network, Google Plus (о, да, как они его форсили), сейчас вот заставляют всех попробовать AMP (Accelerated Mobile Pages), Rich Cards, Structured Pages, etc... Сколько времени убито на ублажение Гугла - вспомнить страшно.
При всём при этом, конечно, Амазон не вызывает такой ненависти как Гугл, однако он стал слишком большим. Впрочем, история никогда не стоит на месте, и когда кто-то слишком много кушает это всегда всенеприменно заканчивается. Лопнувшим пузом, например ) Да и в конце-концов, всегда должен быть здоровый выбор, не так ли? Остаётся только надеятся, что это произойдет скорее раньше, чем позже.
Дорогой Амазон! Будь, пожалуйста, одним из. А не единственным.
А то может слипнутся.