Вчера были на выставке из собрания Костаки

Jan 11, 2015 18:07












Вчера были на выставке из собрания Костаки- впечатление потрясающее.
Я училась с Лилей (Алики) Костакис в МГУ, бывала у них дома на Ленинском. После 2-го курса вместе с Лилей мы отдыхали в Коктебеле - у нее был широкий круг знакомых, в том числе молодой Евгений Евтушенко, который ходил в толпе поклонниц. Навестили Марию Степановну, вдову Максимилиана Волошина, в их доме-музее.
По вечерам на тогда еще крошечной набережной маленького поселка Коктебель мы собирались для разговоров, пели песни и пили местное сухое вино, разбавив его молоком (!?), вместо ужина (молодо-зелено).
Еще при входе на первом этаже ЦДХ слышны были звуки рояля. Я подумала, что это аккомпанимент выставки, но оказалось, что на втором этаже выставлены старинные рояли и идет репетиция концерта, на который нас всех пригласили через час-полтора. Это было действительно событие европейского масштаба и подарок всем нам.

Выставка "Выезд из СССР разрешить…" к 100-летию великого коллекционера XX века Георгия Дионисовича Костаки (1913-1990) в рамках программы "Третьяковская галерея открывает свои запасники" на Крымском валу.
Когда греческий подданный в 1977-м уезжал из России навсегда (по сути, это была высылка), он оставил Третьяковке лучшие картины своей коллекции. Сегодня одна композиция Малевича или Поповой на аукционах стоит десятки миллионов долларов. Георгий Костаки безвозмездно передал стране сотни авангардных работ. Часть ему позволили вывезти - теперь ими гордится Музей современного искусства в Салониках.
Он не был олигархом, подпольным миллионером или антикварным дилером. Грек по рождению (отсюда и подданство), он работал на должности завхоза в посольстве Канады. Жил в типовой квартире на Ленинском, все стены и даже потолки которой были обвешаны живописью.
В этом парадокс Костаки: несметные художественные сокровища собраны на оклад служащего, сравнимый с зарплатой советского инженера. Его страсть была сильнее обстоятельств. Его вкус и чутье стоили дороже денег. Он коллекционировал супрематические и абстрактные картины в тот момент, когда их выкидывали из музеев и засовывали на дальние антресоли. Он разыскивал редкие вещи Родченко или Степановой, которые пылились на дачах и чердаках. Он дружил с неофициальными художниками, став для них соратником, меценатом и учителем. Иными словами, это был гений арт-менеджмента.
То, что без Костаки мы бы были страной с провинциальным искусством, а с ним превратились в мировую арт-державу, можно убедиться на выставке. Но и помимо картин с именем Костаки связано очень многое. Георгий Дионисович, например, оставил захватывающую книгу воспоминаний «Мой авангард». В ней множество баек и историй, рассказывающих о приобретении той или иной работы. И по всей книге разбросаны советы и примеры будущим коллекционерам.
http://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/article/74667/

А с порога Третьяковки в ЦДХ открывается прекрасная зимняя панорама вечернего города и ледяной горки в парке Музеон

коллекционер, советский авангард, человек, искусство

Previous post Next post
Up