Apr 21, 2016 17:15
Как спасти гибнущие здания АТС? Переоборудовать каждое в parking-garage!
Искандер Кузеев, вице-президент Ассоциации журналистов-экологов Союза журналистов России
Получил приглашение от депутатов муниципального собрания Таганского района Ильи Свиридоваи Евгения Будника. Завтра вечером, 21го-апреля - народный сход по поводу предстоящего сноса здания АТС на Покровском бульваре, 5 (архитектор - Василий Мартынович, 1929 год).
Памятник конструктивизма
Памятников конструктивизма в Москве почти не осталось, но здание АТС у Покровских ворот не попало в число охраняемых памятников архитектуры. А такие здания сносят по всей Москве. Сейчас они никому не нужны. Давно не слышно в них трескотни шаговых искателей и шума координатных переключателей. Оборудование, занимавшее целое здание, помещается в тумбочку размером с системный блок, в кейс размером с ноутбук.
Здания АТС, которым повезло, переоборудуют в бизнес-центры. Другие сносят. Препятствий никаких. Комиссия по сносу ликвидирована. Градостроительный совет, который еще не так давно работал открыто, с участием прессы, общественности, в таком качестве практически не существует.
- В прокуратуре Москвы считают, что деятельность комиссии по сносу нарушала права собственников зданий, которые не являются объектами культурного наследия, - оправдывается нынешний главный московский строитель Марат Хуснуллин.
- Сейчас в Москве не осталось механизмов защиты исторической части города. Комиссия была нужна, чтобы регулировать градостроительную деятельность в исторической среде, в зонах охраны! - считает один из основателей «Архнадзора», влюбленный в Москву путешественник по столице Рустам Рахматуллин.
Только что снесли здание АТС во Всеволожском переулке на Отсоженке. Теперь вот нависала угроза сноса над АТС на Покровском бульваре.
- Каждое здание несет свой смысл! - говорит Рустам Рахматуллин. - Спросить, можно ли сносить старое здание, - это всё равно что спросить, нужны ли старики. Старые здания должны иметьпрезумпцию невиновности!
Здание АТС во Всеволожском было отнюдь не старым, семидесятых годов постройки, но и оно имело свой смысл. Мне, например, очень жаль снесённого «Интуриста». И не только потому что помню, как любовался оттуда Москвой с высоты семнадцатого этажа (а новодел подстрижен под одну гребёнку с соседями). Во-первых, «Интурист» был памятником своей эпохи. Таким же памятником, которым была поспешно снесенная гостиница «Россия». Во-вторых, здание «Интуриста» было архитектурной доминантой, которая уравновешивала городскую среду, уравновешивала Тверскую, спускающуюся вниз к Кремлю с высот Тверской заставы, а теперь еще и ныряющую фактически в подземелье Манежа.
Город - живая экосистема. Снос таких архитектурных доминант, переживших не одну эпоху, нарушает экологическое равновесие.
Что взамен?
Но когда речь идет о массовом сносе отнюдь не рядовой застройки, встаёт еще и второй вопрос: зачем, что взамен?
На месте здания АТС хотят построить небоскреб высотой 183 метра (на минуточку, это - высота главного корпуса МГУ без шпиля) с предельной (а точнее, с беспредельной) застройкой того участка, на котором находится АТС. Плюс сотни автомобилей, растекающихся по соседним переулкам (шкафам АТС автомобили были не нужны!).
Потомственный московский градостроитель Наталья Душкина говорит о таком чудовищном монстре предельно вежливо, но - однозначно:
- С точки зрения архитектурного вкуса проект нового здания во многом уступает тому зданию, которое сейчас приговорено к сносу. Я могу вынести такой вердикт как историк архитектуры, окончивший архитектурный институт и работающий в этой области уже много лет!
Наталья Душкина - архитектор, историк архитектуры и градостроительства, член Международного Совета по вопросам памятников и достопримечательных мест ICOMOS.
- Почему в центре Москвы не строят многоуровневые паркинги, подземные стоянки? - спросили как-то в прямом эфире Максима Ликсутова.
- Нет заявок от бизнеса на такие объекты! - парировал вопрос Ликсутов.
Тоже спрашивал предельно вежливый и интеллигентный человек. Реплика Ликсутова осталась без ответа, но заявить такое, всё равно, что сказать «она утонула».
- Максим, ты же - вице-мэр, а не просто так погулять вышел! - сказал бы я, если б участвовал в подобном разговоре.
Перекуём АТС на гараж!
А почему, собственно, пустующие по всей Москве здания АТС не использовать под многоэтажные паркинги, а?
Правительству Москвы необходимо иметь программу по выводу из центра министерств, ведомств, бизнес-центров (а для чего создавалась Новая Москва, а?) и перепрофилированию их прежде всего в паркинги, в которых так остро нуждается город.
В Лондоне, в Париже, в Амстердаме. В Берлине на любом театральном билете, на билете в музей будет стоять адрес с указанием, где находится ближайший паркинг-гараж (обычно где-то во внутреннем дворике). Часто используют для этого пустующие здания АТС.
Один из недавно открытых в Берлина торговых центров на Александерплац имеет паркинг-гараж на 1600 машиномест. Даже если в каждой из этих машин не будет никого, кроме водителя, они просто не поместятся в магазинах, ресторанах и кинотеатрах этого не очень крупного торгового центра. Но - таково обременение муниципальных властей! Хочешь строить торговый центр? Позаботься о горожанах вокруг него!
И такой паркинг-гараж - не коммерческий объект, а именно что обременение. Плата - дешевле, чем на стоянке у тротуаров. Взимается максимум за пять часов (остальное - бесплатно). Паркинг бесплатен и для тех, кто приехал за покупками.
Практически любой бизнес центр, офис перепрофилируется в паркинг-гараж предельно легко. А для здания АТС - вообще не вопрос! Здания, считавшиеся стратегическими объектами, строились с многократным запасом прочности. До войны, как на Покровском бульваре, на случай бомбардировки. После войны, с началом войны холодной, с еще большим запасом прочности. Уже на случай атомной атаки.
Пристройте пару пандусов к любому зданию АТС (один - для въезда, другой - для выезда), вот вам и готовый паркинг-гараж, который выдержит любую нагрузку!
А сколько таких зданий в центре столицы!
Например, самая старая АТС в Милютинском переулке!
А весь комплекс зданий Центрального телеграфа? Те же здания АТС, в которых сейчас работает лишь клуб «Телеграф» да кое-что еще.
А здание АТС в самом начале Нового Арбата?
И не только в центре Москвы можно таким образом решить проблему с парковками.
Недавно я брал интервью в архитектурном бюро, размещающемся в здании АТС у станции метро «Свиблово». Здание - в глубине жилого квартала, к нему не подъехать. Вокруг - море машин, которых стало гораздо больше после того, как на месте шкафов АТС появились столы офисных сотрудников. А перепрофилирование таких зданий под паркинг-гараж поможет улучшить экологическую обстановку и в спальных районах.
За работу, товарищи
снос,
молодежные клубы,
сохранение старины,
невежество,
переоборудование