Вчера я была на похоронах матери моей близкой подруги. Смерть людей вызывает очень много грустных мыслей и вопросов.
Один из серьезных лично для меня встал во время отпевания в церкви, когда мы слушали православного батюшку про грешность всех нас и рекомендацию молится за покойную и за себя.
Судя по лицам присутствующих на похоронах, мысль о греховности, ценности жития в раю и рекомендации молится не всем подходили, в том числе, мне.
Следующий практический вопрос, который крутился у меня в голове - как организовать похороны, если ты атеистка?
Мы с подобной проблемой столкнулись 8 лет назад, когда в нашей семье случилось горе и умер мой атеистический папа. А так же год спустя, когда хоронили маму другой подруги, которая тоже не была верующая.
Для начала выскажу идею о том, что все похоронные ритуалы по большому счету, обслуживают психологические нужды близких людей умершего человека. А именно: простится с покойным человеком и запустить начало процесса горевания и, в конце, концов, примирения со смертью близкого человека.
Потому что у покойников уже нет чувств, нет желаний. Как похоронят и похоронят ли вообще, их чувственной сферы это уже не касается, на качество их жизни уже тоже никак не повлияет. Зато повлияет на их близких.
В итоге получается интересная картина. Мама рассказывала, что еще в советские времена, на похоронах кого-то из ее знакомых - атеиста, все присутствующие чувствовали себя крайне неуютно, т.к. не было никакого привычного ритуала, который обычно осуществляет мулла. У людей, присутствовавших на похоронах осталось ощущение незавершенности, неправильности, и ощущения, что не отдали дань уважения усопшему в полной мере. В общем, люди испытывали сильнейшее чувство неудовлетворенности от похорон. Как-то все не по человечески было.
В настоящее время людей, считающих себя агностиками, атеистами, вне веры становится все больше, вне зависимости от традиционности культуры. Т.е. даже в традиционных культурах растет число неверующих.
Но в то же время, не выработано еще новых ритуалов, рутин для такой группы людей. А ритуалы нужны, они дают хоть какой-то жизненный план что делать. Особенно в ситуации горя, когда многие теряют чувство ориентации, чувство опоры. Любая религия, как монотеистическая, где один бог (иудаизм, христианство и ислам относятся к ним), как и язычество с многобожием, предлагало ритуалы, которые помогали структурировать время и шаги в таких критических моментах как похороны близких людей.
Поиск в Гугле на тему похорон атеистов и не принадлежащих какой-либо религиозной конфессии выдал результат - гуманистический сервис - ритуал, который проводят специальные люди, осуществляющие подобные услуги, которые говорят что-то, что поможет близким людям немного примирить со смертью, и в то же время, фокус на не бога, а самого умершего человека, о ее или ее жизни. Примерно как тамада, который развлекает на свадьбах и прочих приятных событиях. Только гуманист - это “тамада”, если угодно, это специально подготовленный человек для таких грустных событий, иметь дело с горем, знать что сказать, как успокаивать людей, помочь им упорядочить жизнь после смерти им близкого человека. Без религиозного назидательства и желания поучить людей жизни.
Интересный случай из жизни, косвенно касающийся религию, произошел на одной из встреч International Toastamsters клуба, где я присутствую регулярно с некоторых пор.
Довольно верующий человек выступал с речью о том, что важно помогать друг другу. Обратную связь (Toasmasters построен во многом на обратной связи) он получил от очень опытного многолетнего члена клуба, о том, что хорошо бы адаптировать свою речь и для тех, кто неверующий тоже.
Чтобы вы лучше понимали специфику моего клуба - клуб калифорнийский, т.е. члены клуба крайне выдрессированные на тему политкорректности, а также уважению чувств верующих. Плюс к тому же, статистически сами американцы имеют довольно высокий процент верующих относительно других развитых стран. Тем не менее, непрерывно говорить о боге и о служении ему даже им уже трудно.
Увы, в подавляющем большинстве случаев, мы меняемся, т.е. мы начинаем тревожить свое статус-кво только если НАС ЗАСТАВЛЯЮТ. Служители православия, верные своей ортодоксальности, считай неизменности традициям более 400 лет давности, не особо демонстрируют готовность меняться. Аффилированность с властями, а значит коррумпированность, тоже не способствует переменам.
В итоге получается следующая ситуация: священники во время служб гонят текст, который недоадатирован под людей. Люди все это “проглатывают”, потому что:
а) нет альтернатив; б) игнорируют часть текста, который им не нравится / не согласны (мой случай).
Тут еще мне приходит аналогия с масками, когда власти делают вид, что заботятся, объявляя из каждого утюга необходимость надевать маски, но уже более половины совершенно очевидно игнорируют это предписание.
Резуюмирая, хочу сказать, что
- “делать вид” что заботишься или заботиться по настоящему - все же разные вещи. Священники делают вид, что заботятся, игнорируя факт, что их текст уже давно многим не подходит.
- Вижу будущее в гуманистическом сервисе, хотя на сегодняшний день его применение еще очень маленькое в силу незнакомости большинству с тем, что это за зверь, а значит недоверием. (Кстати, подумываю о том, чтобы предлагать его).
Отвечая на свой же вопрос в заголовке поста - я бы хотела, что мои похороны были гуманистическими, помогающими моим близким любимым людям жить дальше. Без регилиозности.
А вы что думаете? Поделитесь своим мнением в комментариях.