В прошлом имел неосторожность несколько раз проговориться, что неплохо было бы иметь под рукой мало-мальски комфортабельную яхту, а то и вовсе на ней жить. Жена приняла к сведению, и весной выцепила где-то информацию о том, что новосибирский шкипер Степан в мае
организует пару недельных развлекательных походов вдоль побережья Хорватии.
Созвонились, переговорили и решили попробовать.
Яхта (катамаран) называлась
SMILLA, сдает ее чартерная компания Navigare Yachting. Компания подобралась удачная, покатались в целом хорошо, хотя погода определенно подкачала - тепло было неполных два дня, все остальное время или пасмурно, или холодно, или дождь, или ветер, или все вместе. :) Не будь на яхте отопителей - было бы совсем грустно. О загорании, и тем более - купании, не было и речи.
Выяснилось, что я неплохо переношу качку, хотя и ощущаю дискомфорт, а читать с телефона или работать на компьютере мне при этом совсем неуютно. А вот жене было совсем плохо, хотя до рвоты и не доходило, но ничего делать и нормально воспринимать она в это время не могла.
Теснота каюты на короткое время переносима, но жить в таких условиях подолгу мы однозначно не готовы, путь лишений не для нас. :) А это значит, что для посещения мало-мальски (хотя бы на несколько сотен миль) отдаленных от континента мест потребовалась бы уже большая яхта, которой в одиночку или в вдвоем управлять не получится, а это уже совсем другие деньги, пока для нас неподъемные.
Признаков яхтенного фанатизма я у себя не обнаружил. :) Помню, как мне нравилось ездить на машине в первые годы, и как интересно было первые разы ездить далеко (Крым, Кавказ, Москва и т.п.). Но при езде на машине пейзаж меняется быстро, ощущение движения очень четкое. При движении на судне пейзаж быстро меняется только совсем рядом с берегом. Уже на расстоянии пары-тройки миль от берега ощущение движения практически пропадает, как и в самолете, и даже несколько часов плавания начинают тяготить. Чтобы проводить все это время за управлением, нужно очень любить морское дело, и не иметь других насущных ежедневных занятий.
Шкипер ежедневно развлекал нас участием в утренней отдаче швартовов и вечерней швартовке у пирса, так что я получил реальное представление о процессах. :) Если понимать, что к чему, и наработать хотя бы небольшой опыт, то все получается весьма несложно.
Сильно раздражало то, что внутри яхта сделана очень бестолково:
- Во всех описаниях именно этого экземпляра (SMILLA) упомянуто наличие розеток 220 и 12 В, однако 220 В берется только с берега, а все до единой розетки 12 В оказались переделаны под USB, без малейшей возможности хоть где-нибудь подключиться к бортовой сети без повреждения проводки. Даже WiFi-маршрутизатор с мобильным интернетом, установленный чартерной компанией, колхозно примотан к разрезанным проводам какого-то реле.
Соответственно, автомобильный инвертор на 12 В, привезенный экипажем, оказался бесполезен, а я, собиравшийся взять аналогичный преобразователь для своего монструозного ноутбука, был вынужден держать его закрытым на все время каждого перехода из порта в порт. А в одном порту нас поставили к пирсу, где не было сети 220 В, и за сутки ноутбук в режиме сна разрядился почти полностью.
Эта совершенно необъяснимая дурость с бортовой сетью выглядит особенно уродливой на фоне наличия на яхте киловаттных 12-вольтовых лебедок для якорной цепи и парусов. Уж сотня-другая ватт для ноутбуков всяко нашлась бы.
- При швартовке необходимо использовать бортовые крепежные утки, но леерное ограждение сделано так, что одинаково неудобно и перегибаться, и просовывать руки сквозь него. А это еще и опасно - при рывке недостаточно закрепленного троса можно улететь за борт или вывихнуть/сломать руку, а быстро крепить или отпускать тросы мешает опять же конструкция ограждения.
- Все спиральные кольца фиксаторов лееров, похожие на кольца для ключей, выглядят изготовленными кустарно - конец проволоки, отогнутый для удобства продевания в ушко, тупо откушен, и совершенно не затуплен. В сочетании с предыдущим пунктом это добавляет риска повредить руки при неосторожном движении.
- Рядом с унитазами установлены фекальные измельчители, поэтому в унитазы запрещено бросать бумагу, тампоны и подобные предметы, однако емкостей для них не предусмотрено. Под раковинами есть дверцы, но на них какой-то дебил придумал установить держатели туалетной бумаги, а мусорные ведерки были явно куплены в супермаркете сотрудниками чартерной компании, и немудряще поставлены на полочки, откуда то и дело падали. Логично было бы закрепить ведра под раковиной, что я и сделал на второй день, убрав держатель (который логично было бы установить на стене).
- В санузлах нет светильников над зеркалами, поэтому бритье представляет собой весьма трудоемкий процесс, ибо основной светильник находится практически сзади.
- На всю яхту имеется два настенных крючка - по одному в каждом санузле, на внутренней стороне двери. Соответственно, повесить одежду, полотенце, спасжилеты негде - все это приходилось распихивать по тесным шкафчикам и сваливать на кровати. На второй день я купил в хозмаге десяток крючков, и народу наступило счастье. :)
- В душевых кабинах нет полочек для мыла/шампуня, но это уже привычно - во многих отелях, кроме совсем уже пафосных, их тоже нет. Пришлось покупать мыльницу и двусторонний скотч для ее крепления.
- Гофрированная шторка кормового иллюминатора в каютах не прилегает к нему, и прижать ее без спецсредств невозможно, поэтому какой-нибудь прожектор, светящий с пирса в корму, делает спокойный сон практически невозможным.
- В кают-компании нет ни одного фиксатора для посуды, и столы вдобавок совершенно гладкие, без бортиков. Пару раз, когда попадали в заметное волнение, приходилось вдвоем-втроем удерживать посуду руками до тех пор, пока не прекратится качка.
- Для экономии запаса пресной воды на раковине, рядом с основным изливом, установлен излив забортной воды, только вот насос включается кнопкой, вдобавок расположенной на боковой стенке тумбы, так что к ней нужно тянуться. Нормально помыть посуду забортной водой можно только вдвоем - ну, или закрыть слив, накачать воды в раковину, и мыть под водой.
- На яхте стоят неплохие отопители Webasto, работающие на дизтопливе. Только вот датчики температуры, заведенные на регуляторы, установлены непонятно где, поэтому при установке на 22 градуса отопитель работает непрерывно, а при установке на 21 - вскоре отключается насовсем. Вдобавок дефлекторы отопителей можно закрыть только в каютах и санузлах, которые внизу, но не в кают-компании, которая наверху. Соответственно, чтобы немного прогреть каюты и санузлы, в кают-компании приходится открывать дверь, иначе там баня. А топливные насосы отопителей, расположенные вблизи кормовых кают, громко щелкают и мешают спать.
- Нигде не удалось найти сведений об устройстве (или хотя бы местонахождении) нагревателя воды. Мы поначалу полагали, что он чисто электрический, но во время стоянки на берегу горячая вода кончалась как-то очень быстро. Емкость нагревателя - всего 25 л, чего на десять человек очень мало - при том, что свободного места в технических отсеках яхты еще до черта. Когда дамы во второй устроили бунт по причине окончания горячей воды, мы со шкипером отыскали-таки клятый нагреватель под кроватью правой кормовой каюты, и обнаружили, что он двухконтурный - там ТЭН на 230 В 1200 Вт, и змеевик от системы охлаждения правого двигателя. Запустили двигатель - вода быстренько нагрелась, бунт был подавлен. :)
Заодно "порадовались" криворукости технического персонала, который обслуживал яхту:
- Еще до отплытия из порта приписки, когда всю ночь шел дождь, выяснилось, что протекают винты крепления вентиляционных клапанов верхних иллюминаторов кормовых кают. Отвинтив их, я обнаружил, что все резиновые кольца-прокладки задубели и потрескались. Вызвали штатных ремонтников, рабочий день у которых начинается только с десяти утра. Они быстренько что-то сделали и свалили, мы со шкипером решили проверить на всякий случай, и правильно сделали - эти безрукие дебилы не нашли колец штатного размера, чтобы установить снаружи, поэтому тупо сунули по мелкому колечку под головки винтов изнутри, и затянули - разумеется, кольца вылезли из-под головок, и при малейшем дожде потекли бы уже всерьез.
Пришлось отвинчивать клапаны снова, надевать колечки снаружи на предварительно вставленные изнутри винты, и затем вслепую ловить концы винтов резьбовыми отверстиями. Вдвоем за полчаса справились.
- Через пару дней разболталась половина дверных ручек в санузлах и каютах. Вскрытие показало, что они когда-то были вырваны вместе с крепежными винтами, после чего колхозно прикручены более толстыми винтами, крупные головки которых вдобавок не дают нормально надеть крышку.
- С самого начала не работала кнопка электроподжига газовой плиты. Ручное соединение контактов показало, что проблема в кнопке, но вскрыть ее подручными средствами мне так и не удалось. Поскольку терять было нечего, замочил ее сперва в лимонном соке, а затем - в растворе моющего средства. После просушки кнопка заработала. :) Чуть позже в судовой аптечке был найден флакон 96% спирта - если б нашелся раньше, то замочил бы в нем. :)