Сегодня дети, наконец, дождались обещанной поездки в Диснейлэнд. :)
Алечка еще в Ментоне озаботилась вопросом с билетами, но с ними все оказалось очень мутно. На
сайте парка продают билеты типа mini и supermini, но в англоязычной версии они предлагаются по $89, против 45 евро на французской. Непонятно, то ли за 44 евро дают какой-то "облегченный" билет, то ли это цена со скидкой. При выборе языка (Choisir votre langue) приходится фактически выбирать страну (в англоязычной версии это называется "change your country"), а при указании Франции требуется указать точное местонахождение (Île-de-France или прочие районы), а это наводит на мысли о различных условиях даже для парижан и не-парижан. Такое мы видели, например, в крымских аквапарках, где крымчанам предоставлялись скидки.
В обсуждениях на форуме Винского (
1,
2) информция противоречива - одни пишут, что можно без проблем покупать дешевые билеты на французской странице, другие предостерегают, что эти билеты только для резидентов (сайт иногда просит ввести страну проживания - "Please select your country of residence"), и могут потребовать документы. А ведь при покупке нужно подтверждать согласие с правилами, точно понять которые из машинного перевода трудно. Еще электронные билеты нужно где-то печатать, или обменивать в каких-то магазинах, которые еще нужно найти.
Перелопатив всю эту гору разноречивой информации, мы пришли к выводу, что покупать билеты заранее может быть чревато. Алечка где-то вычитала отзывы, в которых люди утверждали, будто приезжали в парк и покупали дешевые билеты чуть ли не в кассах, что говорило в пользу "облегченных" билетов. Решили, что поедем так, в случае чего попробуем купить на сайте прямо у касс.
На входе увидели две толпы из нескольких сотен человек каждая, которые медленно просачивались в каждый из парков через службу безопасности на входе. Там постояли минут десять. Попав на территорию, дошли до билетных касс, возле каждой из которых стояла очередь из нескольких десятков человек. Оглядев вывески, обнаружили, что в кассах билеты на один парк продают по 73 (детские - по 64). Никаких "мини" или "супермини" не предлагалось - следовательно, это были чисто интернет-предложения. Не вопрос - открыли сайт, билеты на сегодняшнее число были доступны по 45/39, а дальше требовалось заполнить чуть не три страницы личной информации. Решили с этим погодить, чтобы дойти до кассы и уточнить, возможен ли вход по чисто электронному билету, или его таки нужно где-то распечатывать.
В кассу стояли минут двадцать. Кассир совершенно однозначно заявил, что по электронным билетам, купленным сегодня, приходить можно не ранее завтрашнего дня. Если так - непонятно, почему сегодняшнее число доступно для продажи, но больше спросить было не у кого, так что пришлось покупать по обычной цене, что обошлось нам в 350 евро.
Парк выглядит все красиво и живописно, особенно замок у центральной площади, но бурлящая толпа людей, снующих туда-сюда непрерывными потоками, несколько портит впечатление. При этом возле замка много узких проходов, многие люди идут с колясками и инвалидными креслами, порой полностью перекрывая движение на несколько минут. Если такое здесь в рабочие дни - страшно представить, что творится в выходные, тем более - в праздники.
Первым делом пошли выяснять, как обстоят дела с аттракционами. Справа виднелся высокий купол с пушкой и вывеской "Space Mountain Mission 2", с него и решили начать. Входной портал обрадовал нас вывеской "80 min" - это время ожидания в живой очереди. Слева есть портал Fast Pass, где можно взять билет "быстрого прохода" на известное время, чтобы - на электронном табло это время неизменно отображалось, как "10:30-11:00", хотя на часах было уже начало первого. К автоматам, выдающим эти билеты, тоже была очередь, но поменьше, минут на десять. В итоге получили чеки на 14:30-15:00 - почти через два часа. Из надписи на чеке узнали, что следующий Fast Pass можно получить не ранее этого времени - то есть, несколько аттракционов таким образом не обойти.
Толкнулись в Star Tours - там ожидание 40 минут, а Fast Pass там вообще не дают. Потом узнали, что 40-минутная очередь тут считается "небольшой".
Увидели неподалеку павильон без толпы у входа, решили зайти. Оказался "Nautilus" - типа, подводная лодка капитана Немо. :) Там практически все неподвижно, кроме большого осьминога за иллюминатором, который старательно делает страшный вид и изображает нападение. :)
Алечка с детьми заняли очередь на фотографирование с какой-то принцессой, а мы с Любой пошли купить еды. Основная часть забегаловок (типа фастфуда) расположена в районе входа, в каждом из них - очередь минут на 20-30, начинающаяся, как правило, на улице. Вроде как тут есть и нормальные рестораны, но за те конкуренция вообще запредельная - столики нужно бронировать за несколько дней.
Постояли в очереди, купили несколько маффинов и пару кофе, что обошлось около 30 евро. Цены во всех местных забегаловках одинаково высокие.
Выйдя из кафетерия, обнаружили, что подходы к замку, где остались Алечка с детьми, перекрыты ввиду предстоящего парада героев. При этом нет ни мостиков, ни подземных переходов - возможно, есть какие-то тайные ходы, но навскидку мы их не нашли. Попытался дозвониться до Алечки, но связь через SFR, как всегда, была никакая - сигнал стабильно пять палок, но все вызовы срываются. Отправил SMS - через несколько минут ответила, тоже через SMS. Так и переписывались, как идиоты.
После прохождения парада и нашего воссоединения обнаружилось, что принцесса работу на сегодня закончила, хотя было только начало третьего. Подходило время прохода на "Space Mountain" - дошли до него, в очереди "быстрого прохода" ждали еще минут десять.
Крепление в вагончике сделано в виде опускающейся сверху рамы, с виду эта конструкция вполне надежна, но фиксируется она где-то сзади и внутри, а ручки, за которые можно держаться самому, находятся как на раме, так и на краю вагончика, но до тех при опущенной раме не дотянуться. Такой способ фиксации меня всегда раздражал, поскольку становишься заложником фиксатора - если он откажет на вираже, нормально там держаться не за что. Понятно, что виражи сделаны так, чтобы вес пассажира всегда был направлен к полу вагончика, но само осознание неправильности конструкции создает дискомфорт.
Аттракцион забавный. :) Ускорение во время "выстрела пушки" весьма приличное - в спинку кресла вжимает очень сильно. Отвесных падений, вопреки моим ожиданиям, там вообще нет - есть только крутые подъемы и виражи. Все это происходит в почти полной темноте, а на куполе а это время изображаются разные "звездные" пейзажи. Скорость тоже приличная - волосы у всех потом хорошо растрепаны.
Обошли еще несколько аттракционов - везде очереди больше, чем на час, а в одном аж на 180 минут. При этом организованы эти очереди в лабиринтах - если кто-то занял и терпеливо стоял, потом к нему не протолкнешься.
Фотографии детей с "человеческими" героями в костюмах почему-то делают только часов до 15-16, в то время как парки работают часов до десяти.
Чтобы не ходить везде одной толпой, разделились на две группы. Потом долго не могли встретиться, поскольку в кассе нам дали только одну схему, стоек с такими схемами на территории нет, а информационных табло очень мало, и издалека их практически не видно. Навигация вообще организована отвратительно - например, стоит указатель на какой-нибудь аттракцион, через сотню метров в этом направлении обнаруживается развилка, а на ней указателя на такой аттракцион уже нет. Указатели на туалеты есть только в непосредственной близости от них. Если пройти подряд несколько перекрестков, внимательно осматриваясь на каждом - можно не увидеть ни одного указателя на туалет. WiFi, кстати, на территории нет - только в районе билетных касс немного ловится отельный.
Наткнулись на нескольких персонажей в костюмах зверей, которые позировали для фотографий с детьми. Юля сфотографировалась с тигром и обезьяной, а вот медведь ее почему-то подчеркнуто игнорировал - каждый раз отворачивался от нее и приглашал жестами других детей. Сперва подумали, что он так соблюдает очередность, но через несколько минут стало ясно, что он делает это намеренно - пришлось объяснить Юле, что медведь не хочет с нею фотографироваться, это плохой медведь. :)
Алечка предложила прокатиться на горках Indiana Johnes, но там была очередь на 45 минут, а Fast Pass не давали. Стоять не хотелось, пошли искать другие горки. Нашли Big Thunder Mountain, но они оказались вообще закрыты, без каких-либо пояснений.
Увидели рядом электронный тир - оказался платным, по два евро за несколько минут. Это уже вовсе жлобство - если уж вводить отдельную плату, вполне могли бы установить какую-нибудь символическую цену. Два евро за тир без расходников - явно запредельно.
Более-менее нормальная еда, типа пиццы, сэндвичей или выпечки, есть только в кафетериях возле центральной площади, а на всей остальной территории, которая весьма велика, продают только мелочи вроде поп-корна, жевательной резинки и напитков. То есть, чтобы перекусить даже фастфудом, нужно топать в центр, а потом - обратно. В итоге мы, кроме тех маффинов в обед, за весь день ничего не ели, поскольку ходили далеко от центра.
Каждая очередная непродуманность или косяк добавляли раздражения, и к вечеру все уже были злые и голодные, даже Настя выглядела недовольной. Только Юля, которой, по малолетству, всего этого было не понять, говорила, что ей нравится. :)
Погода днем стояла в основном облачное, солнце появлялось ненадолго. Когда прояснялось, было довольно тепло, а без солнца и с ветром было довольно зябко, приходилось застегивать кофты и куртки.
Когда стало темнеть и холодать, двинулись в сторону выхода. Возле замка стояла лавка с сахарной ватой, по просьбам детей встали в очередь, стояли минут двадцать, после чего выяснилось, что вату выдают по чекам, которые нужно брать в соседней лавке, при этом никаких объявлений о такой схеме торговли не обнаружили. Еще минут десять стояли за чеком, затем ждали, пока наделают ваты тем, кто подсуетился с чеками раньше. Пока ждали, я в той лавке купил несколько мелочей, и мне не смогли сдать 40 евро с 50-евровой купюры. Это вечером-то, после полного дня активной работы!
В общем, парижский Диснейлэнд стал для нас самым большим разочарованием в Европе. :) Подаваемый под эгидой доброй заботы о детском счастье, на самом деле он заточен на отъем у посетителей максимального количества денег, причем далеко не самыми честными способами, в отличие от Остапа Бендера.
Прежде всего, очевидно, что количество посетителей даже в будни в несколько раз больше пропускной способности аттракционов. То есть, многие платят на входе достаточно большую (порядка 5% от месячной зарплаты среднего француза) сумму за то, чем, скорее всего, технически не смогут воспользоваться. Получается своеобразная лотерея, пусть и не чисто случайная, а зависящая от терпения и упорства.
В таких условиях порядочные люди снизили бы входную плату, введя адекватную плату за пользование аттракционами. Или, на худой конец, сделали бы систему электронного планирования, которая каждому отдельному посетителю или группе бронировала бы время на желаемые аттракционы, и заодно бы строила оптимальную схему перемещений по территории, чтобы везде успеть. Этого не делается по одной простой причине - купивший входной билет уже никуда не денется, а в процессе стояния в бесконечных очередях и проголодается, и достаточно изведется для того, чтобы охотнее покупать на территории стремную еду. То, что на территории мало информационных стоек, и они почти не выделяются на фоне пейзажа, и то, что в кассах по умолчанию дают по одной схеме на группу, если явно не попросить больше, призвано увеличить время, которое народ проводит на территории парков.
Возможно, мне и показалось, но на лицах большинства взрослых не заметно безмятежности, характерной для отдыха, а видны, напротив, усталость и озабоченность. В крупных торговых центрах люди в целом выглядят более расслабленными и довольными, чем здесь.
А ведь кто-то по многу лет мечтает попасть в Диснейлэнд, для кого-то это вообще мечта всей жизни. :) И насколько обидно обнаружить, что вблизи это вовсе не такая конфетка, как ее подают в рекламе, а вовсе даже говнецо... :)
По сути, чисто коммерческая сторона почти безупречна. Претензии только к нравственной, которая смахивает на торговлю наркотиками. :) Вначале у массы детей создается восторженное отношение к ярким узнаваемым героям, прямо-таки поклонение им, а затем дают понять, что все это можно увидеть воочию, постоять и сфотографироваться рядом с кумиром, и т.п. Само собой, у большинства детей это становится идеей-фикс - хорошо помню, как Настя и Юля писали кипятком, когда им сказали, что мы повезем их в Диснейлэнд. :) В такой ситуации взрослые будут скрежетать зубами, но оплачивать развлечения и сувениры, кроме самых стойких (реально сбился со счета, сколько раз пришлось ответить "нет" на просьбы типа "давай купим вон ту игрушку"). :)
Краткое резюме: парижский Диснейлэнд - полное говно. :)