Мы читаем

Mar 17, 2010 00:28

Тормоз я, тормоз, хотела к Левкиному трехлетию написать о том, как мы читаем, но руки дошли только сейчас. Что, впрочем, простительно, так как чучка не писатель, а читатель, в смысле, читаю я ему много.

Начнем с ретроспективы. Читать как читать, а не просто создавать слуховой фон, я начала, когда Левке было шесть месяцев. Стихи Агнии Барто, с изумительными иллюстрациями - этакий идеализированный СССР, множество легко узнаваемых деталей, но все такое красивое, идеальное, каким никогда не было - огромные, светлые комнаты, забавные тапочки, тарелки в горошек, холодильник "Саратов", и что самое удачное - на каждой картинке обязательно собачка или кошечка в интерьере. Причем сборник не "Игрушки", а более взрослые стихи, читала на ночь по стихотворению, показывая картинку, спустя два маесяца Лева уже показывал котика и собачку, если попросить.
Второй книгой в этот же период был Маршак, классика, но с новыми иллюстрациями, по тому же принципу.
Постепенно прибавились другие стихи из стандартного набора - еще Барто, Чуковский - ах, как мы читали, вслух, вернувшись с Онтариады, "Крокодила". Трудно представить себе больший сюр, особенно если с выражением. Книги пыталась всегда покупать со знакомыми иллюстрациями, которые помню еще с детства. Еще Маршак, Михалков, стихи, Вадим Левин и его "Глупая лошадь", повезло найти переиздание, с теми же иллюстрациями, что в детстве, но меньшего формата. Кстати, стихотворение про сундук и индюка - идеально, чтобы учить падежи. Огромное количество книжек-картонок с крупными картинками и отдельными стихотворениями. Александрова, Берестов, Благинина, но Благинина не пошла,больше для девочек.
Рассматривали книги из серии "Моя первая книга", картинки с подписями, наработка словарного запаса.
Из прозы на первом этапе были только "комиксы" Сутеева. В 18 месяцев Лева уже бегал за мной с книжкой, и требовал "титать". По мере развития речи оказалось, что стихи ребенок запоминает наизусть (еще бы, после стольких повторений и попугай бы выучил) и спокойно заканчивает последнюю строчку, а то и две. Начали переходить на прозу. Русские народные сказки, любимым хитом долго был "Волк и семеро козлят", а сильно позже - "Колобок"
После двух перешли на литературу посерьезнее, "Три поросенка", сборники скороговорок, сказки Беатрис Поттер, на удивление хорошо пошли, несмотря на сложную лексику. В 2 года пять месяцев Левка радостно рассказывал всем желающим и нежелающим про миссис Томасину и ее зерно, орехо, и семечкохранилище. Тогда же в нашу жизнь вошел (и не выходит до сих пор, зарраза) боевик для тоддлеров "Знаменитый утенок Тим". Чтение этого утенка занимает ровно 35 минут. Повторять каждый день в течении нескольких месяцев. Проклинать полученное воспитание, не позволяющее потерять книгу раз и навсегда. "Вы слышите, кто это крякает?"... Да, это знаменитый утенок Тим. Пам-пам-пам.
Несколько раз пробовала покупать книжки современные, в форме машинок, зареклась, ибо форма не могла оправдать чудовищное содержание, из разряда "Работаем мы хорошо, я и мой самосвал", а ребенок пленялся формой.
Попытки приучить к Пушкину позорно провалились. После просмотра мультфильмов, Левка соглашался послушать "Сказку о золотой рыбке" и с трудом "Сказку о царе Салтане", но без энтузиазма. Пока что отложила на потом. Хитом стал "Кошкин дом" и кастрированный, пардон, адаптированный "Буратино". Больше никогда в жизни ничего "адаптированного" не куплю, а с автором адаптации, если он мужчина, следует сделать то же самое, что он сделал с текстом. Заказала полную версию, но книга пришла ближе к трем годам, и прочитана уже трижды. А так же "Дядя Степа" - это выучили наизусть.
Около двух с половиной началась финдусомания. Десять книг про котенка Финдуса и старика Петсона, шведского автора Свена Нурдквиста. Прочитанны по сто раз каждая. Не по возрасту оказались "Зойка и Ойка", "Петя и медвежонок Потап" - в три их читать уже поздно, два с половиной самое то. Между двумя и двумя с половиной активно читались сказки Сутеева, Циферова, русские народные посложнее, сказки "Как ослик искал счастье", "Каникулы Льва Бонифация", в этом же возрасте можно читать сказки Биссета, но нам они тоже слишком поздно пришли. Еще один хит после двух - "Детям" Льва Толстого, в особенности про "Девочку и грибы", тогда же рассказы Носова.
После трех - "Незнайка и его друзья", "Чебурашка и крокодил Гена", "Трое из Простоквашино", "Гарантийные человечки", с двух с половиной до трех с перерывами ик усками - "Винни Пух", сейчас опять волна увлечения. На данный момент активно читаются "Сказки матушки Гусыни". Начали Житкова "Что я видел", но это тоже лучше в два-два с половиной, слишком уж упрощенная речь. "Чипполино" пока не пошел, сложно. С удовольствием прочитали три сказки про Мишку Колобка, чешские книжки, изданные в 50-тые. После трех начали читать сказки Андерсена, "Огниво", "Гадкий утенок", "Снежная королева" с иллюстрациями Ерко и братьев Гримм, те, что попроще. Прочитали рассказы Осеевой, без особого энтузиазма, так же без восторга "Сказки" Бианки. Зато очень понравился Киплинг, сказки и "Рикки-Тикки-Тави"
С двух и даже раньше большим успехом пользуются детские "энциклопедии" про машины и технику.
По мелочам читали еще много всего разного, но уже не вспомню - сборники стихов, сказок, прочей мелочевки. В планах "Карлсон", потом "Эмиль", года в четыре попробуем "Хоббита", пока что больше перечитываем старое, чем читаем новое.
Книги всегда были в свободном доступе на стеллаже в игровой комнате, читала по первой же просьба и пока не устану. Обсуждать прочитанное особо не пробую, жду, пока текст "загрузится". Левка слушает очень внимательно,а потом пересказывает и выдает свои интерпретации, вот тогда можно и поговорить. Ближе к трем стал слушать книги без картинок и пластинки на дисках,старые добрые постановки нашего детства. С года и даже раньше любил сам сидеть в кресле и "читать" - рассматривать картинки. Сейчас тоже "читает" - пересказывает себе самому содержание и фантазирует на тему. Думаю, что именно благодаря чтению с опережением возраста речь сразу формировалась правильно, практически не проявился этап "детских" слов, которые что-то обозначают, но никак не связаны с реальным звучанием. И очень быстро прошел этап "невыговаривания", сейча сречь четкая и внятная, сложные конструкции,порой не особо осмысленные.
С мелкими планирую повторить ту же самую схему, осталось только понять, как одновременно усаживать на колени двоих детей:-)

чтение

Previous post Next post
Up