очень тяжелый текст.
[...]
- Как выглядели реакции людей, с которыми вы встречались?
- По-разному. Один раз мы встречались с мужчиной, а он пришел пьяный, впал в истерику и сбежал. Бывало, что люди высказывали нам претензии по поводу того, что украинское государство ими не интересуется, предоставило их самим себе. Например, мы разговаривали с пожилым мужчиной, которые много пережил. 10 минут он кричал на меня: «Почему вы ничего не предпринимаете? Вы получили власть и теперь делаете деньги, вместо того, чтобы нам помогать». Он кричал на меня, будто я был представителем украинских властей. Я позволил ему высказаться, а когда он набирал воздух для следующей тирады, я сказал, что я поляк, а не представитель украинского государства. Он пришел в себя, извинился и дал показания.
- Государство ему действительно не помогает?
- Я могу рассказать только то, что видел. Эти люди находятся чаще всего в отчаянной ситуации. Например, группа «киборгов» (военных, защищавших донецкий аэропорт, - прим. Tygodnik Powszechny), которые попали в плен, и, проведя там довольно долгое время, были освобождены. Они все в ужасном не только психическом, но и физическом состоянии. Их обливали кипятком, прижигали утюгом.
- Им кто-нибудь помогает?
- Волонтеры. У меня вообще сложилось впечатление, что Украина функционирует благодаря волонтерам, добровольцам. Одни добровольцы в 2014 остановили врага и отбили часть Донбасса, до того, как армия успела провести реформы. Другие волонтеры одевают и кормят солдат. Когда те возвращаются из плена или с ранениями, ими занимаются, тоже на добровольной основе, врачи и психотерапевты. Беженцам помогают волонтеры. В Украине нас иногда спрашивали: «Раз вы поляки, почему вы это для нас делаете?»
- Какие ситуации вам еще особенно запомнились?
- Была беседа с «киборгом», я не могу ее забыть, хотя стараюсь сохранять психологическую дистанцию. В плен он попал раненым, нашпигованный осколками. Он рассказывал, что россияне вместо того, чтобы сделать ему какую-нибудь перевязку, начали его пытать. А российская санитарка уговаривала коллег, чтобы они его кастрировали. К счастью, до этого не дошло. Или другая история: украинский солдат рассказал, как его взяли в плен чеченцы и спросили, что он предпочитает: чтобы они вырезали ему сердце, отрезали гениталии или ухо? Он выбрал ухо. И его ему отрезали. Его раненого коллегу добили. Потом пришел какой-то командир и запретил добивать остальных. Человек выжил, я с ним говорил. Его фотография есть в докладе. Уха у него действительно нет.
- Это первый такой доклад о русских преступлениях?
- До этого было уже два, но более скромных. Один подготовила группа из Брюсселя, они направили его в Гаагу. Вторым занималась группа украинских добровольцев. Он короткий, всего на 30 страниц, и основной упор там сделан на жертвах. У нас была несколько другая цель.
- Какая?
- Идентифицировать преступников и задокументировать их деяния на основе показаний свидетелей и жертв.
- Сколько преступников вам удалось выявить?
- Несколько десятков. Некоторых частично: есть имя или кличка, описание. Но некоторых полностью: есть фамилии, дата рождения, место их деятельности и совершения преступления.
- Есть ли смысл в публикации кличек?
- Да, потому что текст доклада доступен в интернете, и мы надеемся, что его прочтут люди, которые по описаниям и кличкам узнают преступников, а потом свяжутся с нами. Если у нас есть описание человека по имени Давид, жертва которого рассказала, что до войны он работал начальником подразделения в донецкой милиции, а доклад прочтут бывшие милиционеры из Донецка, есть шанс, что кто-то его узнает и решится передать нам информацию. Хотя бы анонимно, по электронной почте.
- Вы идентифицировали преступников, опираясь на открытые источники?
- Да, у нас не было доступа к каким-либо секретным сведениям. Нам очень помогла информация из украинского интернета: там есть сайты, на которых и власти, и добровольцы публикуют массу данных о ситуации на Донбассе, в том числе о происходящем на противоположной стороне, пишут, кто там кто. Впрочем, множество людей, которых мы подозревали в военных преступлениях, вовсе этого не скрывают. Наоборот, они хвалятся этим в российском интернете, в социальных сетях.
- Приведете какой-нибудь пример?
- Например, мужчина, которого пока нет в списке преступников, потому что нам не удалось добраться до его выживших жертв. Мы придерживались такого принципа, чтобы включать в этот список только тех, кто фигурирует в полученных показаниях. Его зовут Алексей Мильчаков, он русский из Петербурга. Двадцать с небольшим лет. Это монстр с хрестоматийными чертами серийного убийцы. Свое присутствие в социальных сетях он начал с того, что сфотографировался со щенком, потом перерезал ему горло и съел, чтобы показать, что он настоящий мужчина. Он отправился добровольцем на Донбасс, стал командиром подразделения в батальоне «Русич» - это русские националисты со славяно-фашистским уклоном. В Facebook он публиковал свои снимки с освежеванными трупами. Тип психопата-извращенца. На России его чествуют, как героя, приглашают на телевидение в качестве эксперта по украинской тематике. У нас он фигурирует только в примечаниях.
- Вы не нашли его жертв?
- Живых - нет. У нас есть пока только описания совершенных им убийств.
- Убийцы, которых удалось идентифицировать, что это за люди?
- Очень разные. Самая жуткая группа - это наемники из кавказских республик. Чеченцы и осетины, а еще донские казаки с России. Они отличаются особой жестокостью. Но другие группы мало им уступают. Есть, например, организация под названием Русская православная армия - это добровольцы с России. Их отличает особая агрессия в отношении иноверцев, то есть тех, кто не принадлежит к Русской Православной церкви Московского Патриархата. «Иноверцев» можно убивать. Наиболее жестоко они преследуют украинских протестантов. До войны там было небольшое протестантское сообщество. Они убили нескольких священников, в некоторых случаях вместе с их семьями. Других пытали с особой жестокостью. Бывали ситуации, когда их действия, например, нападения на протестантские храмы, благословляли православные священники. Когда я слушал показания об этой «Армии», у меня складывалось впечатление, что это просто православные джихадисты. В интернете я нашел их видео-ролики, например, инструкции, как «православно» чистить оружие, чтобы оно дольше служило.
- А бывали «хорошие русские»?
- Бывали. Есть показания одного человека, которого несколько часов пытали, а потом, когда он вернулся в камеру, кто-то в тайне принес туда обезболивающие средства. Так что нельзя сказать, что с той стороны все сплошные психопаты. Однако существовало общественное согласие на совершение таких деяний, которые считаются в международном праве преступлениями. В том числе согласие сверху. У нас есть примеры ужасных, я бы сказал, профессиональных пыток, которыми занимались сотрудники российской военной разведки - ГРУ.
- Откуда известно, что это именно ГРУ?
- Во-первых, они сами так представлялись. Во-вторых, они пытали профессиональных офицеров украинской армии, которые раньше, когда служили еще в армии советской, прошли войну в Афганистане: они знают эту среду и ее методы.
- Как выглядели эти пытки?
- Например, кипятильником прижигают рот, под ногти забивают тонкие предметы, ножами протыкают колени, надрезают мышцы, посыпают раны солью. Чтобы добыть информацию используют также химические средства.
- Какие встречи с жертвами были самыми сложными?
- После разговоров с женщинами, которые подверглись пыткам, я ловил себя на мысли, что если бы мне попался этот преступник, я был бы готов его убить. Но я старался сохранять дистанцию, чтобы вся процедура проходила профессионально. Без дистанцирования работать невозможно. Но это сложно, когда слышишь от свидетеля, что в какой-нибудь пыточной он видел беременную женщину. Мы не знаем, кем она была, и выжила ли она.
- Что рассказывали женщины?
- Это были жертвы жестоких пыток, включавших отрезание частей тела. Они подверглись страшным побоям, унижению, на их глазах убивали друзей.
- Кем были эти женщины?
- Это были обычные девушки и женщины. Например, волонтеры, которые возили продукты и попали в плен. Но в плен можно было попасть не только из-за политической активности. В донбасских тюрьмах оказывались также простые жители только из-за того, что у них было какое-то имущество, красивый дом, хорошая машина. Вначале на оккупированных территориях русские просто вооружили местных преступников, отбросы общества. Они дали им оружие и сказали: теперь вы тут милиция, должен быть порядок. И такие сепаратисты выбирали жертв среди местных жителей и так долго держали их в подвале, пока те не переписывали на них дом и имущество. Официально это, конечно, выглядело, как продажа. Иногда, если кто-то стойко сопротивлялся, его убивали.
- Можно ли на основании имеющихся данных сказать, какой характер имели русские преступления: единичный или системный?
- Определенно, системный. На оккупированном Донбассе не было таких мест, где содержались украинские заключенные, военные и гражданские, в которых бы не совершались военные преступления. Или, говоря иначе: было очень мало мест, где держали военнопленных и мирных жителей, но где не было убийств, пыток и т.д.
[...]
(полностью:
http://inosmi.ru/military/20151222/234877159.html)