ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ и СВОБОДА

Aug 21, 2015 14:15


ГЛАВНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ НА ПУТИ  создания искусственного интеллекта состоит в разном толковании людьми понятия "свобода".
В европейской культурной парадигме  информационная свобода может быть человеческой и объективной. Объективную свободу формализовал и структурировал Аристотель. Кант поставил ей границу в невозможности познать саму себя. Субъективную свободу обозначил Платон, но только Гегель смог ее формализовать в своей "Науке логики". Человек был не готов к осознанию своей субъективной свободы до времени пробуждения революционного процесса в Европе.
Объективная свобода проявляет себя на границах системного процесса и существует в двух качествах: становлении и столкновении. Если процесс не приходит к столкновению с другим и исчерпывает себя сам, то у него только одна степень свободы.
Субъективная свобода состоит в том, что она добавляет к объективному динамическому процессу качество произвольного возникновения - целеполагания.  Свобода целеполагания имеет три степени в своем развитии: становление/инициация, закономерность и противоречие/конфликт. В этом состоит ПОЛНОМЕРНАЯ свобода, данная только человеку. В христианском толковании человеческого бытия индивид проявляет эти три степени своей свободы в любви, смирении и духовном борении.
Не всякий субъект способен осуществлять три степени свободы и существовать в них. Не всякий субъект сознательно  целеполагает себя к полномерной свободе. Не всякий субъект  сознательно вступает в динамический процесс своего развития, проходящий в инициированном им же объективном процессе.
Если человек может выстроить в своем сознании аналог процесса объективной свободы, то он  может его перевести на  цифровые носители. И этот цифровой аналог будет управлять ходом своего материального прототипа. Человек может
создать в своем сознании образ процесса или предмет, которые он не встречал в материальном  мире. Он может создать их информационные аналоги, которые будут реализованы в материальном виде. Так работает объективная свобода и она может быть основой для разработки аналогового искусственного интеллекта.
Но пока еще люди не осознают свою субъективную свободу. Пока еще они не могут согласовывать ее параметры в разных культурах. Пока еще они не могут создать искусственный аналог своей человеческой свободы.
Искусственный человеческий интеллект не может быть американским, китайским или русским. Он может быть только общечеловеческим. Именно начало этого процесса мы переживаем в наши дни.
Началось первое глобальное обсуждение пока только  конкретных вопросов культурной, политической и экономической жизнедеятельности. Но только Россия и страны БРИКС предлагают миру повестку целеполагания для развития человечества. Это процесс развития субъектов-участников в ходе преобразования облика глобального мира в интересах всех живущих людей и будущих поколений. Три степени субъективной свободы позволяют всем участникам включать свои индивидуальные параметры развития в общенаправленный целевой процесс, обогащая и расширяя его. На этом пути открываются параметры будущего общечеловеческого субъективного интеллекта, в том числе и возникает возможность создания его цифрового аналога.
Евро-американская интенция процесса управления хаосом не выходит за рамки аналога объективной свободы. Она жестко привязана к параметрам текущего процесса и у нее только две степени - два выбора: продолжать или прекратить этот процесс. При этом людям иной культуры такая  свобода  навязывает  аналоговый метод  существования  в виде единого типа демократии и одинакового комплекса обязательных ценностей. Но у процесса объективной свободы только два варианта завершения: затухание в самоисчерпании или столкновение с другим процессом.
Другим процессом может оказаться выстраивание интеллектуально-цифрового аналога глобальной экономики. Но внутри этого процесса тоже коренится существенное противоречие объективной динамики материального производства, наличия ресурсов и состояния окружающей среды с разными степенями свободы функционирования экономических субъектов.
В силу большей вариабельности субъективного процесса свободы, он сумеет создать интеллектуальный аналог предотвращения катастрофического варианта такого столкновения и выстроит процесс поглощения нежелательного
объективного процесса. Что еще больше приблизит человечество к созданию цифрового аналога субъективного искусственного интеллекта. А, возможно, и его материальную копию.

искусственный интеллект, МЯГКАЯ СИЛА, свобода

Previous post
Up