Вытащила из комментариев к этому (
http://empirexx1.livejournal.com/4582.html) посту:
ninaofterdingen
Рим, обратите внимание, не республиканский, а уже христианский. Республика была обычным колониальным государством, где грабеж колоний шел без стеснения. Недаром свободолюбивые европейцы себе за образец берут Брута и прочих героев республиканской эпохи, и никогда Августа и особенно христианских императоров, которые положили конец этой системе.
Ответить Развернуть
anisiya_12
И всё-таки в РИ был найден какой-то равновесный фактор Окраины вели себя достойно. Не?
ninaofterdingen
В СССР он тоже был найден. Все советские народы воспитывались одинаково и одинаково работали и воевали. Единство, которое сохранилось до сих пор - это однозначно советское наследие, возможное только благодаря СССР.
Потерян этот принцип был в период острого кризиса, в том числе идеологического, после 1991-го. Описать это европейским языком, с точки зрения капиталистического общества и западной квази-империи, не получается, и понять этот механизм тоже не получается, так что он действует, не осознаваемый обществом, а это плохо.
anisiya_12
Вот, поймали момент! Зафиксируем:
"Потерян этот принцип был в период острого кризиса, в том числе идеологического, после 1991-го. Описать это европейским языком, с точки зрения капиталистического общества и западной квази-империи, не получается, и понять этот механизм тоже не получается, так что он действует, не осознаваемый обществом, а это плохо."
ninaofterdingen
Да. Это основная проблема нашего времени. Я считаю, что ничего важнее сейчас нет.
zimopisec
Все-таки потерян был этот момент несколько раньше.
Уже к середине восьмидесятых.
И тут не получится ограничиться одной причиной.
Немного собственноумных мыслей на тему я, все-таки , выскажу.
Во-первых, если у Вас паранойя, то это не значит, что Вас не преследуют". нацвопрос был слабой точкой- и по нему и, в общем-то, били. Увы, небезуспешно.
Во-вторых. я не могу этого доказать с фактами и ссылками ( то есть ссылками я б что угодно доказал, только к власти никак не приду...), но по моему личному впечатлению, к середине семидесятых была утрачена некая нащупанная еще Сталиным равновесная точка между лояльностью к нацэгоизму малых наций и интересами советского суперэтноса. Начал, к примеру, отмирать достаточно успешно работавший в прошлом институт вторых секретарей - они почти всюду были успешно оттеснены от реального управления, превратившись в лучшем случае в аккуратных информаторов центра, в худшем- в сообщников республиканских этнических мафий ( последнее, если не ошибаюсь, имело место быть в Узбекистане. Впрочем, могу и ошибиться).
Но на мой взгляд, тут собака порылась немного глубже. Тут придется сказать несколько слов более общих- просто чтобы обозначить аксиоматику, само по себе это может прозвучать достаточно банальным.
дело в том, что есть принципиальная разница между нациями а также религиозными объединениями, если уж на то пошло- не как учениями, а как сообществами- прошлого( включая 1 половину 20 века) и ими же начиная с годов где-то шестидесятых, когда радио, авиация и телевидение запустило машинку глобализации. В прошлом в нации объединялись, чтобы преодолеть региональные границы, в мировые религии- для преодоления племенных границ... в общем, это была экспансия. Если не физическая, то эгрегориальная.
Сейчас- начиная с указанного рубежа- все происходит наоборот. Ни человеческое сознание, ни доступные ему социальные институты не готовы к структуре, которая навязывается современностью- есть я и человечество, а все, что между- не всерьез. И объединения - национальные, идеологические, религиозные- возникают как попытка создать вот эту прокладку "мы" между "я" и "все". Поставить границы, установить устойчивые структуры во все более турбулизирующемся мире.
Так вот. Как ни парадоксально, но советский имперский проект убила его закрытость. Запад для большинства был абстракцией, тоже чем-то целым, к тому же не до конца реальным- не особенно данным нам в ощущениях. И в советском коллективном бессознательном просто не возникла реальная картинка СССР не как "всего мира, который у нас есть", а как части целого, которая вполне роль такого "мы" может играть- для этого нужна картинка множеств "не мы", а не картинка цельного "они". И упомянутое коллективное бессознательное начало дробить это целое, искать свое "мы". Строить его не нужно было, и даже долго искать не пришлось- национальности никуда не делись, они даже в паспорте у каждого были прописаны.