Продолжение.
Начало тут.
Вопрос, тысячелетие на дававший покоя интеллектуалам запада и всегда волновавший русские умы - "парадоксальность" истории и судьбы Византии и всего восточного христианства. Возникшая из "ниоткуда", но во всем своём великолепии, как Афина из головы Зевса - сразу мудрая и в облачении, три столетия блестяще просуществовавшая новая Культура, затем сразу и неуклонно начавшая клониться к упадку. Парадокс рождения и парадокс ранней смерти.
На самом деле, вся парадоксальность возникает лишь из-за неправильного "угла рассмотрения", из-за навязываемой истории Византии (и христианства) "европоцентричности".
Начиная считать историю "восточнохристианской (назовём её лучше ближневосточной) культуры" с 1 века н.э. мы "отбрасываем" тысячелетний период её Предыстории, начинаем смотреть фильм с середины, с Основной Сцены и удивляемся, почему он так быстро закончился. На самом же деле, Ветхий Завет - от Авраама и Моисея, Исаака и Измаила, Давида и Храма Соломона, через всех этих ассирийцев и персов, есть действительная Предыстория ближневосточной Культуры, изложенная, правда, лишь одним из его участников, весьма тенденциозным и необъективным к остальным.
В реальности христианство, необычайно быстро оформившееся за три века в полноценную новую религию, расцвело на почве многовековой языческой предыстории данной Культуры. Тысячелетия языческой Предыстории Ближневосточной Культуры нельзя относить ни к античности, ни к позднему Египту, ни к позднему Шумеру (Вавилону) или Персии. Иудаизм, халдейство, зороастризм, арабское язычество - всё это "плодородный культурный слой язычества", на котором пышно расцвело христианство (вместе со всеми своими ересями).
Одновременно нельзя забывать, что, в отличие от европейской культуры, новая ближневосточная культура развивалась сначала в окружении зрелых форм поздних цивилизаций Египта и Междуречья, а затем в пространстве высокоразвитых политических форм поздней античности и сформировавшегося античного гражданского общества, что привело к принципиальной разнице "исторического форматирования". Ближневосточная Культура создавалась в условиях ярко выраженного псевдоморфоза - навязываемых силой чужих внешних форм. Имеются ввиду формы политической жизни, прежде всего. Зажатая между эллинским и персидским политическими мирами Предкультура не смогла сформировать свою собственную политическую элиту и была вынуждена реализовываться через реальное "вхождение в античность". (По аналогии, если бы не варвары разрушили западную римскую империю, а наоборот, сначала Персия, потом Рим завоевали всю северную Европу, извели "под корень" всех вождей, "конунгов" и т.д., и остатки германской знати были вынуждены встраиваться в римскую иерархию с нижних ступеней. Собственно, такая же участь планируется для русской культуры политической элитой запада).
Именно это объясняет всю внешнюю "парадоксальность" и "нелогичность" ближневосточной цивилизации. Но всё встаёт на свои места, если мы правильно разбиваем её историю на периоды:
- "от Авраама до Моисея", (и даже до Саула) далёкая предыстория.
- от Саула до первого плена - нахождение в орбите окружающих цивилизаций, на окраинах Египта, Ассирии, финикии и т.д.(Первый этап Предкультуры, "суверенный").
- от первого плена до восстания Маккавеев - начало интеграции в политические формы окружающих цивилизаций (Второй этап Предкультуры, нарастающий псевдоморфоз, столкновение с чужим культурным давлением).
- 2-1 век до н.э - 1 век н.э. - начало Культуры. ("европейский X век")
- 4-й век, - пик Культуры ("европейский XIII век - Высокая Готика).
- 6-й век, - закрытие Юстинианом как "языческих", так и христианских философских школ, Второй Константинопольский Собор - окончательное утверждение догматов и осуждение ересей, конец "схоластики" (аналог католического Латеранского собора XV века).
- 7-й век - Реформация (Мухаммед, ислам), надлом Культуры (иконоборчество), начало поворота культуры к цивилизации. (европейский XVI век).
- 10-11 века - поздняя исламская цивилизация, веротерпимость, власть денег, культ силы, переход власти от халифов к военачальникам, чистый империализм.
- 12-14 века - хаос, мамлюки, буиды, монголы, сельджуки - омертвение и разрушение омертвевших политических форм.
- 15 век - Османская империя - последнее восстановление единой формы Ближневосточной цивилизации (как "греческого" православия, так и "арабского" мусульманства) в единое целое.
Восстание Маккавеев - первая попытка новой Культуры заявить о себе, как самостоятельном политическом субъекте. Битва при мысе Акций флота Антония и Клеопатры против флота Октавиана была последним шансом (после Митридата) ближневосточной Культуры пойти по пути хотя бы относительно "суверенного" политического развития. (Условный аналог "последней" битвы при Пуатье, но решительно проигранной).
Вторая иудейская война - как жест отчаяния.
Когда Христос в своих изречениях и спорах с фарисеями формулирует и даёт ответы на "вечные" вопросы, от решения которых фактически уклоняются представители закончившейся Предкультуры - фарисеи, когда Он и Его ученики готовы быть распятыми на кресте за открывшуюся им Истину, это и есть момент начала истории собственно Культуры, исторический аналог которого мы видим на западе в X веке, хотя и совершенно в другом виде, соответствовавшем совсем другой Культуре ("Возле собора возвышались виселица и колесо. Всякий жил тогда в сознании ужасной опасности - опасности не палача, но преисподней. Бесчисленные тысячи ведьм были убеждены, что действительно ими являются. Они доносили сами на себя, чтобы вымолить себе искупление, из чистейшей любви к правде они рассказывали на исповеди о своих ночных полетах и о договорах с дьяволом. Инквизиторы со слезами, из сострадания к падшим приказывали их пытать - чтобы спасти их души.")
Когда Григорий Нисский в 4-м веке пишет: "Одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки." - это и есть период ближневосточной "высокой готики", когда религиозными спорами заполнено всё пространство Культуры.
Когда Мухаммед говорит, что он "печать пророков", значит печать поставлена на реальной истории Культуры, дальше - цивилизация. Внутреннее развитие, творчество закончилось, началось "Новое время", внешняя экспансия, империализм.
"В исламе следует усматривать пуританство всей группы раннемагических религий, которое лишь выступило в форме новой религии в регионе южной церкви и талмудического иудаизма. В этом его глубинное значение и тайна его баснословных успехов, а не только в мощи военного наступления. Несмотря на то, что ислам по политическим мотивам практиковал неслыханную веротерпимость (последний великий догматик греческой церкви Иоанн Дамаскин был под именем аль-Мансура казначеем халифов), иудаизм и маздаизм, а также христианские южная и восточная церкви оказываются стремительно и практически полностью им поглощены. Католикос Селевкии Йезуяб III жалуется, что при первом же появлении ислама десятки тысяч христиан отпали от религии, а в Северной Африке, на родине Августина, все население тут же приняло ислам. Мухаммед умер в 632 г. Уже в 641 г. вся область монофизитов и несториан, т. е. Талмуда и Авесты, находилась в распоряжении мусульман. В 717г. они подошли к Константинополю, так что опасность исчезновения угрожала также и греческой церкви. Уже в 628 г. один родственник Мухаммеда преподнес подарки китайскому императору Тайцзуну и получил разрешение на миссионерскую деятельность. Начиная с 700 г. в Шаньдуне существуют мечети, а в 720 г. уже давно закрепившиеся в Южной Франции арабы получают из Дамаска повеление завоевать Франкское государство. Два столетия спустя, когда на Западе из остатков западной церкви возник новый религиозный мир, ислам добрался до Судана и Явы.
И все же ислам означает всего лишь эпизод внешней истории религии. Внутренняя история магической религии так же заканчивается с Юстинианом, как фаустовской - с Карлом V и Тридентским собором." О.Шпенглер.