Полтора часа из жизни разъезда Погостье. Савеловско-Мологский ход.

Sep 21, 2021 03:13

Про Турышкино я уже рассказал, а мы держали путь дальше. Год назад я продвинулся по Мологскому ходу до Старой Малуксы (считай Малуксы основной), в этом году решил поехать еще дальше. Правда, выбор места вызывал интересные споры в нашем Савеловском сообществе, мол что я нашел в глуши. Но на, то есть некоторые причины.
В этот раз нам компанию состав Олег из Будогощи, постоянный автор нашего сообщества "Савеловская Магистраль", который снабжает контентом из Будогощи и окрестностей. К нам он подсел в Малуксе, где по станции происходило аж тройное скрещение - наш электропоезд, ему навстречу наливной с Будогощи и нас пропускал грузовой вперед. По сравнению с ранними годами, когда я оказался на Мологском ходу - движение в этом году явно выросло.
Наш электропоезд ЭТ2М-102 резво летел сквозь болота и я заметил, как резко сменилась картинка за окном. Вместо сосновых лесов Малуксы начались огромные болота и непроходимые леса. Если открыть карту, то ничего кроме болот и лесов в окрестностях нет. Дорога до разъезда заняла у нас буквально два часа. А сам разъезд встретил ожидающим грузовым поездом на боковом пути в сторону Мги. А электропоезд на которым мы приехали, помчал в Кириши, вскоре он же через полтора часа нас повезет назад в Санкт-Петербург.
1. ЭТ2М-102


Немного справочной и исторической информации о разъезде.

Разъезд Погостье находится на линии Мга - Будогощь - Сонково - Дмитров, относится к Октябрьской железной дороге. Управление разъездом происходит из ЕДЦУ города Санкт-Петербург. По расстоянию находится в 33 км от станции Мга и в 82 км от Санкт-Петербурга. По разъезду имеют остановки все электропоезда в направлении Мги, Будогощи, кроме местного экспресса. Имеется одна островная платформа и два пути. По сути классический разъезд средь лесов.
Немного из истории:

Строительство станции начато в период Первой мировой войны 1914 - 1918 годов силами австрийских солдат и офицеров, пленённых русскими войсками при Брусиловском прорыве.
В период зимы 1941 - весны 1942 годов станция стала отправной точкой для начала Любанской наступательной операции по прорыву блокады Ленинграда. С плацдарма линии Воронов - Погостье - Жарок войска 54-й армии Ленинградского фронта начали наступательные действия в направлении города Любань с целью соединения с войсками 2-й Ударной армии Волховского фронта и дальнейшего окружения Мгинско-Тосненской группировки немецко-фашистских захватчиков. В районе станции и ж/д переезда наши войска долго и безрезультатно в лобовых атаках пытались взять у​крепленные позиции XXVIII-го армейского корпуса ВС Германии (вермахта). Удалось это ценой огромных потерь. Согласно оценкам самих участников тех событий, а также по архивным материалам, на маленьком участке фронта войска Красной Армии за неполных 3 месяца потеряли убитыми и пропавшими без вести (не считая раненых) более 30 тыс. солдат и офицеров. Их не успевали хоронить во время боёв и они так и остались лежать по воронкам, канавам, вдоль и ныне существующей ж/д ветки и насыпи. До сих пор в тех болотистых лесах поисковики каждый год находят останки наших воинов. Земля в тех местах напичкана железом: боеприпасы, разбитая техника, колючая проволока.

Выбор места пал именно из-за истории, мне вспоминались рассказы spok182 о поездке по Рижскому ходу в далеких 14-16 годах, когда он рассказывал будто духи Ржевской битвы до сих пор ходят по окрестным болотам и лесам. Так и здесь, было интересно ощутить атмосферу места.
Еще одним фактом выбора стало то, что сюда кроме как на электропоезде - больше никак не добраться. Открыв карту можно увидеть, что дорог нет, вокруг болота и леса. А какой нормальный фотограф в наше время поедет в такие края? Да почти никто. А уж после смерти Романа, вряд ли кто еще будет показывать жизнь таких глухих уголков нашей Магистрали. Но вернемся к железной дороге.
Грузовой состав стоял в ожидании отправления на Мгу, но посмотрев расписание, мы поняли, что раньше экспресса на Будогощь - его не отправят. Сам разъезд имеет два пути (главный и боковой). Радует, что здесь еще сохранились выходные сигналы старого образца.
2. Разъезд Погостье, вид на Мгу.


Но стоило спуститься с платформы, как выходной сигнал на Жарок горел зеленым, а вскоре на всех парах полетела сплотка тепловозов ТЭМ18ДМ в направлении Киришей. Они же нас пропускали по станции Сологубовка.
3. ТЭМ18ДМ-1587


Тепловозы новые, таких высоких номеров у ТЭМок я еще не ловил.
Я лично хотел поснимать с видом на речку Мга, здесь линия шла по небольшой возвышенности и вообщем-то можно снять поезд на небольшом мосту.
Пока шли к месту, окинул взглядом местную тропинку в пристанционный поселок. Какая же здесь была тишина и какой же свежий воздух. Фотография все это не передаст.
4.


На глаз - пристанционный поселок буквально на несколько домов. Места здесь настолько глухие, что даже мобильная связь не ловилась. Ради таких моментов иногда стоит выбираться. Правда, аномальное количество комаров - было не очень хорошо.
Окинем взгляд на разъезд, где на закатном солнышке стоял наш электровоз ВЛ10 в ожидании отправления.
5. ВЛ10-875


Главное отличие Мологской части Савелки от Московской - здесь куда большее разнообразие подвижного состава и места выглядит иначе. Более глухие. Если у нас уже не очень хочется снимать, то здесь - как раз иное желание.
Тем временем настало время прохода местного экспресса. Главная фишка Санкт-Петербурга - это именные электропоезда. Думаю,  многие видели названия "Карелия", "Вуокса", "Смена" и тд. Так вот, а здесь, по Мологскому ходу, ходит именной электропоезд "Тигода". СЗППК даже запускали голосование и мы предлагали свое - "Молога", но по голосованию больший процент набрало "Киришанка" и "Таежный экспресс". Откуда взялось название "Тигода" - для меня загадка до сих пор. Для тех кто не знает: Тигода - река в Ленинградской и Новгородской областях, левый приток Волхова. Длина - 143 км. Площадь бассейна - 2290 км². Только река особо не имеет отношения к данному направлению, но да ладно. Хоть какая-то фишка есть своя здесь, в отличие от Москвы.
Экспресс пронесся крайне быстро, я даже отвык снимать обычный МВПС на таких скоростях. По ощущению он мимо нас пролетел на всех 115-117 км/ч. Получился кадр в стиле встреча на разъезде.
6. ЭД4М-0294 "Тигода" экспресс Санкт-Петербург - Будогощь


Про заполняемость данного электропоезда ничего сказать не могу. Со слов Олега - народ ездит. Сам экспресс курсирует в графике вечером из СПБ, рано утром на СПБ.
После прохода экспресса, мы почему-то думали, что грузовой отправят, но нет. Ребята продолжали тухнуть на разъезде, а потом внезапно открыли сигнал на Жарок. Значит ДНЦ решил пропустить грузовой с Малуксы еще. Вообще, интересно тут управляют движением, с умом. Создают пачки поездов - пропускают, не создавая помех. Вспоминая как пропускают грузовые у нас на однопутке от Дмитрова до Савелово, тем самым постоянно создавая опоздания электропоездам от 5 до 30 минут, мне чуточку стало стыдно за московских коллег.

Комары на разъезде, к слову наглые и голодные. Их было очень, очень много. Настолько много, что от укуса одного у меня даже началась аллергия и рука хорошо так опухла. Отек начал сходить только через пару дней. Место укуса дико горело, но ни жала, ничего такого не было. В округе царила тишина. Мы прогулялись к мосту через речку Мга, немного поскучали там, вернулись на место как раз к проходу грузового из Малуксы. Вновь обычный ВЛ10 с красивым тифоном. И кадр получился тем, каким я хотел сделать.
7. ВЛ10-1124


Где-то в дали на болотах уже стелился туман. А грузовой на всех парах промчался мимо нас на Будогощь. Вскоре перевели стрелку, где Машуля первый раз увидела это в живую и отправили наш скучающий грузовой на Мгу. В закат и тайны туманов.
8.


Ну, программа минимум и максимум выполнена в полном объеме. Пара грузовых, местный экспресс, резерв из маневровых - достаточно классный улов, по сравнению с прошлыми годами, когда ловил только один "Трансойл" или вообще ничего, когда электропоезда поставили в позу зю всю линию. Посмотрев на часы, мы решили прогуляться в другую горловину станции. До электрички назад оставалось буквально минут 40.
Пока шли по платформе, обнаружилась братская могила. Возле памятника были собраны каски, лопатки, гильзы от снарядов. Я так понимаю, все это достали либо с местных болот, либо при раскопках в округе. Позже по карте замечу, что таких братских могил - здесь две.
9.


Сложно представить какие здесь были бои.
Вторая часть разъезда больше напоминала двухпутную вставку. Горловина на Мгу - выглядела куда интереснее. Здесь же находится единственное станционное здание.
10.


А потом мы заметили, что внезапно открыли выходной сигнал на Мгу. Было интересно - под электропоезд или диспетчер что-то пропустит вперед нашего электропоезда. Ждать пришлось минут 20 точно, как показался прожектор со стороны Жарка. Это уже наверно традиция моих поездок на Мологский ход - на всех парах летел 2ЭС4К "Трансойл". С крайне приветливой бригадой, за что им спасибо.
11. 2ЭС4К-120


Вишенка на тортик. Что касается грузовых, если кому интересно. То теперь по линии до станции Кириши курсирует 18 пар грузовых (из них 4 до Киришей поезда "Трансойла" и 14 пар на Будогощь - Сонково). Плюс-минус могут быть сборные поезда с Новгорода/ на Новгород. Подвижной состав разнообразен - ВЛ15, ВЛ10, ВЛ10у, 2ЭС4К/3ЭС4К, а также есть сквозные поезда под тепловозами от Хвойной под тягой 2ТЭ25КМ, 2ТЭ116,У, УД. Сюда же добавлю новинку данного направления - с этого года здесь проходит порядком 2 пар поездов компании БТС под своими тепловозами 2ТЭ25КМ и 2ТЭ116У. Но в этот раз они мне не попались, но Олег летом такое видел в Хвойной.
И вроде места глухие, с такой историей, но по движению уже не скажешь, что совсем все плохо, как было раньше. Буду таить надежду, что реконструкция второго (третьего) этапа линии - не испортит эти места.

Через 10 минут подошел наш электропоезд на Санкт-Петербург, попрощались с Олегом и уехали в закат. Олегу оставалось подождать буквально пол часа до своего поезда на Будогощь. К слову, когда ехали в Погостье - электропоезд был пустой. Дай бог 5-10 человек на вагон. А вот обратно, внезапно - был аншлаг. Заполняемость вагона была почти 80%, как и всего состава. Дорога обратно прошла в сонной усталости. По Малуксе встретили наш Дончак, по Сологубовке было тихо. А вот дальше было интересно. В нашем графике из-за каких-то окон заложили стоянку во Мге 20 минут. Вышел подышать воздухом, понаблюдал за жизнью станции словил прекрасный закат, пока Машуля (тихо спала) охраняла вещи.
12.


Жизнь станции Мга - заслуживает отдельного поста в другой раз, правда снимать здесь не захочется. Вся станция находится в коробке шумозащитных заборов, что определенно фу. Да и не доказано, что эти заборы реально защищают, ведь вибрации никуда не деваются. Движение здесь, по ощущениям, каждые 5 минут. То туда грузовой, то сюда. Светофоры красным долго не горят. Стоило мне только зайти в вагон, как пролетел ЧС2Т на север с каким-то поездом. Эхх, знал бы, подождал. После Мги народу в вагоне стало побольше, а вот контроллеров мы так и не встретили. Через час мы были уже в Санкт-Петербурге, где ощутимо похолодало, но я был доволен. Давно хотел такую поездку на Мологскую часть нашей дороги.

Не знаю, была ли это последняя поездка в этом году в те края или нет, но определенно с годами, надо будет закольцевать весь Савеловский ход, пока он не превратился в двухпутную Магистраль. С одной стороны радует, что о дороге не забыли, с другой стороны - теряется атмосфера. Правда, может это только у нас так? Не знаю. Кажется пора переставать бояться летать и почаще навещать северную столицу. Здесь много мест где хочется снимать. А Савеловская Магистраль - здесь с душой, которой всегда не хватает у нас, в Москве. Высокие скорости, обилие разных локомотивов, сосновые леса сменяют друг друга с болотами. Есть в этом что-то свое. Время покажет, может в этом году еще заеду.

Поспешите увидеть Савеловское и Мологское направление таким, глухим. Есть у меня предчувствие, что через пару лет - это будет другая дорога.

Поддержать блог:
Банковский перевод
ВТБ - 4893 4703 1217 4292
Сбербанк - 6390 0238 9048 2437 03

Мга, Савеловское направление, Октябрьская железная дорога, Погостье

Previous post Next post
Up