Краски

Sep 03, 2013 17:59


Краски.

- Видишь ли, ученик…, - Учитель свел ладони, сцепил пальцы в замок и в таком положении поднес руки к губам, взгляд его устремился куда-то вдаль, и Учитель на секунду замолчал. - Видишь ли, ученик, ты не учел самого главного. Стремясь к совершенному, ты увлекся смешением, совершенно забыв о том, что совершенство зачастую проявляется в простейшем. Начерти, например, окружность и равномерно закрась ее одним цветом. Все, что у тебя получится, будет совершенным. Скучным, но совершенным. Просто закрашенная одним цветом окружность. Ты сейчас, наверное, думаешь о том, что в искусстве повторить подвиг Черного Квадрата невозможно. И ты, возможно, прав. Потому что настоящее искусство несовершенно. Изъяны придают произведению уникальность.

Учитель замолчал. Ученик смотрел на учителя, не решаясь нарушить тишину. Учитель встал, подошел к окну, подозвал жестом ученика.

- Что ты видишь за окном, ученик? Ты видишь хмурую поляну с тремя мачтовыми соснами. Что ты нарисуешь на своем холсте? Ты нарисуешь сосны чуть выше, а поляну чуть глубже. Небо на твоем рисунке будет чуть светлее, или наоборот - чуть пасмурнее. Все, что ты нарисуешь, будет зависеть от тебя. Ты создашь картину неидеальной, но именно благодаря своим маленьким изъянам она будет прекрасна. Но эти изъяны не должны создавать сути самой картины. Не мне тебе объяснять, что без самого бублика дырка от бублика существовать не может.
Ученик хотел было сказать что-то в свое оправдание, но осекся под строгим взглядом Учителя.

- Возможно, проблема испорченного холста и истраченных красок тебе и кажется ничтожной, но все на самом деле гораздо серьезнее. Пойми. Краски - это практически как наше общество. Только краски чуть сложнее. Наше общество живет по тем же законам, что и наши краски. Подожди, не перебивай, мы сейчас вместе с тобой разберемся. Давай для начала вспомним историю. Прообраз красок появился тогда, когда человек впервые поднял горсть земли и приложил ее к пещерной стене. Минералы, содержавшиеся в почве, окрасили камень. Чуть позже человек смекнул, что в разных почвах содержатся разные минералы, которые окрашивают поверхность в разный цвет. Так появились простейшие краски.
Таким же образом зарождалось наше общество. Сначала появились простейшие ячейки - племена и родовые общины. Эти первые ячейки состояли из небольшого количества людей, и каждый человек представлял собой индивидуальность. Но целостность и уникальность каждого племени или родовой общины определялась наличием Главы. Вождя. Старейшины.  Так и в наших красках человек начал выделять различные группы пигментов, которые формировались за счет наличия в почве того или иного основного минерала. Человек также открыл для себя, что красящими свойствами обладает и органика.

Общество взрослело, люди объединялись, появлялись города, государства. Над государствами образовались национальности, общности людей на основе вероисповеданий. Человек открыл для себя существование других континентов и других человеческих рас.

Точно так же с взрослением общества взрослели и наши краски. Со временем из двух типов - органических и неорганических красок появились алкидные, силикатные, эмалевые, клеевые… Люди научились использовать разбавители и растворители, научились смешивать схожие краски. Схо-жи-е, ты слышишь, ученик?
Общество росло и развивалось, люди перемещались между общинами, племенами, городами, государствами и континентами. Люди переходили из одной культуры в другую, благодаря миграционным процессам рождались и умирали целые цивилизации, потому что именно движение людей обеспечивало обществу жизнь и развитие. Правителям миграция показалась крайне удобным инструментом для достижения своих стратегических целей. Словно по мановению кисти художника на однотонных полотнах наций появлялись разноцветные пятна мигрантов, несших в себе либо развитие и процветание вместе с культурой и цивилизацией, либо страдания и смерть вместе с завоеваниями и разрушениями. И все-таки, чаще всего это было смешение однородных красок.

Одни краски предназначены для раскрашивания, другие - для окраски. Чувствуешь разницу, ученик? Одними красками создаются полотна и росписи, другими покрываются стены гигантских зданий. Одни краски несут в себе эстетическую функцию, в то время как другие - чисто практическую, защитную. Не понимаешь, о чем я? Да все же очень просто. Покрой металл краской, и она защитит поверхность от коррозии. Покрой краской дерево - и дерево будет надолго защищено от гниения и высыхания. Все краски нужны по-своему, все краски ценны по-своему, но не все их можно смешивать.

Краски разные. По составу, по цвету, по плотности, по миллиону других параметров. Как и люди в человеческом обществе, краски могут безболезненно смешиваться только с близкими типами. Добавь в акварель масляную краску и ты не получишь ни акварели, ни масляной краски. Они не смешаются полностью, но и к своему начальному виду уже никогда не вернутся. Бездумно смешай кремниевые белила с Нуар Д’Ивуар, и ты не получишь ни того, ни другого.

Учитель замолчал. Ученик переминался с ноги на ногу, но не решался ответить наставнику.

- Вот что, ученик. Послушай мой совет. Смешение красок необходимо, оно дает нам оттенки, дает картину. Именно благодаря смешению красок мы получаем шедевры. Но настоящий художник всегда должен знать, какие краски можно смешивать, а какие нет. Получай новые цвета, вырабатывай новую технику, но не спорь с природой. Ты видишь, что случилось с нашим обществом, в которое кто-то выплеснул ведро инородной краски. Инородная краска не дала нашей картине ни цвета, ни оттенков. Она, будучи более маслянистой, скопилась лужами и засохла, и теперь нам нужно рисовать новую картину, на которую уйдет не один десяток лет.

Будь осторожнее с красками, сынок.

цивилизация, культуры, краски, смешение, миграция, рассказ, философия, общество

Previous post Next post
Up